Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Валюженич Татьяна Александровна

Проблема формирования финансовой грамотности у подростков в условиях детского дома .

скачать документ

Вернуться назад

Проблема формирования финансовой грамотности у подростков в условиях детского дома .В настоящее время все больше возрастает важность экономической грамотности населения. В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что в последние годы происходит усложнение финансовой системы, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, экономических взаимоотношений. Оказываясь в таких непростых условиях, человек сталкивается со сложными задачами, к решению которых он оказывается неподготовленным. Ориентируясь на многочисленные аналитические исследования, можно сказать, что экономическая грамотность в России находится на низком уровне. Лишь небольшая часть населения хорошо ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Значительно сложнее ориентироваться в сфере экономических отношений воспитанникам детских домов. Они не умеют выполнять даже самые необходимые для жизнедеятельности действия, заботиться о своих потребностях, ориентироваться в социуме: не знают, как оплатить коммунальные услуги, как обратиться за помощью в различные службы обслуживания населения, не способны искать способ решения в затруднительных ситуациях. Детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении имеют пассивную жизненную позицию. Это объясняется тем, что на протяжении всего времени пребывания в детском доме они живут полностью регламентированной жизнью и на всем готовом, их обеспечивают одеждой, едой, канцелярскими и иными товарами. В таких условиях дети быстро привыкают к тому, что их обслуживают и им все должны, они становятся потребителями, иждивенцами. Каждый выпускник детского дома после жизни на всем готовом попадает в условия, когда ему необходимо отвечать за себя, самому без подсказки строить свою жизнь. Отсутствие положительного опыта и положительного примера приводит к тому, что воспитанники детских домов не умеют планировать свой бюджет, грамотно распоряжаться денежными средствами, не владеют знаниями о социальноэкономической сфере жизни человека. Таким образом, актуальность работы обусловлена проблемой формирования готовности выпускников к самостоятельной жизни, включающая, в том числе, дефициты в формировании экономиче ской грамотно сти, недо статочной разработанностью понятия экономическая грамотность в социальнопедагогической литературе. Особенно остро стоит вопрос формирования экономической грамотности у подростков, которые в силу жизненных обстоятельств остались без попечения родителей и воспитываются в детских домах. А. М. Прихожан и Н.Н.Толстых в своей работе «Психология сиротства», анализируют влияние условий на развитие личности и поведение воспитанников интернатных учреждений и указывают на определенную специфику их развития [7]. У детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдаются особенности развития эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в бедности поведенческих мотиваций, зависимости от поведения взрослого, ориентацию на его оценку. В конфликтных ситуациях они не могут объективно оценивать ее, контролировать свое поведение и настроение. Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер рассматривается не как отставание в психическом развитии, а как совершенно иной его характер, выражающийся в несформированности внутренних механизмов опосредования. Л. И. Божович отмечает, что именно эти механизмы способствуют переходу от ситуационного к активному, свободному поведению [4]. У воспитанников детских домов недоразвитие внутренних механизмов опосредования заменяется защитными образованиями, такими, как ориентация на внешний контроль вместо произвольности поведения, аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других вместо умения самому справиться с трудной ситуацией. Центральная, по мнению Л. И. Божович, характеристика личности — активность — компенсируется у них умением быстро приспособиться к любой ситуации, мгновенно реагировать на угрозу, не проявлять себя, свою личность, а стать незаметным, пассивным [4]. Говоря о причинах, Прихожан А. М. и Толстых Н. Н. ссылаются на отсутствие необходимости проявлять качества своей личности в интернатном учреждении, так как жизнь там полностью регламентирована [7]. Также, одной из актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений считают трудности социализации. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, где каждый играет множество ролей: семьянин, друг, сосед, политик, житель города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим формируется ложное представление о своей социальной роли сироты, что, конечно же, не способствует адаптации, автономизации и активизации личности. Именно роль сироты и реализуется воспитанником в течение всей его жизни. Вследствие специфических условий проживания, у воспитанников детских домов наблюдается и другие проблемы: 1) формирование феномена «мы» - возникновение идентификации друг с другом; 2) потребность в определенном жизненном пространстве - отсутствие помещения, где ребенок мог бы отдохнуть от других детей; 3) дефекты произвольной саморегуляции поведения - неумение самостоятельно планировать и контролировать свои действия; 4) принадлежность к какой-либо группе - отсутствие выбора; 5) иждивенческая позиция - отсутствие бережливости и ответственности; 6) проблема общения - контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. На наш взгляд, экономическая грамотность может формироваться разными путями у различных социально-демографических групп. Первый путь – сознательно-целенаправленный. Проходят его, в основном, дети из благополучных семей. Характеризуется последовательным усвоением экономических знаний и овладением экономических умений. Вступая во взрослую жизнь, личности, прошедшие данный путь формирования экономической грамотности, осуществляют свою экономическую деятельность на основе использования полученных и усвоенных правил, ценностей, норм экономической культуры. В.