Подать заявку
Вернуться назад
Министерство культуры Республики ТатарстанМАОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2»г. Набережные ЧелныМетодическое сообщение«Работа с начинающими в классе баяна» в ДШИ и ДМШ Выполнил: преподаватель высшей квалификационной категории по классу баян Лычак Владислав Иосифович г. Набережные Челны План урока:ВступлениеЗнакомство с инструментомОсобенности элементов детской посадкиРабота с учащимисяПостановка правой рукиУпражнения для постановки правой рукиПостановка левой рукиУпражнения для постановки левой рукиЦели:Познакомить учащихся с музыкойРассказать об истории возникновения баянаПознакомить с составными частями и внутренним устройством баянаДать первоначальные знания нотной грамоты Ход урока. Вступление. Первый урок в музыкальной школе является в жизни ребенка большим событием. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того на сколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям, поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Пусть ребенок освоится в новой для него обстановке, надо постараться расположить его к себе. Обязательно поиграть на этом уроке, предложить спеть знакомую песенку и поаккомпанировать, это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу. Педагогическая деятельность-это постоянное творчество, поэтому педагогу очень важно уметь учиться развивать свой творческий потенциал, подниматься на новый интелектуальный, эмоциональный уровень. Данная статья написана на основе методической работы автора. «Понимать музыку-значит любить ее, посвещенной обучению детей игре на баяне». Как сделать процесс обучения интересным, привлекательным и увлекательным, как активизировать детей к дальнейшим занятиям. На эти вопросы можно получить ответы или использовать полученную информацию как повод к размышлению. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому именно ему хочется уделить особое внимание. Для начинающих баянистов одной из проблем является умение приспособиться к инструментуЗнакомство учащихся с музыкой и с нотной грамотой.Педагог может поиграть различные мелодии, знакомив ученика со звучанием инструмента. Песня- Танец- Марш. Конечно же нельзя оставить без внимания историю возникновения инструмента. В давние времена на Руси жил человек по имени Боян, который пел песни и рассказывал былины о победах русских воинов, аккомпанировал себе на гуслях. Любимый народом инструмент назвали в память о деревне- русском певце- сказителе. Так инструмент получил название баян. Конечно, этот инструмент не сразу стал таким, каким мы его знаем. Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок- тонкая металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже известны с незапамятных времен- сперва кузнечные, а потом органные. И клавиатура была изобретена еще до первого летоисчисления. А вот возраст ручной гармоники, прапраматери современного баяна, на фоне этой старины можно считать младенческим- чуть больше ста восьмидесяти лет. Имя изобретателя ручной гармоники- Фридрих Бушман. Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской. В 1822 году он сконструировал специальное приспособление- маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент. Используя эту технологию, венский органный мастер Кирилл Демиан, усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном. Но на аккордеоне можно было играть, правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой. Но это была уже музыка, а не детская забава. Вскоре инструмент распространился по всему миру. А мы обязаны этим как ни странно, ни музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал ее, тогда еще довольно дорогую и привез домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Таким образом началось производство иного инструмента, которое перекинулось в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали подлаживали под свои напевы. Саратовская, ливинская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская- всех и не перечислить. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента- игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической музыки. К середине 20 века гармоник были широко распространены, многие музыканты были самоучками. Теперь же другие времена- класс баяна есть в музыкальных школах, училищах, консерваториях. