Подать заявку
Вернуться назад
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. АстраханьСредняя образовательная школа № 40ПРОЕКТНАЯ РАБОТАна тему:ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЁТЫВыполнила:ученица 10 класса БДаудова Виктория Рус лановнаРуководитель: Шведова Светлана ВладимировнаАстрахань - 2024Содержание TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc161096997 \h 31.История авиации PAGEREF _Toc161096998 \h 42.Советская авиация во времена ВОВ PAGEREF _Toc161096999 \h 63.Литература об авиаконструкторах PAGEREF _Toc161097000 \h 74.Анализ действующих авиакомпаний России PAGEREF _Toc161097001 \h 10Заключение PAGEREF _Toc161097002 \h 19Список литературы PAGEREF _Toc161097003 \h 20ВведениеАктуальность темы. История авиации началась в конце 19 века, когда первые самолеты смогли взлететь в воздух. С самого начала своего развития авиация претерпела значительные изменения и усовершенствования. Парк российской авиационной техники очень разнообразен. Он включает в себя бомбардировщики, истребители, пассажирские, грузовые летательные аппараты, беспилотники, боевые суда. Россия занимает второе место в мире по количеству военной авиации в строю. Количество такой техники постепенно возрастает. Кроме того, страна лидирует по выпуску вертолетов. Российская авиация развивалась скачкообразно. После появления самолетостроения в 20 веке пик производства произошел во время войны. В мирное время начали разрабатываться высокотехнологичные двигатели для самолетов, а после распада Советского Союза развитие отрасли пошло на спад из-за недостатка финансирования. Сегодня развитие авиации, в частности гражданской, является одним из приоритетных направлений государственной политики.Цель исследования: выяснить, когда появились первые самолёты и как развивается авиация по сегодняшний день.Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:изучить историю авиации;охарактеризовать советскую авиацию во времена ВОВ;исследовать литературу об авиаконструкторах;проанализировать действующие авиакомпании России.Объектом исследовательской работы является развитие российской авиации.Предметом – российская авиация.В ходе написания работы были использованы следующие методы: изучение, обобщение и анализ.История авиацииЧеловечество тысячелетиями мечтало подняться в небеса, поэтому история авиации богата самыми разными событиями: от запуска первых воздушных змеев в древнем Китае до французских воздушных шаров. 1651031750Больше всего идей на тему авиации оставил итальянский изобретатель Леонардо да Винчи. Его труд под названием «Кодекс о полете птиц» содержит тысячи заметок и сотни зарисовок о природе полета и принципах аэродинамики. Именно эта книга во многом заложила ранний фундамент для развития авиации и пилотируемых летательных аппаратов. 5778528575Первый пилотируемый полет на воздушном шаре состоялся 21 ноября 1783, в качестве первых пилотов выступали утка, овца и петух. Через два месяца подвиг первых пассажиров повторили настоящие пилоты- испытатели. Шар братьев Монгольфье, состоявший из бумаги и шелка, поднял двух людей в небо над Парижем на высоту примерно 150 метров и преодолел почти девять километров за полчаса.1651086360Следующим значимым событием в авиации стал дирижабль Жиффара, французского инженера Анри Жиффар, который 24 сентября 1852 года провел первый пилотируемый и контролируемый воздушный полет. Изобретатель парового инжектора совершил путешествие из Парижа в Эланкур на дирижабле собственного дизайна: 43,5-метровом аппарате в форме сигары, который перемещался при помощи трехлопастного пропеллера и 3-сильного двигателя. Тем самым Жиффар доказал, что паровыми летательными аппаратами можно управлять.165103067685-5143552070Братья Орвилл и Уилбер 17 декабря 1903 года совершили контролируемый, продолжительный полет на летательном аппарате тяжелее воздуха. Каждый из братьев дважды поднял деревянный биплан с бензиновым двигателем в небо: итого они совершили четыре взлета. Самый короткий продлился 12 секунд, самый долгий — около минуты. Сейчас это событие считается историческим, но газеты того времени не обратили особого внимания на достижение братьев Райт: дескать, полеты были слишком короткими. В 1907 году в небо поднялся первый вертолёт. Французский инженер и механик Поль Корню стал первым человеком, поднявшимся в воздух на летательном аппарате с вращающимся крылом — предтече современных вертолетов. Он смог оторваться от земли на 1,5 метра и продержался в воздухе 20 секунд. Эксперименты с подобной конструкцией проходили и раньше, но именно опыт Корню стал исторически первым успехом.