Подать заявку
Вернуться назад
«Дети, имеющие поведенческие проблемы (грубость, агрессия)». Гамбург Галина Павловна. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «ДС № 15», «ДС №47». Город Копейск, Челябинской области. Педагог – психолог.Одним из самых частых запросов, поступающих со стороны воспитателей, является запрос на работу с детьми с проблемами поведенческого характера. Как правило, таким детям свойственны проявления грубости, вспышки агрессии по отношению к взрослым и сверстникам. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования одна из целевых групп воспитанников, которые должны получать адресную психологическую помощь в детском саду, так и называется – дети, имеющие поведенческие проблемы (агрессия, грубость). Агрессивное поведение у дошкольников – сложное и многогранное явление. Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У детей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция.Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы. Вместе с тем, дети активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. Комплексная характеристика агрессивности помогает пониманию феномена агрессивности в целом и представляет собой попытку определить агрессивность через:разнообразное проявление ее свойств, их синдром-структуру и частоту, признаки для классификации ее на виды; причины и факторы возникновения, провокации, нарастания и снижения; показатели эффективности коррекции агрессивности; методы и приемы коррекции и показатели эффективности коррекции агрессивности.Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.Анализ литературных данных показал, что не существует единого определения агрессии и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии.Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.Агрессивность – психологическое свойство личности, выражающееся в ее готовности к агрессивным действиям.Агрессивность (лат. agressio нападение) – свойство личности, состояние, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленною на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Если брать за основу наиболее распространенное определение, что агрессия – это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо, то при любом запросе педагога, психологу нужно понимать, является ли агрессия действительно моделью поведения или ее можно рассматривать как эмоцию, мотив или установку. Предлагаю рассмотреть агрессию с точки зрения поведенческих реакций.Основываясь на формах проявления агрессии, выделяют четыре категории детей: дети, склонные к проявлению физической агрессии (дети-экстраверты. Активные, импульсивные, с низким уровнем самоконтроля. Любят доминировать, демонстрировать свою силу и власть. Возможно отсутствие социализации влечений. Способны на нечестность, ложь); дети, склонные к проявлению вербальной агрессии (тревожные и неуверенные в себе. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения. У таких детей повышена чувствительность к оценкам и действиям окружающих и даже слабые раздражители вызывают у них вспышки раздражения и гнева); дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (характеризуются импульсивностью, слабым самоконтролем и низкой осознанностью своих действий. Редко задумываются над причиной своих действий и не предвидят их последствий, очень плохо переносят критику и замечания; к человеку, который делает им замечания, испытывают чувство раздражения, обиды и подозрительности); дети, склонные к проявлению негативизма (отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Как критику, так и равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление). Агрессия не проявляется в чистом виде. Если брать за основу мотивацию агрессии, то классификация будет выглядеть следующим образом: импульсивно-демонстративный тип, нормативно-инструментальный тип, целенаправленно-враждебный тип. В первом случае, это будет демонстрация себя, во втором случае – достижение своих практических целей, в третьем – использование прямой агрессии для нанесения вреда другому.Тип импульсивно-демонстративный. Если ребенок не реализует себя в основных видах детской деятельности (игра, общение, познавательная деятельность), то агрессия выступает как средство привлечения внимания, самоутверждения или самовыражения. В этом случае используется преимущественно физическая агрессия. Ребенок игнорирует нормы и правила поведения, как в игре, так и вне игры. Агрессивные эмоции ярко выражены, однако, агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников –готовностью сотрудничать с ними. Такой ребенок чаще всего имеет невысокий социальный статус в группе сверстников.