Подать заявку
Вернуться назад
ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯРАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНРПроблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии, и процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В современных условиях важно использовать в работе с детьми методы, нацеленные на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, необходимые для успешногообучения в школе. Для того чтобы пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе развития речи, необходимо заинтересовать изамотивировать их к активной деятельности.Представляю вам опыт работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи по развитию связного высказывания. Исходя из наблюдений за детьми группы определены следующие проблемы :1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической имонологической речи не соответствует норме (составление предложений,соблюдение последовательности, оригинальности, наполняемости сюжетадеталями)2. Развитие мелкой моторики отстает от возрастной нормы (владениекарандашом, ножницами)3. Наблюдается неравномерность развития психических процессов. Работа по формированию связной монологической речи проводится по двумнаправлениям:1 направление. Обучение пересказу текста, способствует: количественному и качественному обогащению словарного запаса практике употребления обогащенной лексики в активной речи формированию грамматического строя усвоению структуры связных высказываний воспитанию языкового чутья усвоению некоторых художественных приемовНа начальном этапе использую небольшие тексты.С детьми, имеющими речевые нарушения, рекомендуется отбирать тексты сналичием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого, счастливого, справедливого и доброго конца являются русские народные сказки.При обучении пересказыванию, (запоминание и воспроизведение текста) использую мнемотехнику.2 направление. Обучение составлению рассказов.Исходя из проблем детей группы и задач ФГОС ДО, а также выявив интерес детей к работе с ножницами,) вышла на интересный и эффективный вариант работы с воспитанниками.На первом этапе детям предлагаю из множества предметных картиноквыбрать понравившуюся и вырезать ее по контуру. Используя Синквейн-технологию, обсуждаем вырезанный предмет, действия, признаки, (создаём нерифмованное стихотворение). Составление данных синквейнов облегчает процесс обобщения и классификации, учит точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса детей. Метод наглядного моделирования помогает детям определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, а также способствует развитию связной речи, закреплению лексико-грамматическихконструкций. Синквейн составляется следующим образом:1) первая строка – одно слово, обычно существительное (предмет или явление);2) вторая строка – два слова, (прилагательные, описывающие признаки предмета); 3)третья строка – три слова, (глаголы, описывающие действия предмета);4) слова, связанные с предметом;5) пятая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение ребенка к предмету или явлению. Дети предлагают разные варианты обыгрывания картинки: игра, театр,действия с картинками.4. Создаю условия для обыгрывания предметной картинки, способствующие развитию связной речи, закреплению предложно-падежных конструкций. В практике коррекционно - логопедической работы с дошкольниками с ТНР использую также прием придумывания конца готового текста сказки или рассказа. Но как показывает практика, наличие словарного запаса еще не предполагает умения рассказывать. Необходимо задействовать накопленный словарный запас.Второй этап:На следующем этапе, с детьми вырезаем уже несколько предметных картинок, наклеиваем их на лист бумаги. Ребята создают сюжет и дополняют его прорисовыванием деталей. Индивидуально обсуждаем с детьми сюжет полученной картинки, выстраиваем последовательность событий (алгоритм), обдумываем вопросы разного характера, чем и как можно дополнить эту историю. Использую следующие вопросы: Репродуктивные (констатирующие) – требуют простых ответов. Они начинаются вопросительными местоимениями: Кто? Ктоэто? Что? Что это? Что делает? Поисковые вопросы – требуют полных распространенных предложений(вначале с прямыми дополнениями без предлога, затем с косвенными какс предлогом, так и без него). Эти вопросы содержат вопросительные местоимения или наречия: Где? Куда? Откуда? Как? когда? Сколько? Какой? Проблемные вопросы – требуют сложноподчиненных предложений спридаточными причины или цели. Они сложны по синтаксическойструктуре и по содержанию, т.к. требуют мотивации ответа,осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловыхассоциаций . Эти вопросы начинаются вопросительными наречиями Почему? Зачем?Предлагаю ребенку посмотреть внимательно на составленную схему(алгоритм): С чего ты начнешь свой рассказ? Что было сначала? Что потом?С опорой на сюжет картинки и алгоритм ребёнок составляют короткуюисторию.На следующем этапе ребёнок совместно со взрослым составляет более сложный рассказ или сказку с: изменением времени действия добавлением фактов, деталей добавлением героев, имен героев добавлением диалога героевПридуманные рассказы, представляют собой некий результат детской фантазии, требующий от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного моделирования сюжета и композиционного построения текста.Применение наглядного моделирования в работе с детьми с ТНР приводит к устойчивым положительным результатам в речевом и умственном развитии детей. Дети научились планировать и выстраивать свое речевое высказывание, у них появилось желание придумывать интересные истории и сказки. Многие дети стали активными, творческими, инициативными участниками процесса познания и овладения родной речью.