В канун Нового года (1914 г.) пилот Тони Яннус совершил первый коммерческий рейс в истории: его пассажиром стал мэр городка Сент-Питерсберг в американском штате Флорида, который пролетел вдоль берега залива Тампа. 37-километровый полет обошелся в $5 и заложил основу для индустрии коммерческих авиалиний.Советская авиация во времена ВОВ165102425700В 1939 - 1940 годах авиационная промышленность СССР производила самолётов больше, чем авиационная промышленность Германии. Однако Германия выпускала самолёты только новых типов, а СССР - боевые машины как новых, так и старых конструкций. Серийное производство новых боевых машин в СССР началось с 1940 года. Всего за 1940 год и 1-е полугодие 1941 года, авиационными заводами СССР выпущено 249 штурмовиков Ил-2, 322 истребителя ЛаГГ-3, 399 Як-1, 111 МиГ-1, 1289 МиГ-3, 459 пикирующих бомбардировщиков Пе-2.В первые дни войны перед авиационной промышленностью была поставлена задача добиться значительного увеличения выпуска боевых машин, особенно новых типов. Авиационной промышленности были переданы многие машиностроительные, и станкостроительные заводы, а также предприятия, выпускавшие электротехническое оборудование. Начались строительства новых авиационных заводов. В июле 1941 года, Советский Союз выпустил более 1800 боевых самолётов (вдвое больше среднемесячного выпуска в 1-м полугодии 1941 года), в сентябре - 2329. Однако с октябрем 1941 года произошло значительное снижение производства самолётов, вызванное перебазированием большинства авиационных заводов в восточные районы страны, но уже с конца 1941 года, когда эвакуация предприятий в основном завершилась, отрасль стала непрерывно наращивать выпуск авиатехники. Куйбышевский авиационный завод выпускал штурмовик Ил-2, Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе - истребители Ла-5, Ла-7, Ла-9, Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова - истребители Як-3, Як-7, Як-9, Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова - бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8, авиационный завод в г. Комсомольск-на-Амуре - дальний бомбардировщик Ил-4. К концу войны средняя мощность авиадвигателей увеличилась по сравнению с 1940 годом примерно в 2 раза, что сыграло решающую роль в повышении скорости и улучшении боевых качеств самолетов. Всего в период войны авиационной промышленностью, освоено и запущено в серийное производство 25 типов новых и модернизированных самолётов (истребителей - 10 типов, бомбардировщиков - 8, штурмовиков - 2, транспортных - 4, учебных - 1) и 23 типа авиадвигателей. Новые самолёты были просты по конструкции и построены из не дефицитных материалов, что существенно облегчило их серийное производство в условиях военного времени. По простоте и надёжности советские самолёты выгодно отличались от зарубежных. Литература об авиаконструкторах577851224280В настоящее время издано много книг об истории жизни и свершениях великих русских и советских авиационных конструкторах и ученых в области самолетостроения, производства авиадвигателей. Познакомимся с некоторыми из них:1. Книга Василия Захарченко «Антонов». Эта книга посвящена выдающемуся авиаконструктору и ученому Олегу Константиновичу Антонову, создателю всемирно признанных самолетов - от легкого АН-2 до сверхтяжелых гигантов «Руслан», «Антей» и «Мрия». Автор имел возможность на протяжении многих лет общаться с Генеральным конструктором. Собранный в книге уникальный материал впервые становится достоянием гласности. Издание иллюстрировано редкими фотографиями.577851466852. Следующая книга принадлежит Михаилу Маслову «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова. Данная книга рассказывает нам о жизни Н.Н.