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, в том числе и дети- победители Всероссийских и Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сей день. Ее можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Посадка и постановка рук. Главной проблемой развития техники является правильная посадка и постановка рук. Наиболее целесообразной следует считать шаткую постановку, которая обеспечивает полную свободу всего тела. Немало важное значение также имеет посадка и установка инструмента, положение плечевых ремней. Сидеть нужно на передней половине жесткого стула. Бедра при этом должны располагаться горизонтально, параллельно полу. Баянист имеет три основные точки опоры: опора на стул и опора ногами на пол. При посадке необходимо ощущать еще одну точку опоры в пояснице. Корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперед. Именно ощущение опоры в пояснице придает легкость и свободу движения рук и туловища. Инструмент должен стоять устойчиво параллельно корпусу баяниста. Мех располагается на левом бедре, в правое бедро упирается гриф. Два плечевых ремня подгоняются в соответствии с телосложением исполнителя. Излишне тесные ремни могут привести к тому что баян будет висеть на них, чем стоять на коленях. Правильной подгонкой ремней следует считать такую, при которой между корпусом баяна и исполнителя можно провести ладонью. Постановка рук и посадка музыканта формируется в процессе привыкания к инструменту (тем более баян на протяжении учебы может меняться несколько раз, в зависимости от роста ребенка). Перед маленьким баянистом стоит нелегкая задача- приспособиться к двум инструментам (в школе и дома), поэтому желательно чтобы они соответствовали друг другу. Если на уроке он будет играть на маленьком инструменте (что удобно для педагога), а дома на играть на более большом, то будет сталкиваться с физическими и техническими трудностями, которые могут повлиять на его отношение музыки в целом. Педагог должен помочь ученику заниматься на уроке на соответствующем инструменте. При правильном подходе к вопросу посадки и постановки в комплексе, с музыкально-эстетическими задачами, ребенок (даже 6-7 летний) успешно и с удовольствием музицирует и на Рубине. Начальный период очень важно включать в процесс обучения специальную гимнастику для пальцев, рук и корпуса, благодаря которой ребенок осваивает мышечную азбуку. Задача педагога заключается в подборе комплекса упражнений для каждого ученика, с учетом его индивидуальных особенностей (физическое развитие, координация, строение рук и т.д.). Критерии правильной постановки и посадки- ее удобство и естественность. Важно научить ребенка находить удобные движения, прислушиваться к своим ощущениям, анализировать их, чувствовать состояние мышечного тонуса (активной свободы, готовности к деятельности). Работа должна проводиться постепенно, на всем протяжении созревания препарата. Чем меньше развиты способности ребенка, тем сложнее ему координировать движения, формировать звук, тем больше он нуждается в помощи педагога. Каждое небольшое физическое напряжение ученика должно перекрываться ярким эмоциональным воздействием со стороны педагога и помогать ему находить нужные движения и ощущения. Учитывая физические сложности, выразить свои эмоции на баяне маленькому музыканту очень трудно. И здесь результат во многом зависит от выбора, методов и способов педагогического воздействия. Нужно уметь «заражать» ученика определенным настроением, помочь почувствовать и найти нужный звук, характер прикосновения к кнопочкам и меховедения, использовать для этого весь эмоциональный запас, язык тела, жестов и мимики. И на мой взгляд не нужно торопиться показывать ученику как это должно прозвучать, нужно иметь терпение. И как показывает опыт, ребенок создает свой шедевр, может быть чуть-чуть «не дотянет» до педагогического образца, но это будет его творение, понятное ему, услышанное, проанализированное и прочувствованное. И такой способ будет способствовать росту и формированию музыканта, а при частых «педагогических показах» есть опасность, что ученик просто формально повторит услышанное, ориентируясь на наглядный нотный текст и какие-либо исполнительские движения педагога, выполняя при этом чужую волю. Хорошо если ученик быстро схватывает ( очень многие дети играет с рук), но потом они редко что могут сделать самостоятельно в музыкальной деятельности, а менее способные ученики всегда будут чувствовать дискомфорт и неполноценность своей игры при таких занятиях. Постановка правой руки.Кисть правой руки должна быть свободна, пальцы полусогнуты. Большой палец должен свободно перемещаться по грифу слегка касаясь. Существует три положения(позиции) кисти:По косому ряду (по хроматизму)По прямому ряду Когда мы опускаем кисть.Пример для первой позиции: РНП «Как под горкой под горой» Д. Кабалевский. «Маленькая полька»В этих пьесах мы сталкиваемся с тремя положениями кисти. Постановка левой руки.Основные условия правильного положения руки во время игры:Локоть левой руки должен быть в согнутом положенииЛадонь и большой палец должен свободно прилегать к крышке корпуса Большой палец нужно слегка согнуть и слегка касаться краяПри игре не нужно часто поднимать пальцы. Движения должны быть собранными и активными.