Тип нормативно-инструментальный. Агрессия является нормой поведения ребенка и его отношений со сверстниками. Он не замечает своей агрессивности, воспринимает агрессию как привычный способ поведения. В конфликтной ситуации не видит эмоционального состояния сверстников, ориентируются только на собственные желания. Преимущественно использует прямую физическую агрессию. Ребенок имеет высокий социальный статус в группе сверстников; высокий уровень общего и социального интеллекта. Произвольность развита. Уровень развития игровой деятельности - высокий. Тип целенаправленно-враждебный. Нанесение вреда другому как самоцель. Самые нейтральные ситуации (в общении, деятельности) рассматривает как угрозу и посягательство на свои права. Испытывает удовольствие от агрессивных действий. Использует прямую физическую и вербальную агрессию. Агрессию направляет на более слабых сверстников. Нормы и правила поведения открыто игнорируют. На замечания и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Особенно характерны для такого ребенка мстительность и злопамятность: он долго помнит любые мелкие обиды и, пока не отомстит обидчику, не может переключиться на другую деятельность. Имеет низкий социальный статус в группе (обычно таких детей боятся и избегают) и средние показатели интеллекта. Произвольность соответствует возрастным нормам. Средний уровень развития игровой деятельности; игры часто носят агрессивный характер. Как с любым запросом, работа с ребенком начинается с проведения диагностики. Диагностика агрессивного поведения может проводиться как с ребёнком, так и с педагогами и родителями.В качестве диагностического инструментария можно использовать опросники, анкеты, проективные методики, причем, это могут быть не только специальные методики для изучения агрессивности, метод наблюдения и беседы и т.п. Выбор конкретных методик проводится с расчетом на получение с их помощью личностно психологических характеристик, влияющих на появление и проявление агрессии в поведении детей.В ходе проведения диагностики нужно обратить внимание на следующие моменты: социометрический статус ребёнка в группе сверстников; ведущие потребности и мотивы; самооценку; сформированность игровых навыков; содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка; динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников; характер эмоциональных отношений в семье; одобряемые формы поведения в семье; широту границ дозволенного в семье; типичные реакции в семье на те или иные поступки и деятельность; соблюдение режима дня.Таким образом, осуществляется комплексное обследование ребенка, имеющего особенности в поведении (агрессивность, грубость) для последующего принятия решения об организации психолого-педагогического сопровождения. Стоит отметить, что далеко не все дети, имеющие поведенческие проблемы, относятся к «группе риска». Что касается действительно агрессивного поведения, то это агрессия, которая не выполняет адаптивную функцию и не является реакцией психики на угрозу витальным интересам ребенка. Она направлена исключительно на деструктивный компонент, потому трактуется как негативное проявление деятельности. Именно такие дети попадают в целевую «группу риска» и систему психолого-педагогического сопровождения в детском саду. Психолого-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения является постоянно действующей консультативно-диагностической службой, направленной на своевременное выявление и сопровождение воспитанников испытывающих трудности в поведении и составляющих «группу риска».Обследование ребенка «группы риска» осуществляется специалистами консилиума только с письменного согласия родителей (законных представителей). Процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого воспитанника и проводится индивидуально каждым специалистом. По данным обследования каждым специалистом консилиума формируется представление и разрабатываются рекомендации.На заседании консилиума обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение, содержащее выводы о имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в поведении, планируется программа коррекционной помощи по обучению и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника. На ребенка, проходящего обследование, заводится индивидуальная карта (папка) развития, в которой находятся: согласие родителей (законных представителей) на проведение психолого-педагогического обследования ребенка, документы психолого-педагогического консилиума согласно Положения «О психолого-педагогического консилиуме дошкольного образовательного учреждения».Коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» осуществляется на основе заключения психолого-педагогического консилиума детского сада. Параллельно проводится работа с родителями агрессивного ребенка. Список использованной литературы:Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: учеб-метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с. С.42-50.Алексеева Е.Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога / Е.Е. Алексеева // Психолог в детском саду. - 2004. - №4.Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет : дис. канд.пед. наук / Е.В. Демко. - Армавир, 2005.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
Автор публикации: Гамбург Галина Павловна,
Дети, имеющие поведенческие проблемы (грубость, агрессия)