Поликарпова, которую не назовешь безоблачной - были в его судьбе и тюремный срок, и смертный приговор, и работа в шарашке, и трагедия невостребованности, и безвременный уход в возрасте 52 лет. Почему создатель лучшего в мире учебного самолета У-2 и целой серии великолепных истребителей остался фактически не у дел в годы Великой Отечественной? Что стало причиной его «опалы» - гибель Валерия Чкалова, чудовищные потери поликарповских истребителей в первые месяцы войны или интриги конкурентов? По чьей вине великий авиаконстурктор не дожил до Победы, так и не успев «довести» свой лучший самолет? На эти многии другие вопросы даёт ответа эта книга.57785158753. На третьем месте расположилась книга Якубовича Н.В. Великий Ильюшин. Авиаконструктор № 1. Самая полная творческая биография великого авиаконструктора, чей легендарный Ил-2, по словам Сталина, «нужен был нашей Красной Армии как воздух, как хлеб». Подлинная история всех проектов С.В. Ильюшина – как военных, так и гражданских, от первых опытных моделей 1930-х гг. до современных авиалайнеров. Мало кому из конструкторов удается создать больше одного по-настоящему легендарного самолета, достойного войти в «высшую лигу» мировой авиации. У ильюшинского КБ таких шедевров более десятка. Непревзойденный Ил-2 по праву считается лучшим штурмовиком Второй Мировой, Ил-4 – выдающимся бомбардировщиком, Ил-28 – «гордостью советского авиапрома», а военно-транспортный Ил-76 в строю уже 40 лет! Не менее впечатляют и триумфы заслуженного ОКБ в гражданском авиастроении – «илы» успешно конкурировали с лучшими зарубежными авиалайнерами, четыре самолета, носивших имя Ильюшина, выбирали советские руководители, а Ил-96 и поныне «борт № 1» российских президентов.-51435469904. Книга Николая Якубовича «Неизвестный Лавочкин» рассказывает о легендарных самолетах Героя Социалистического Труда С.А.Лавочкина, которые по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГТ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной - прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации - это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» - и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны. Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.Анализ действующих авиакомпаний РоссииАэрофлот. Главная авиакомпания России, которая в рейтинге Skytrax не просто вошла в сотню лучших в мире, а попала в почетный топ-20 перевозчиков. У Аэрофлота один из самых молодых авиапарков в мире – на начало 2022 года он состоял из 185 лайнеров. Средний возраст самолетов - 5 лет.Рисунок 1 - Аэрофлот - флагманская авиакомпания РоссииБаза: Москва (Шереметьево)S7 Airlines. Когда-то перевозчик назывался «Сибирь», однако уже много лет узнаваемые зеленые самолетики прочно ассоциируются с именем «S7». Авиапарк значительно уступает Аэрофлоту, но по внутрироссийским меркам внушительный – чуть более ста лайнеров. Средний возраст самолетов – 9 лет.Если в общем рейтинге российских перевозчиков S7 практически всегда занимает почетное второе место, то в локальных топах часто вырывается в лидеры. Например, эта авиакомпания считается самой пунктуальной в России, за что неизменно получает респект и огромную любовь пассажиров. Другое глобальное достижение – топ-20 самых экологичных авиакомпаний мира.Рисунок 2 - У S7 очень яркие узнаваемые самолеты База: Новосибирск, Москва (Домодедово)У S7 Airlines много международных рейсов, однако и внутренние направления охвачены широко. Плюс к карме – низкие цены на перелеты по России. Авиакомпания тоже активно развивает систему накопления милей. Ими можно оплатить практически все – от авиабилета до спецпитания.Россия. Еще одна «модная» авиакомпания в нашем рейтинге перевозчиков. Стильные бело-красные самолеты «России» узнаваемы с первого взгляда. Эффектности добавляют и их названия в честь российских городов. Авиапарк насчитывает 127 самолетов, в основном это Аэробусы и Боинги. Средний возраст лайнеров – 13 лет.Компания была основана в 1934 году – ей почти 100 лет. Некогда «Россия» была классической региональной авиакомпании. Попав под крыло Аэрофлота, она расцвела и стала одним из крупнейших российских перевозчиков. За последние годы она неоднократно попадала и даже возглавляла европейские топы авиакомпаний. Карта международных рейсов «России» представлена относительно слабо, зато на внутрироссийских просторах авиакомпания очень активна.