Подать заявку
Вернуться назад
К вопросу практического освоения студентами современной музыкальной стилистики на уроках общего фортепиано.В музыке 20 в. произошли кардинальные изменения по сравнению с предыдущим столетием. Настоящим прорывом в музыкальном искусстве стали произведения австрийского композитора Арнольда Шенберга. В первую очередь Второй струнный квартет и «Лунный пьеро», написанные в серийной технике. Композиторы вышли за рамки ладотонального мышления и в связи с этим обновился музыкальный язык. Появилось множество техник сочинения- серийная техника, алеаторика, сонорика и множество авторских техник. Кардинально была переосмыслена музыкальная фактура произведения. И перед исполнителем были поставлены новые технические задачи.Одним из ярких представителей композиторов 20в. стала София Губайдулина. Произведений для фортепиано у нее немного. Среди них цикл «Музыкальные игрушки», написанный в 1969 году. Он включает 14 номеров и они все атональны (кроме последнего). Например 10 номер «Лосиная поляна» написан в серийной технике. Пьеса №3 «Трубач в лесу» написана в санорной технике. В данном цикле ученик познакомится с новым аккордом нетерцовой структуры – кластером. Более подробно остановимся на пьесе токката-тронката. Пьеса написана в серийной технике. Токката в переводе означает прикосновение. Мы привыкли понимать под этим названием пьесу непрерывного моторного движения. Значение термина тронката-прерывающаяся. Композитор сталкивает два образа. Первый, исполняющийся Vivo, на 12/8 олицетворяет агрессивное, наступательное начало. Контрастом является второй образ- статичности, медитации, ухода в себя. Одной из главных трудностей произведения будет темпо ритмическая организация музыкального материала. Композитором четко выписан метроном каждого музыкального фрагмента. Перед исполнителем ставится задача привести всю пьесу всю пьесу к одному метроритмическому знаменателю. На материале данного произведения студент ознакомится с новым колористическим приемом игры на фортепиано-беззвучным нажатием клавиши на педали, обозначающимся в нотах крестиком. Этот санористический эффект часто встречается в произведениях для фортепиано Софии Агатовны.Трудностью для студента будет выучить наизусть атональный текст пьесы. Эту задачу поможет решить подробный анализ произведения, сделанный вместе с преподавателем.Современником Губайдулиной является не менее яркий и самобытный композитор Эдисон Денисов. Хочется обратить внимание на его цикл для фортепиано Багатели. Цикл состоит 7 пьес. Он посвящен пианисту, профессору Московской консерватории М. С. Воскресенскому. Цикл создавался в рубежные для композитора годы. Можно сказать,. Что автор находится цитируя Арнольда Шенберга «у границ тональности». В пьесах отсутствуют ключевые знаки. Таким образом происходит свободная игра тональностей и ладов.Согласно жанру, в пьесах много юмора, света и изящества. Есть лирические образы и миниатюры в романтическом стиле. Они невелики по объему. Несомненно, Багатели Эдисона Денисова отличное пополнение жанра концертной миниатюры.Другим примером концертного фортепьянного цикла 20в. является сюита в форме вариаций по мотивам Ботичелли, Родена и Пикассо» Сергея Слонимского. В сюите четыре части: 1.Ботичелли 2Роден 3Пикассо 4.Три группы граций. Замысел сочинения и его фактурное решение достаточно сложные. Перед учащимся встают интереснейшие исполнительские задачи. Во первых, понять стилистику каждого номера. А для этого необходимо погрузиться в творчество названных художников и почувствовать художественный дух каждой исторической эпохи. Замысел сочинения и его фактурное решение достаточно сложны, но, преодолев эти сложности ученик приобретет необходимые навыки для концертного исполнительства. Хочется отметить ещё один фортепианный цикл нашего курского композитора Михаила Артемова. Он так и называется 8 пьесок для общего фортепиано. В основном это лирические миниатюры. Здесь есть 2 стилизации №6 и №8. Несмотря на техническую доступность, этого цикла, эмоциональная палитра его многогранна. И студенту, который продолжает осваивать технические азы, будет интересно работать над данными пьесами.