Левая рука выполняет сложную работу:Регулирует движения мехаПроизводит пальцами нажим клавиши для извлечения звука по крышке корпуса, вдоль клавиатурыБольшую роль для постепенного развития двигательных навыков и выработки ощущения клавиатуры, играет правильный подбор упражнений. Очень полезно играть упражнения по прямому ряду, с чередованием пальцев, а также полезно играть на левой руке бас с аккордом Т.S.D. (играть разными вариантами пальцев). Исполняя эти упражнения ученик должен добиваться ровности и плавного движения меха, его четкости. Выработать качественное звучание, ровную динамику при различных движениях меха. С первых занятий нужно выработать в ученике ощущения запаса меха Заключение.Преподавателю музыкальной школы приходится быть универсалом: он одинаково хорошо должен уметь работать и с начинающими- малышами и с подростками- выпускниками, добиваться реально ощутимых результатов и со «слабочками», и с талантливыми учениками, а ведь это два абсолютных противоположных полюса педагогической деятельности. Несмотря на опыт и подготовку к каждому конкретному уроку, работать с детьми – это, в большей степени, импровизация. Такая работа становится успешной только тогда, когда педагог имеет глубокие знания детской психологии, обладает острой наблюдательностью, хорошей памятью, интуицией, воображением. Педагог должен быть активным, эмоциональным и, в тоже время уравновешенным, настойчивым, терпеливым. Должен уметь легко устанавливать контакт с учениками разными по возрасту и характеру, иметь хороший багаж умений и опыта, стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний. Но, все же, самое главное качество преподавателя музыкальной школы- педагогический оптимизм, вера в достижения хороших и отличных результатов в развитии своих воспитанников. Педагог- это прежде всего друг. И если между учителем и учеником протянулось невидимая духовная «ниточка», то занятия музыкой способны в огромной степени повлиять на культурно-нравственное развитие ребенкаСписок используемой литературы:Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне/Ю.Акимов.-М.,1980Актуальные проблемы исполнительства на народных инструментах-Петрозаводск, 1992Басурманов А. Справочник баяниста/ А. Басурманов.-М., 1987Була М.И. Программа для детских музыкальных школ и школ искусств/ М.И. Була, В.П. Бубин.- Минск, 2004Г.И. Крылова. Азбука маленького баяниста/Г.И.Крылова.- М.:Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2010
Автор публикации: Лычак Владислав Иосифович
Методическое сообщение «Работа с начинающими в классе баяна» в ДШИ и ДМШ
скачать документВернуться назад
Министерство культуры Республики ТатарстанМАОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2»г. Набережные ЧелныМетодическое сообщение«Работа с начинающими в классе баяна» в ДШИ и ДМШ Выполнил: преподаватель высшей квалификационной категории по классу баян Лычак Владислав Иосифович г. Набережные Челны План урока:ВступлениеЗнакомство с инструментомОсобенности элементов детской посадкиРабота с учащимисяПостановка правой рукиУпражнения для постановки правой рукиПостановка левой рукиУпражнения для постановки левой рукиЦели:Познакомить учащихся с музыкойРассказать об истории возникновения баянаПознакомить с составными частями и внутренним устройством баянаДать первоначальные знания нотной грамоты Ход урока. Вступление. Первый урок в музыкальной школе является в жизни ребенка большим событием. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того на сколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям, поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Пусть ребенок освоится в новой для него обстановке, надо постараться расположить его к себе. Обязательно поиграть на этом уроке, предложить спеть знакомую песенку и поаккомпанировать, это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу. Педагогическая деятельность-это постоянное творчество, поэтому педагогу очень важно уметь учиться развивать свой творческий потенциал, подниматься на новый интелектуальный, эмоциональный уровень. Данная статья написана на основе методической работы автора. «Понимать музыку-значит любить ее, посвещенной обучению детей игре на баяне». Как сделать процесс обучения интересным, привлекательным и увлекательным, как активизировать детей к дальнейшим занятиям. На эти вопросы можно получить ответы или использовать полученную информацию как повод к размышлению. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому именно ему хочется уделить особое внимание. Для начинающих баянистов одной из проблем является умение приспособиться к инструментуЗнакомство учащихся с музыкой и с нотной грамотой.Педагог может поиграть различные мелодии, знакомив ученика со звучанием инструмента. Песня- Танец- Марш. Конечно же нельзя оставить без внимания историю возникновения инструмента. В давние времена на Руси жил человек по имени Боян, который пел песни и рассказывал былины о победах русских воинов, аккомпанировал себе на гуслях. Любимый народом инструмент назвали в память о деревне- русском певце- сказителе. Так инструмент получил название баян. Конечно, этот инструмент не сразу стал таким, каким мы его знаем. Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок- тонкая металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже известны с незапамятных времен- сперва кузнечные, а потом органные. И клавиатура была изобретена еще до первого летоисчисления. А вот возраст ручной гармоники, прапраматери современного баяна, на фоне этой старины можно считать младенческим- чуть больше ста восьмидесяти лет. Имя изобретателя ручной гармоники- Фридрих Бушман. Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской. В 1822 году он сконструировал специальное приспособление- маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент. Используя эту технологию, венский органный мастер Кирилл Демиан, усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном. Но на аккордеоне можно было играть, правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой. Но это была уже музыка, а не детская забава. Вскоре инструмент распространился по всему миру. А мы обязаны этим как ни странно, ни музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал ее, тогда еще довольно дорогую и привез домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Таким образом началось производство иного инструмента, которое перекинулось в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали подлаживали под свои напевы. Саратовская, ливинская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская- всех и не перечислить. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента- игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической музыки. К середине 20 века гармоник были широко распространены, многие музыканты были самоучками. Теперь же другие времена- класс баяна есть в музыкальных школах, училищах, консерваториях. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, в том числе и дети- победители Всероссийских и Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сей день. Ее можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Посадка и постановка рук. Главной проблемой развития техники является правильная посадка и постановка рук. Наиболее целесообразной следует считать шаткую постановку, которая обеспечивает полную свободу всего тела. Немало важное значение также имеет посадка и установка инструмента, положение плечевых ремней. Сидеть нужно на передней половине жесткого стула. Бедра при этом должны располагаться горизонтально, параллельно полу. Баянист имеет три основные точки опоры: опора на стул и опора ногами на пол. При посадке необходимо ощущать еще одну точку опоры в пояснице. Корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперед. Именно ощущение опоры в пояснице придает легкость и свободу движения рук и туловища. Инструмент должен стоять устойчиво параллельно корпусу баяниста. Мех располагается на левом бедре, в правое бедро упирается гриф. Два плечевых ремня подгоняются в соответствии с телосложением исполнителя. Излишне тесные ремни могут привести к тому что баян будет висеть на них, чем стоять на коленях. Правильной подгонкой ремней следует считать такую, при которой между корпусом баяна и исполнителя можно провести ладонью. Постановка рук и посадка музыканта формируется в процессе привыкания к инструменту (тем более баян на протяжении учебы может меняться несколько раз, в зависимости от роста ребенка). Перед маленьким баянистом стоит нелегкая задача- приспособиться к двум инструментам (в школе и дома), поэтому желательно чтобы они соответствовали друг другу. Если на уроке он будет играть на маленьком инструменте (что удобно для педагога), а дома на играть на более большом, то будет сталкиваться с физическими и техническими трудностями, которые могут повлиять на его отношение музыки в целом. Педагог должен помочь ученику заниматься на уроке на соответствующем инструменте. При правильном подходе к вопросу посадки и постановки в комплексе, с музыкально-эстетическими задачами, ребенок (даже 6-7 летний) успешно и с удовольствием музицирует и на Рубине. Начальный период очень важно включать в процесс обучения специальную гимнастику для пальцев, рук и корпуса, благодаря которой ребенок осваивает мышечную азбуку. Задача педагога заключается в подборе комплекса упражнений для каждого ученика, с учетом его индивидуальных особенностей (физическое развитие, координация, строение рук и т.