Рисунок 3 - Авиакомпании Россия почти 100 летБаза: Санкт-ПетербургUtair. Перевозчик начинал с вертолетов и сейчас активно с ними работает. Более того, вертолетный парк у Ютейр – самый большой в мире. В парке авиакомпании 57 самолетов, их средний возраст – 11 лет.Поговаривают, что у Utair кризис. Однако так поговаривают на протяжении последних лет пяти, если не дольше. Но самолеты Ютейр продолжают летать как внутри России, так и за границу. Причем летают пунктуально, за что уже не единожды возглавляли рейтинг Росавиации по этому показателю.Рисунок 4 - Ютэйр не раз становилась самой пунктуальной авиакомпанией России. База: Москва (Внуково), СургутОгромный плюс Ютэйр – его экипажи имеют уникальный полетный опыт в тяжелых климатических условиях. Пилоты регулярно занимаются в собственном учебном центре в Тюмени.Победа. Дочерний проект Аэрофлота, который в свое время наделал максимум шума в российской авиации. Начинал он с менее звучного имени Добролет, но ребрендинг прошел столь удачно, что об этом уже мало кто помнит.Рисунок 5 - Победа - российский лоукостер. База: Москва (Внуково, Шереметьево)Зато все помнят и воспринимают теперь как данность минимальную бесплатную ручную кладь, отсутствие питания и невозвратные тарифы. Только хардкор, только перелет - все остальное глупости, а за глупости всегда надо платить. Зато только Победа может предложить такие низкие цены на авиабилеты. Авиапарк Победы насчитывает 44 самолета. Средний возраст лайнеров 2,4 года – и это очень хороший показатель.Уральские авиалинии. При всех своих плюсах у этой авиакомпании есть глобальный минус, который не позволил ей подняться в первую половину рейтинга. Слабое место Уральских авиалиний – пунктуальность, проблемы с которой порой приобретают катастрофические масштабы.Однако «уральцы» входят в число крупнейших авиакомпаний России. В авиапарке перевозчика более 52 самолета. Средний возраст лайнеров 12 лет. «Уральские авиалинии» скрупулёзно подходят к вопросу подготовки пилотов – есть собственный центр подготовки пилотов для Аэробусов. Здесь работают настоящие мастера своего дела – все помнят случай 2019 года, когда пилоты «уральцев» в сложнейшей ситуации посадили самолет в поле, и никто не пострадал. Пожалуй, за такую надежность можно простить проблемы с пунктуальностью.Рисунок 6 - Уральские авиалинии входят в число крупнейших перевозчиков России. База: ЕкатеринбургЯмал. Подавляющее большинство маршрутов – внутрироссийские. За границу выбирается относительно редко. В авиапарке 29 самолетов, средний возраст лайнеров – 11 лет. До 2022 года были представлены Аэробусы, Суперджеты, Бомбардье. Ямал предоставляет горячее питание даже на перелетах менее 4 часов. Причем пассажиры довольны его качеством, что само по себе большая редкость.Рисунок 7 - У Ямала широкая маршрутная сеть внутри России. База: Салехард, ТюменьАвиакомпания предлагает сразу шесть тарифов, каждый из которых предполагает ручную кладь. Цены же на перелеты вполне демократичные, что и обуславливает популярность рейсов Ямала среди пассажиров.Азимут. Молодая авиакомпания, активно обслуживающая регионы. В авиапарке 15 самолетов. Летает на отечественных Суперджетах, что в 2022 году неоспоримое преимущество. Лайнеры названы в честь российских рек – Волга, Ока, Амур, Дон и так далее. Но главный плюс для пассажиров – перевозчик удерживает невысокую ценовую политику. Грамотный подход позволил компании войти в клуб «миллионников» (за год перевозит более 1 миллиона пассажиров) всего за 3 года. Более того, за 5 лет работы перевозчик переступил порог двух миллионов.Рисунок 8 - Лайнеры Азимута названы в честь рек РоссииБаза: Ростов-на-Дону и Краснодар.Nordwind Airlines. Дочерний проект туроператора «Пегас Туристик». Авиапарк составляет 44 самолета, средний возраст лайнеров 14 лет. Летает как по России, так и за рубеж. Пассажиры могут онлайн составить собственный тариф – определить питание, выбрать место, добавить место для багажа и даже заказать трансфер. Соответственно будет меняться и стоимость перелета. Однако изначально она вполне демократичная. Nordwind работает над собой, что наглядно прослеживается по отзывам пассажиров. Значительно сократилось количество задержанных рейсов, питание на рейсах Нордвинда стало лучше, а стюардессы – улыбчивее. Авиапарк составляет 30 машин (Аэробусы и Боинги), средний возраст лайнеров – 10 лет.