В.Касьянов отмечает, что воспитанники, у которых экономическая грамотность сформирована таким образом, отличаются приемлемым экономическим поведением [6]. Второй путь формирования экономической грамотности — стихийный. Характерен этот путь для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и оставшихся без попечения родителей. После выпуска из детского дома, такие подростки оказываются один на один со свалившейся на них самостоятельностью и повседневными проблемами. Не обладая приемлемыми способами экономического поведения, они, как правило, выбирают девиантные его формы, что ведет к разрушению личности и криминализации общества. Широко распространены такие криминальные формы экономического поведения как проституция, воровство, распространение наркотиков, попрошайничество, продажа ворованных вещей, рэкет, мошенничество, угон автомобилей. Формирование экономической культуры, развитие экономической грамотности – это вопрос, который требует скорейшего решения как со стороны учреждений для детей и подростков, оказавшихся без попечения родителей, так и со стороны общества, государства. Выпускников детских домов необходимо подготовить к решению финансовых задач, дать им возможность приобрести теоретический опыт подобного рода деятельности, научить их взаимодействию с различными финансовыми институтами (налоговой системой, фондами, банками) и финансово грамотному поведению в повседневной жизни, а также научить избегать потенциально опасных финансовых ситуаций. Формирование экономической грамотности у этой категории подростков имеет специфические особенности. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники детского дома знакомятся с новыми людьми, совершают покупки, занимаются поиском работы и трудоустраиваются, создают семью, заводят детей, поэтому им также важно знать свои права и обязанности, уметь пользоваться ими в повседневной жизни. Целью формирования экономической грамотности у воспитанников детского дома является «формирование умений и навыков для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами» [8]. Описывается несколько ступеней развития экономической грамотности у подростков, в условиях детского дома. Первая ступень предполагает наличие у воспитанников знаний, умений, навыков в сфере экономической жизнедеятельности (способы достижения финансового благополучия, планирование бюджет а, понимание законов функционирования экономических институтов, особенностей финансовых продуктов и услуг и т.д.), понимание значимости экономической реальности и повседневной жизни. Достигается посредством получения положительного социального знания и опыта. Вторая ступень развития экономической грамотности достигается через социальное взаимодействие внутри детского дома, которое способствует приобретению практического опыта (социальные роли). Подростки получают опыт личностного переживания и положительного отношения к ценностям общества, к социальной реальности, к экономической грамотности. Третья ступень предполагает самостоятельные социально-экономические действия за пределами детского дома, выполнение определенной социальной роли. Для достижения данного уровня необходима система взаимодействия с социальными партнерами в открытой общественной среде. Таким образом, под экономической грамотностью нами понимается некоторый набор элементарных знаний, умений и навыков, способствующих эффективной социализации подростка в современных социальноэкономических условиях, его самостоятельной жизнедеятельности, способности принимать правильные финансовые решения, стремлению к ответственному экономическому поведению и самостоятельному выстраиванию взаимоотношений в экономической области. Такой человек умеет ориентироваться в социуме, имеет собственные взгляды на жизнь и первоначально ориентируется именно на эту точку зрения. Он не подвержен чужому влиянию и четко представляет свои ближайшие цели и план действий. Он мотивирован на достижение результата, но при этом способен адекватно оценить ситуацию и выбрать наиболее оптимальное решение для данных обстоятельств. Самостоятельную, экономически грамотную личность характеризует способность брать ответственность за свои решения на себя. Он понимает, как устроена социальная жизнь человека и осознает нравственные законы общества, имеет моральные ценности и умеет общаться. Понятие экономическая грамотность тесно связано с экономической социализацией. Несмотря на то, что имеется несколько точек зрения относительно этого понятия, все они сводятся к одному - экономическая социализация - это процесс взаимодействия человека с социальной средой, в результате которого формируются качества личности как подлинного субъекта экономических отношений, т.е. усвоение и активное использование индивидуумом социального опыта в экономической сфере жизни. Список использованных источников 1. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. М.: Вита-пресс, 2014.192 с. 2. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: дидактические материалы. Детские дома, школы-интернаты. М.: Вита-пресс, 2014. 64 с. 3. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты. М.: Вита-пресс, 2015. 24 с. 4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 349 с. 5.Галишникова Е. В. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. Советы на каждый день. М.: Вита-пресс, 2014. 128 с. 6. Касьянов В.В. Социология для экономистов: Учеб. Пособие / В.В. Касьянов. Ростов -на -Дону: Феникс, 2004. 288с. 7. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 400 с. 8. Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков / Сборник методических разработок. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. 2016. 147с. 9. Французова О. А. Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов как возможный путь их социализации // Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества: Сборник материалов международной научнопрактической конференции, Тверь 8 февраля 2016 г. / Сост. и ред. И. Ю. Синельников. М.: ИСРО РАО, 2016. С. 270–275

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X