Автор публикации: Карпова Ирина Владимировна
Практика использования технологий для развития связной речи у детей с ТНР
скачать документВернуться назад
ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯРАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНРПроблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии, и процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В современных условиях важно использовать в работе с детьми методы, нацеленные на развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, необходимые для успешногообучения в школе. Для того чтобы пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе развития речи, необходимо заинтересовать изамотивировать их к активной деятельности.Представляю вам опыт работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи по развитию связного высказывания. Исходя из наблюдений за детьми группы определены следующие проблемы :1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической имонологической речи не соответствует норме (составление предложений,соблюдение последовательности, оригинальности, наполняемости сюжетадеталями)2. Развитие мелкой моторики отстает от возрастной нормы (владениекарандашом, ножницами)3. Наблюдается неравномерность развития психических процессов. Работа по формированию связной монологической речи проводится по двумнаправлениям:1 направление. Обучение пересказу текста, способствует: количественному и качественному обогащению словарного запаса практике употребления обогащенной лексики в активной речи формированию грамматического строя усвоению структуры связных высказываний воспитанию языкового чутья усвоению некоторых художественных приемовНа начальном этапе использую небольшие тексты.С детьми, имеющими речевые нарушения, рекомендуется отбирать тексты сналичием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого, счастливого, справедливого и доброго конца являются русские народные сказки.При обучении пересказыванию, (запоминание и воспроизведение текста) использую мнемотехнику.2 направление. Обучение составлению рассказов.Исходя из проблем детей группы и задач ФГОС ДО, а также выявив интерес детей к работе с ножницами,) вышла на интересный и эффективный вариант работы с воспитанниками.На первом этапе детям предлагаю из множества предметных картиноквыбрать понравившуюся и вырезать ее по контуру. Используя Синквейн-технологию, обсуждаем вырезанный предмет, действия, признаки, (создаём нерифмованное стихотворение). Составление данных синквейнов облегчает процесс обобщения и классификации, учит точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса детей. Метод наглядного моделирования помогает детям определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, а также способствует развитию связной речи, закреплению лексико-грамматическихконструкций. Синквейн составляется следующим образом:1) первая строка – одно слово, обычно существительное (предмет или явление);2) вторая строка – два слова, (прилагательные, описывающие признаки предмета); 3)третья строка – три слова, (глаголы, описывающие действия предмета);4) слова, связанные с предметом;5) пятая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение ребенка к предмету или явлению. Дети предлагают разные варианты обыгрывания картинки: игра, театр,действия с картинками.4. Создаю условия для обыгрывания предметной картинки, способствующие развитию связной речи, закреплению предложно-падежных конструкций. В практике коррекционно - логопедической работы с дошкольниками с ТНР использую также прием придумывания конца готового текста сказки или рассказа. Но как показывает практика, наличие словарного запаса еще не предполагает умения рассказывать. Необходимо задействовать накопленный словарный запас.Второй этап:На следующем этапе, с детьми вырезаем уже несколько предметных картинок, наклеиваем их на лист бумаги. Ребята создают сюжет и дополняют его прорисовыванием деталей. Индивидуально обсуждаем с детьми сюжет полученной картинки, выстраиваем последовательность событий (алгоритм), обдумываем вопросы разного характера, чем и как можно дополнить эту историю. Использую следующие вопросы: Репродуктивные (констатирующие) – требуют простых ответов. Они начинаются вопросительными местоимениями: Кто? Ктоэто? Что? Что это? Что делает? Поисковые вопросы – требуют полных распространенных предложений(вначале с прямыми дополнениями без предлога, затем с косвенными какс предлогом, так и без него). Эти вопросы содержат вопросительные местоимения или наречия: Где? Куда? Откуда? Как? когда? Сколько? Какой? Проблемные вопросы – требуют сложноподчиненных предложений спридаточными причины или цели. Они сложны по синтаксическойструктуре и по содержанию, т.к. требуют мотивации ответа,осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловыхассоциаций . Эти вопросы начинаются вопросительными наречиями Почему? Зачем?Предлагаю ребенку посмотреть внимательно на составленную схему(алгоритм): С чего ты начнешь свой рассказ? Что было сначала? Что потом?С опорой на сюжет картинки и алгоритм ребёнок составляют короткуюисторию.На следующем этапе ребёнок совместно со взрослым составляет более сложный рассказ или сказку с: изменением времени действия добавлением фактов, деталей добавлением героев, имен героев добавлением диалога героевПридуманные рассказы, представляют собой некий результат детской фантазии, требующий от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного моделирования сюжета и композиционного построения текста.Применение наглядного моделирования в работе с детьми с ТНР приводит к устойчивым положительным результатам в речевом и умственном развитии детей. Дети научились планировать и выстраивать свое речевое высказывание, у них появилось желание придумывать интересные истории и сказки. Многие дети стали активными, творческими, инициативными участниками процесса познания и овладения родной речью.
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru
Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.
Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.