скачать документВернуться назад
«Дети, имеющие поведенческие проблемы (грубость, агрессия)». Гамбург Галина Павловна. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «ДС № 15», «ДС №47». Город Копейск, Челябинской области. Педагог – психолог.Одним из самых частых запросов, поступающих со стороны воспитателей, является запрос на работу с детьми с проблемами поведенческого характера. Как правило, таким детям свойственны проявления грубости, вспышки агрессии по отношению к взрослым и сверстникам. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования одна из целевых групп воспитанников, которые должны получать адресную психологическую помощь в детском саду, так и называется – дети, имеющие поведенческие проблемы (агрессия, грубость). Агрессивное поведение у дошкольников – сложное и многогранное явление. Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У детей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция.Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы. Вместе с тем, дети активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. Комплексная характеристика агрессивности помогает пониманию феномена агрессивности в целом и представляет собой попытку определить агрессивность через:разнообразное проявление ее свойств, их синдром-структуру и частоту, признаки для классификации ее на виды; причины и факторы возникновения, провокации, нарастания и снижения; показатели эффективности коррекции агрессивности; методы и приемы коррекции и показатели эффективности коррекции агрессивности.Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.Анализ литературных данных показал, что не существует единого определения агрессии и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии.Агрессия – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.Агрессивность – психологическое свойство личности, выражающееся в ее готовности к агрессивным действиям.Агрессивность (лат. agressio нападение) – свойство личности, состояние, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленною на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Если брать за основу наиболее распространенное определение, что агрессия – это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо, то при любом запросе педагога, психологу нужно понимать, является ли агрессия действительно моделью поведения или ее можно рассматривать как эмоцию, мотив или установку. Предлагаю рассмотреть агрессию с точки зрения поведенческих реакций.Основываясь на формах проявления агрессии, выделяют четыре категории детей: дети, склонные к проявлению физической агрессии (дети-экстраверты. Активные, импульсивные, с низким уровнем самоконтроля. Любят доминировать, демонстрировать свою силу и власть. Возможно отсутствие социализации влечений. Способны на нечестность, ложь); дети, склонные к проявлению вербальной агрессии (тревожные и неуверенные в себе. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения. У таких детей повышена чувствительность к оценкам и действиям окружающих и даже слабые раздражители вызывают у них вспышки раздражения и гнева); дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (характеризуются импульсивностью, слабым самоконтролем и низкой осознанностью своих действий. Редко задумываются над причиной своих действий и не предвидят их последствий, очень плохо переносят критику и замечания; к человеку, который делает им замечания, испытывают чувство раздражения, обиды и подозрительности); дети, склонные к проявлению негативизма (отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Как критику, так и равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление). Агрессия не проявляется в чистом виде. Если брать за основу мотивацию агрессии, то классификация будет выглядеть следующим образом: импульсивно-демонстративный тип, нормативно-инструментальный тип, целенаправленно-враждебный тип. В первом случае, это будет демонстрация себя, во втором случае – достижение своих практических целей, в третьем – использование прямой агрессии для нанесения вреда другому.Тип импульсивно-демонстративный. Если ребенок не реализует себя в основных видах детской деятельности (игра, общение, познавательная деятельность), то агрессия выступает как средство привлечения внимания, самоутверждения или самовыражения. В этом случае используется преимущественно физическая агрессия. Ребенок игнорирует нормы и правила поведения, как в игре, так и вне игры. Агрессивные эмоции ярко выражены, однако, агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников –готовностью сотрудничать с ними. Такой ребенок чаще всего имеет невысокий социальный статус в группе сверстников.