Подать заявку
Вернуться назад
УДК 373.2ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИГаниева Эльвира Маратовна,студент, ФГАУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», г. Елабугаemail: mingazova_1998@mail.ruМерзон Елена Ефимовна,научный руководитель, к.п.н., по специальности – Общая педагогика, история педагогики и образования ФГАУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», г. Елабугаemail: Elena.Merzon@kpfu.ruАннотация. В статье рассматриваются особенности формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.Ключевые слова: культура поведения, задачи формирования культуры поведения, методы.FEATURES OF THE FORMATION OF A CULTURE OF BEHAVIOR IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONGanieva Elvira Maratovna,student, Federal State Educational Institution of Higher Education "Kazan (Volga Region) Federal University", Yelabugaemail: mingazova_1998@mail.ruMerzon Elena Efimovna,scientific supervisor, Ph.D., specialty – General pedagogy, history of pedadogy and education FGAU HE "Kazan (Volga Region) Federal University", Yelabugaemail: Elena.Merzon@kpfu.ruAbstract. The article examines the peculiarities of the formation of a culture of behavior in preschool children in the conditions of a preschool educational organization.Keywords: culture of behavior, tasks of forming a culture of behavior, methods.На текущем этапе развития общества особенно важным становится развитие у дошкольников культуры поведения и их умение взаимодействовать в социуме. Возраст старшего дошкольного периода представляет собой оптимальный момент для формирования культуры поведения. Изначально мы рассмотрели понятия «культура», «поведение» и «культура поведения». Культура охватывает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и формируемых человечеством в процессе его общественно-исторической практики, и она отражает исторически достигнутый уровень развития общества.По определению В.А. Зебзеевой, базовая культура представляет собой основной набор общих способностей, ценностных убеждений и качеств личности, которые являются необходимыми для успешной социализации и оптимального развития врожденных задатков личности [4].Поведение представляет собой специфическую организацию деятельности организма, которая проявляется через его внутреннюю (духовную, психическую, физическую) и внешнюю (двигательную) активность, а также взаимодействие с окружающей средой.Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как Ф.С. Газизова [1], А.Р. Георгян [2], М.М. Плиева [3], В.А. Зебзеева [4], Р.Ф. Миннуллина [5].М.М. Плиева [3] дает следующее определение: культура поведения представляет собой обширное и многоаспектное понятие, которое выражает основные нравственные нормы в контексте более значимых и актуальных отношений к людям, труду, предметам материальной и духовной культуры. В общем, анализ данных определений позволяет сделать вывод, что культура поведения включает в себя нравственные стандарты, установленные обществом и выраженные в нормах, принципах и идеалах, а также внутреннее усвоение правил, направляющих и регулирующих действия и поступки детей. В культуре поведения проявляется согласованное взаимодействие внешних факторов, которые влияют на деятельность и поведение, и внутренних факторов, связанных с индивидуальными способностями личности. Приобретенные человеком навыки культуры поведения, основанные на моральных нормах, этике и эстетике, становятся ценным атрибутом личности – признаком воспитанности.Составляющие культуры поведения у дошкольников можно условно разделить на несколько компонентов, пишет В.А. Зебзеева [4]: культуру активности, культуру взаимодействия, культуру поддержания гигиены и здоровья. Каждый из этих компонентов включает в себя определенные навыки, привычки и формы проявления, а также характеризуется своим уникальным содержанием и областью применения.По мнению А.Р. Георгян [2], цель формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста включают в себя следующие компоненты: обучение культурным и гигиеническим навыкам, развитие навыков самостоятельности в их осуществлении; формирование представлений о полезных и вредных привычках; развитие умений в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками; развитие способности различать эмоциональное состояние окружающих; подготовка к совместной деятельности и развитие ответственности за порученные задачи, включая умение довести начатое дело до конца и стремление к выполнению его наилучшим образом.Для достижения указанных целей обычно применяются три основные группы методов: методы, направленные на формирование сознательного отношения личности к целям воспитания, такие как рассказы, этические беседы и использование положительных примеров; методы, основанные на организации деятельности и опыта общественного поведения, такие как упражнения, поручения, приучение к определенным действиям и установление педагогических требований; методы стимулирования желаемого поведения и активности, включая соревнования, поощрения и применение наказаний[2].М.М. Плиева [3] в свою очередь, определила основные способы педагогического воздействия на детей по формированию культуры поведения: 1.Детям предоставляется конкретный образец поведения, например, за столом, во время игры или в общении со взрослыми или сверстниками. Важно не только продемонстрировать, но и следить за тем, чтобы правила были выполнены точно.2.Проводится повторение определенного действия несколько раз, например, демонстрируется правильный способ взятия ножа и вилки для нарезки куска мяса или колбасы. Целью является формирование осознания необходимости и разумности использования столовых приборов со стороны ребенка. Создаются обучающие ситуации, в которых ребенок сталкивается с выбором, например, использовать вилку и нож вместе или только вилку.3.Стимулирование происходит через разнообразные методы, которые мотивируют детей к обучению и выбору правильных поведенческих действий. 4.