д.). Критерии правильной постановки и посадки- ее удобство и естественность. Важно научить ребенка находить удобные движения, прислушиваться к своим ощущениям, анализировать их, чувствовать состояние мышечного тонуса (активной свободы, готовности к деятельности). Работа должна проводиться постепенно, на всем протяжении созревания препарата. Чем меньше развиты способности ребенка, тем сложнее ему координировать движения, формировать звук, тем больше он нуждается в помощи педагога. Каждое небольшое физическое напряжение ученика должно перекрываться ярким эмоциональным воздействием со стороны педагога и помогать ему находить нужные движения и ощущения. Учитывая физические сложности, выразить свои эмоции на баяне маленькому музыканту очень трудно. И здесь результат во многом зависит от выбора, методов и способов педагогического воздействия. Нужно уметь «заражать» ученика определенным настроением, помочь почувствовать и найти нужный звук, характер прикосновения к кнопочкам и меховедения, использовать для этого весь эмоциональный запас, язык тела, жестов и мимики. И на мой взгляд не нужно торопиться показывать ученику как это должно прозвучать, нужно иметь терпение. И как показывает опыт, ребенок создает свой шедевр, может быть чуть-чуть «не дотянет» до педагогического образца, но это будет его творение, понятное ему, услышанное, проанализированное и прочувствованное. И такой способ будет способствовать росту и формированию музыканта, а при частых «педагогических показах» есть опасность, что ученик просто формально повторит услышанное, ориентируясь на наглядный нотный текст и какие-либо исполнительские движения педагога, выполняя при этом чужую волю. Хорошо если ученик быстро схватывает ( очень многие дети играет с рук), но потом они редко что могут сделать самостоятельно в музыкальной деятельности, а менее способные ученики всегда будут чувствовать дискомфорт и неполноценность своей игры при таких занятиях. Постановка правой руки.Кисть правой руки должна быть свободна, пальцы полусогнуты. Большой палец должен свободно перемещаться по грифу слегка касаясь. Существует три положения(позиции) кисти:По косому ряду (по хроматизму)По прямому ряду Когда мы опускаем кисть.Пример для первой позиции: РНП «Как под горкой под горой» Д. Кабалевский. «Маленькая полька»В этих пьесах мы сталкиваемся с тремя положениями кисти. Постановка левой руки.Основные условия правильного положения руки во время игры:Локоть левой руки должен быть в согнутом положенииЛадонь и большой палец должен свободно прилегать к крышке корпуса Большой палец нужно слегка согнуть и слегка касаться краяПри игре не нужно часто поднимать пальцы. Движения должны быть собранными и активными.Левая рука выполняет сложную работу:Регулирует движения мехаПроизводит пальцами нажим клавиши для извлечения звука по крышке корпуса, вдоль клавиатурыБольшую роль для постепенного развития двигательных навыков и выработки ощущения клавиатуры, играет правильный подбор упражнений. Очень полезно играть упражнения по прямому ряду, с чередованием пальцев, а также полезно играть на левой руке бас с аккордом Т.S.D. (играть разными вариантами пальцев). Исполняя эти упражнения ученик должен добиваться ровности и плавного движения меха, его четкости. Выработать качественное звучание, ровную динамику при различных движениях меха. С первых занятий нужно выработать в ученике ощущения запаса меха Заключение.Преподавателю музыкальной школы приходится быть универсалом: он одинаково хорошо должен уметь работать и с начинающими- малышами и с подростками- выпускниками, добиваться реально ощутимых результатов и со «слабочками», и с талантливыми учениками, а ведь это два абсолютных противоположных полюса педагогической деятельности. Несмотря на опыт и подготовку к каждому конкретному уроку, работать с детьми – это, в большей степени, импровизация. Такая работа становится успешной только тогда, когда педагог имеет глубокие знания детской психологии, обладает острой наблюдательностью, хорошей памятью, интуицией, воображением. Педагог должен быть активным, эмоциональным и, в тоже время уравновешенным, настойчивым, терпеливым. Должен уметь легко устанавливать контакт с учениками разными по возрасту и характеру, иметь хороший багаж умений и опыта, стремиться к постоянному совершенствованию своих знаний. Но, все же, самое главное качество преподавателя музыкальной школы- педагогический оптимизм, вера в достижения хороших и отличных результатов в развитии своих воспитанников. Педагог- это прежде всего друг. И если между учителем и учеником протянулось невидимая духовная «ниточка», то занятия музыкой способны в огромной степени повлиять на культурно-нравственное развитие ребенкаСписок используемой литературы:Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне/Ю.Акимов.-М.,1980Актуальные проблемы исполнительства на народных инструментах-Петрозаводск, 1992Басурманов А. Справочник баяниста/ А. Басурманов.-М., 1987Була М.И. Программа для детских музыкальных школ и школ искусств/ М.И. Була, В.П. Бубин.- Минск, 2004Г.И. Крылова. Азбука маленького баяниста/Г.И.Крылова.- М.:Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2010
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru
Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.
Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.