Тип нормативно-инструментальный. Агрессия является нормой поведения ребенка и его отношений со сверстниками. Он не замечает своей агрессивности, воспринимает агрессию как привычный способ поведения. В конфликтной ситуации не видит эмоционального состояния сверстников, ориентируются только на собственные желания. Преимущественно использует прямую физическую агрессию. Ребенок имеет высокий социальный статус в группе сверстников; высокий уровень общего и социального интеллекта. Произвольность развита. Уровень развития игровой деятельности - высокий. Тип целенаправленно-враждебный. Нанесение вреда другому как самоцель. Самые нейтральные ситуации (в общении, деятельности) рассматривает как угрозу и посягательство на свои права. Испытывает удовольствие от агрессивных действий. Использует прямую физическую и вербальную агрессию. Агрессию направляет на более слабых сверстников. Нормы и правила поведения открыто игнорируют. На замечания и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Особенно характерны для такого ребенка мстительность и злопамятность: он долго помнит любые мелкие обиды и, пока не отомстит обидчику, не может переключиться на другую деятельность. Имеет низкий социальный статус в группе (обычно таких детей боятся и избегают) и средние показатели интеллекта. Произвольность соответствует возрастным нормам. Средний уровень развития игровой деятельности; игры часто носят агрессивный характер. Как с любым запросом, работа с ребенком начинается с проведения диагностики. Диагностика агрессивного поведения может проводиться как с ребёнком, так и с педагогами и родителями.В качестве диагностического инструментария можно использовать опросники, анкеты, проективные методики, причем, это могут быть не только специальные методики для изучения агрессивности, метод наблюдения и беседы и т.п. Выбор конкретных методик проводится с расчетом на получение с их помощью личностно психологических характеристик, влияющих на появление и проявление агрессии в поведении детей.В ходе проведения диагностики нужно обратить внимание на следующие моменты: социометрический статус ребёнка в группе сверстников; ведущие потребности и мотивы; самооценку; сформированность игровых навыков; содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка; динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников; характер эмоциональных отношений в семье; одобряемые формы поведения в семье; широту границ дозволенного в семье; типичные реакции в семье на те или иные поступки и деятельность; соблюдение режима дня.Таким образом, осуществляется комплексное обследование ребенка, имеющего особенности в поведении (агрессивность, грубость) для последующего принятия решения об организации психолого-педагогического сопровождения. Стоит отметить, что далеко не все дети, имеющие поведенческие проблемы, относятся к «группе риска». Что касается действительно агрессивного поведения, то это агрессия, которая не выполняет адаптивную функцию и не является реакцией психики на угрозу витальным интересам ребенка. Она направлена исключительно на деструктивный компонент, потому трактуется как негативное проявление деятельности. Именно такие дети попадают в целевую «группу риска» и систему психолого-педагогического сопровождения в детском саду. Психолого-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения является постоянно действующей консультативно-диагностической службой, направленной на своевременное выявление и сопровождение воспитанников испытывающих трудности в поведении и составляющих «группу риска».Обследование ребенка «группы риска» осуществляется специалистами консилиума только с письменного согласия родителей (законных представителей). Процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого воспитанника и проводится индивидуально каждым специалистом. По данным обследования каждым специалистом консилиума формируется представление и разрабатываются рекомендации.На заседании консилиума обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение, содержащее выводы о имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в поведении, планируется программа коррекционной помощи по обучению и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника. На ребенка, проходящего обследование, заводится индивидуальная карта (папка) развития, в которой находятся: согласие родителей (законных представителей) на проведение психолого-педагогического обследования ребенка, документы психолого-педагогического консилиума согласно Положения «О психолого-педагогического консилиуме дошкольного образовательного учреждения».Коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» осуществляется на основе заключения психолого-педагогического консилиума детского сада. Параллельно проводится работа с родителями агрессивного ребенка. Список использованной литературы:Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: учеб-метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с. С.42-50.Алексеева Е.Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога / Е.Е. Алексеева // Психолог в детском саду. - 2004. - №4.Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет : дис. канд.пед. наук / Е.В. Демко. - Армавир, 2005.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru
Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.
Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.