Использование наказания в крайне исключительных случаях; не используются методы, которые вызывают физическую боль или страдание; вместо этого, педагогическое воздействие на негативное поведение направлено на внушение желания вести себя правильно через осуждение со стороны воспитателя и других детей.5.Пример для подражания представляет собой важный источник обучения и является неотъемлемой частью развития ребенка. Это может быть кто угодно: воспитатель, родитель, старший ребенок или даже литературный (сказочный) персонаж, который демонстрирует желаемое поведение.6.Использование различных словесных методов способствует более глубокому и осознанному усвоению поведенческих норм. Однако при их применении необходимо избегать унылой морализации и упреков. Рассказы, будь то реальные ситуации или сказочные истории, способствуют эмоциональному восприятию правил поведения.7.Важно не только предоставить рассказ, но и дополнительно объяснить, какие причины и мотивы стоят за тем или иным способом действий в конкретной ситуации.8. Беседа представляет собой ценный инструмент для оценки уровня понимания детьми норм и правил поведения. Эффективнее всего организовывать ее в небольших группах от 5 до 8 человек, где каждый ребенок имеет возможность выразить свою точку зрения. Знание индивидуальных характеристик детей, их взглядов и предпочтений поможет воспитателю корректно организовать беседу.Таким образом, проанализировали понятие культура поведения. Проанализировали задачи формирования культуры поведения детей дошкольного возраста. Выяснили, что для достижения указанных целей обычно применяются три основные группы методов. Рассмотрели способы педагогического воздействия на детей по формированию культуры поведения.ЛитератураГазизова, Ф.С. Интенсификация процесса формирования культуры общения у дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук / Ф.С. Газизова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2000. – 24 с.Георгян, А.Р. Воспитание культуры общения старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета / А.Р. Георгян // Современные технологии в образовании. – 2021. – № 21. – С. 84-90. Плиева, М.М. Особенности формирования культуры поведения старших дошкольников / М.М. Плиева // Педагогическое образование. – 2023. – Т. 4, № 2. – С. 128-133. Зебзеева, В.А. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / В.А. Зебзеева, С.А. Карева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - № 62-4. – С. 79-82.Миннуллина, Р.Ф. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре / Р.Ф. Миннуллина, Т.Н. Галич, Ф.С. Газизова // Антропология детства в цифровую эпоху: воспитание, обучение, развитие. Международная научно-практическая конференция (Казань, 26 марта 2021 г.). Сборник статей и методических материалов / под ред. И.М. Салпыковой. – Казань: Издательство Казанского университета, 2021. – С. 59-65.
Автор публикации: Ганиева Эльвира Маратовна
Особенности формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
скачать документВернуться назад
УДК 373.2ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИГаниева Эльвира Маратовна,студент, ФГАУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», г. Елабугаemail: mingazova_1998@mail.ruМерзон Елена Ефимовна,научный руководитель, к.п.н., по специальности – Общая педагогика, история педагогики и образования ФГАУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет», г. Елабугаemail: Elena.Merzon@kpfu.ruАннотация. В статье рассматриваются особенности формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.Ключевые слова: культура поведения, задачи формирования культуры поведения, методы.FEATURES OF THE FORMATION OF A CULTURE OF BEHAVIOR IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONGanieva Elvira Maratovna,student, Federal State Educational Institution of Higher Education "Kazan (Volga Region) Federal University", Yelabugaemail: mingazova_1998@mail.ruMerzon Elena Efimovna,scientific supervisor, Ph.D., specialty – General pedagogy, history of pedadogy and education FGAU HE "Kazan (Volga Region) Federal University", Yelabugaemail: Elena.Merzon@kpfu.ruAbstract. The article examines the peculiarities of the formation of a culture of behavior in preschool children in the conditions of a preschool educational organization.Keywords: culture of behavior, tasks of forming a culture of behavior, methods.На текущем этапе развития общества особенно важным становится развитие у дошкольников культуры поведения и их умение взаимодействовать в социуме. Возраст старшего дошкольного периода представляет собой оптимальный момент для формирования культуры поведения. Изначально мы рассмотрели понятия «культура», «поведение» и «культура поведения». Культура охватывает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и формируемых человечеством в процессе его общественно-исторической практики, и она отражает исторически достигнутый уровень развития общества.По определению В.А. Зебзеевой, базовая культура представляет собой основной набор общих способностей, ценностных убеждений и качеств личности, которые являются необходимыми для успешной социализации и оптимального развития врожденных задатков личности [4].Поведение представляет собой специфическую организацию деятельности организма, которая проявляется через его внутреннюю (духовную, психическую, физическую) и внешнюю (двигательную) активность, а также взаимодействие с окружающей средой.Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как Ф.С. Газизова [1], А.Р. Георгян [2], М.М. Плиева [3], В.А. Зебзеева [4], Р.Ф. Миннуллина [5].М.