Автор публикации: Артемова Юлия Алексеевна
К вопросу практического освоения студентами современной музыкальной стилистики на уроках общего фортепиано
скачать документВернуться назад
К вопросу практического освоения студентами современной музыкальной стилистики на уроках общего фортепиано.В музыке 20 в. произошли кардинальные изменения по сравнению с предыдущим столетием. Настоящим прорывом в музыкальном искусстве стали произведения австрийского композитора Арнольда Шенберга. В первую очередь Второй струнный квартет и «Лунный пьеро», написанные в серийной технике. Композиторы вышли за рамки ладотонального мышления и в связи с этим обновился музыкальный язык. Появилось множество техник сочинения- серийная техника, алеаторика, сонорика и множество авторских техник. Кардинально была переосмыслена музыкальная фактура произведения. И перед исполнителем были поставлены новые технические задачи.Одним из ярких представителей композиторов 20в. стала София Губайдулина. Произведений для фортепиано у нее немного. Среди них цикл «Музыкальные игрушки», написанный в 1969 году. Он включает 14 номеров и они все атональны (кроме последнего). Например 10 номер «Лосиная поляна» написан в серийной технике. Пьеса №3 «Трубач в лесу» написана в санорной технике. В данном цикле ученик познакомится с новым аккордом нетерцовой структуры – кластером. Более подробно остановимся на пьесе токката-тронката. Пьеса написана в серийной технике. Токката в переводе означает прикосновение. Мы привыкли понимать под этим названием пьесу непрерывного моторного движения. Значение термина тронката-прерывающаяся. Композитор сталкивает два образа. Первый, исполняющийся Vivo, на 12/8 олицетворяет агрессивное, наступательное начало. Контрастом является второй образ- статичности, медитации, ухода в себя. Одной из главных трудностей произведения будет темпо ритмическая организация музыкального материала. Композитором четко выписан метроном каждого музыкального фрагмента. Перед исполнителем ставится задача привести всю пьесу всю пьесу к одному метроритмическому знаменателю. На материале данного произведения студент ознакомится с новым колористическим приемом игры на фортепиано-беззвучным нажатием клавиши на педали, обозначающимся в нотах крестиком. Этот санористический эффект часто встречается в произведениях для фортепиано Софии Агатовны.Трудностью для студента будет выучить наизусть атональный текст пьесы. Эту задачу поможет решить подробный анализ произведения, сделанный вместе с преподавателем.Современником Губайдулиной является не менее яркий и самобытный композитор Эдисон Денисов. Хочется обратить внимание на его цикл для фортепиано Багатели. Цикл состоит 7 пьес. Он посвящен пианисту, профессору Московской консерватории М. С. Воскресенскому. Цикл создавался в рубежные для композитора годы. Можно сказать,. Что автор находится цитируя Арнольда Шенберга «у границ тональности». В пьесах отсутствуют ключевые знаки. Таким образом происходит свободная игра тональностей и ладов.Согласно жанру, в пьесах много юмора, света и изящества. Есть лирические образы и миниатюры в романтическом стиле. Они невелики по объему. Несомненно, Багатели Эдисона Денисова отличное пополнение жанра концертной миниатюры.Другим примером концертного фортепьянного цикла 20в. является сюита в форме вариаций по мотивам Ботичелли, Родена и Пикассо» Сергея Слонимского. В сюите четыре части: 1.Ботичелли 2Роден 3Пикассо 4.Три группы граций. Замысел сочинения и его фактурное решение достаточно сложные. Перед учащимся встают интереснейшие исполнительские задачи. Во первых, понять стилистику каждого номера. А для этого необходимо погрузиться в творчество названных художников и почувствовать художественный дух каждой исторической эпохи. Замысел сочинения и его фактурное решение достаточно сложны, но, преодолев эти сложности ученик приобретет необходимые навыки для концертного исполнительства. Хочется отметить ещё один фортепианный цикл нашего курского композитора Михаила Артемова. Он так и называется 8 пьесок для общего фортепиано. В основном это лирические миниатюры. Здесь есть 2 стилизации №6 и №8. Несмотря на техническую доступность, этого цикла, эмоциональная палитра его многогранна. И студенту, который продолжает осваивать технические азы, будет интересно работать над данными пьесами.
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru
Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.
Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.