М. Плиева [3] дает следующее определение: культура поведения представляет собой обширное и многоаспектное понятие, которое выражает основные нравственные нормы в контексте более значимых и актуальных отношений к людям, труду, предметам материальной и духовной культуры. В общем, анализ данных определений позволяет сделать вывод, что культура поведения включает в себя нравственные стандарты, установленные обществом и выраженные в нормах, принципах и идеалах, а также внутреннее усвоение правил, направляющих и регулирующих действия и поступки детей. В культуре поведения проявляется согласованное взаимодействие внешних факторов, которые влияют на деятельность и поведение, и внутренних факторов, связанных с индивидуальными способностями личности. Приобретенные человеком навыки культуры поведения, основанные на моральных нормах, этике и эстетике, становятся ценным атрибутом личности – признаком воспитанности.Составляющие культуры поведения у дошкольников можно условно разделить на несколько компонентов, пишет В.А. Зебзеева [4]: культуру активности, культуру взаимодействия, культуру поддержания гигиены и здоровья. Каждый из этих компонентов включает в себя определенные навыки, привычки и формы проявления, а также характеризуется своим уникальным содержанием и областью применения.По мнению А.Р. Георгян [2], цель формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста включают в себя следующие компоненты: обучение культурным и гигиеническим навыкам, развитие навыков самостоятельности в их осуществлении; формирование представлений о полезных и вредных привычках; развитие умений в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками; развитие способности различать эмоциональное состояние окружающих; подготовка к совместной деятельности и развитие ответственности за порученные задачи, включая умение довести начатое дело до конца и стремление к выполнению его наилучшим образом.Для достижения указанных целей обычно применяются три основные группы методов: методы, направленные на формирование сознательного отношения личности к целям воспитания, такие как рассказы, этические беседы и использование положительных примеров; методы, основанные на организации деятельности и опыта общественного поведения, такие как упражнения, поручения, приучение к определенным действиям и установление педагогических требований; методы стимулирования желаемого поведения и активности, включая соревнования, поощрения и применение наказаний[2].М.М. Плиева [3] в свою очередь, определила основные способы педагогического воздействия на детей по формированию культуры поведения: 1.Детям предоставляется конкретный образец поведения, например, за столом, во время игры или в общении со взрослыми или сверстниками. Важно не только продемонстрировать, но и следить за тем, чтобы правила были выполнены точно.2.Проводится повторение определенного действия несколько раз, например, демонстрируется правильный способ взятия ножа и вилки для нарезки куска мяса или колбасы. Целью является формирование осознания необходимости и разумности использования столовых приборов со стороны ребенка. Создаются обучающие ситуации, в которых ребенок сталкивается с выбором, например, использовать вилку и нож вместе или только вилку.3.Стимулирование происходит через разнообразные методы, которые мотивируют детей к обучению и выбору правильных поведенческих действий. 4.Использование наказания в крайне исключительных случаях; не используются методы, которые вызывают физическую боль или страдание; вместо этого, педагогическое воздействие на негативное поведение направлено на внушение желания вести себя правильно через осуждение со стороны воспитателя и других детей.5.Пример для подражания представляет собой важный источник обучения и является неотъемлемой частью развития ребенка. Это может быть кто угодно: воспитатель, родитель, старший ребенок или даже литературный (сказочный) персонаж, который демонстрирует желаемое поведение.6.Использование различных словесных методов способствует более глубокому и осознанному усвоению поведенческих норм. Однако при их применении необходимо избегать унылой морализации и упреков. Рассказы, будь то реальные ситуации или сказочные истории, способствуют эмоциональному восприятию правил поведения.7.Важно не только предоставить рассказ, но и дополнительно объяснить, какие причины и мотивы стоят за тем или иным способом действий в конкретной ситуации.8. Беседа представляет собой ценный инструмент для оценки уровня понимания детьми норм и правил поведения. Эффективнее всего организовывать ее в небольших группах от 5 до 8 человек, где каждый ребенок имеет возможность выразить свою точку зрения. Знание индивидуальных характеристик детей, их взглядов и предпочтений поможет воспитателю корректно организовать беседу.Таким образом, проанализировали понятие культура поведения. Проанализировали задачи формирования культуры поведения детей дошкольного возраста. Выяснили, что для достижения указанных целей обычно применяются три основные группы методов. Рассмотрели способы педагогического воздействия на детей по формированию культуры поведения.ЛитератураГазизова, Ф.С. Интенсификация процесса формирования культуры общения у дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук / Ф.С. Газизова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2000. – 24 с.Георгян, А.Р. Воспитание культуры общения старших дошкольников в процессе ознакомления с правилами этикета / А.Р. Георгян // Современные технологии в образовании. – 2021. – № 21. – С. 84-90. Плиева, М.М. Особенности формирования культуры поведения старших дошкольников / М.М. Плиева // Педагогическое образование. – 2023. – Т. 4, № 2. – С. 128-133. Зебзеева, В.А. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / В.А. Зебзеева, С.А. Карева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - № 62-4. – С. 79-82.Миннуллина, Р.Ф. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре / Р.Ф. Миннуллина, Т.Н. Галич, Ф.С. Газизова // Антропология детства в цифровую эпоху: воспитание, обучение, развитие. Международная научно-практическая конференция (Казань, 26 марта 2021 г.). Сборник статей и методических материалов / под ред. И.М. Салпыковой. – Казань: Издательство Казанского университета, 2021. – С. 59-65.
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru
Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.
Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.