Рисунок 9 - Нордвинд летает по России и за рубежБаза: Москва (Шереметьево)Red Wings. Ред Вингс входит в топ-15 крупнейших авиакомпаний России. Пятнадцать лет назад после ребрендинга компания получила свое яркое имя, а на рынке авиаперевозок работает больше двадцать лет. Авиапарк состоит преимущественно из Аэробусов, однако у компании есть опыт работы исключительно на российских машинах – Ту-204 и Суперджетах. В парке 16 лайнеров, средний возраст – 11 лет.Рисунок 10 - Ред Вингс работает больше 20 летБаза: Москва, а/п ДомодедовоВ истории этой авиакомпании было много трудностей и даже казус с ее продажей за 1 рубль. Но сейчас Red Wings уверенно занимает свое место в российской авиации, активно развивается и даже готовит пару революционных решений для этого суперконсервативного рынка.По данным «Анализа рынка пассажирских авиаперевозок в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г российскими авиакомпаниями было совершено 104 млн. пассажирских авиаперелетов по внутренним и международным направлениям – на 9,2% больше, чем в 2022 г. Рост 2023 г компенсировал существенное сокращение показателя в предыдущий год, когда из-за санкций большая часть международных маршрутов для российских авиакомпаний оказалась недоступна. В этих условиях перевозчики стремились поддерживать численность авиаперелетов за счет внутрироссийских маршрутов, для чего должны были выдерживать конкуренцию со стороны других видов транспорта, таких как железнодорожный и автобусный.Рисунок 11 - Численность авиаперелетов в России в 2019-2023 гг.Россияне, привыкшие проводить отпуск на море, в условиях ограничений на полеты за рубеж в 2023 г обратили пристальное внимание на курорты Краснодарского края и Крыма. Кроме того, многие заинтересовались другими туристическими направлениями, такими как Санкт-Петербург, Калининград, Карелия, Алтай. Все это способствовало восстановлению числа авиаперелетов внутри страны в 2023 г, в то время как число авиаперелетов международными рейсами оставалось на довольно невысоком уровне.Таблица 1Крупнейшие авиакомпании России по количеству пассажирских авиаперевозок в 2023г, млн. чел.АвиакомпанияПеревезено пассажиров, чел.Аэрофлот25,2Сибирь (S7 Group)15,9Победа13Уральские Авиалинии9,4Россия9,1Ютейр6,7Red Wings2,7Азимут2,3AZUR air1,9NordStar1,2Аврора1,3ИрАэро1,4Якутск1В таблице представлены крупнейшие авиакомпании России по количеству перевезенных пассажиров начиная в 2023 году. Далее на рисунке наглядно представим данные показатели.Рисунок 12 - Количество перевезенных пассажиров российскими авиакомпаниями в 2023г, млн.чел.Лидером воздушного транспорта России является группа «Аэрофлот». Лидирующие позиции неизменно, на протяжении последних нескольких лет, удерживают авиакомпании «Сибирь» (S7), «Россия», «Победа», «Уральские авиалинии» и «ЮТэйр».ЗаключениеСегодня авиация стала неотъемлемой частью нашей жизни, обеспечивая глобальную связность и быстрые способы перемещения. Благодаря развитию авиации мы можем исследовать новые территории, расширять границы современной технологии и переживать увлекательные приключения во время полетов.Среди выдающихся создателей авиационной техники присутствует очень много отечественных конструкторов, которые внесли огромный вклад в развитие авиации, как военной, так и гражданской.В период Великой Отечественной войны выдвинулась целая плеяда молодых, талантливых конструкторов, создавших отличные самолеты, не уступавшие немецким: С.В. Ильюшин, С.А.Лавочкин и другие. Их вклад в победу был высоко оценен и правительством, и народом. Великая отечественная война способствовала быстрому развитию советской авиации.Современная авиация продолжает развиваться и инновационные технологии играют важную роль в текущем состоянии отрасли. Новинки такие как беспилотные летательные аппараты, электрические самолеты и авиация на водородных топливных элементах представляют новые возможности для будущего авиационной индустрии.Список литературыАртемьев А. А. Крылья сверхдержавы: гражданская авиация России, 1914-2009 / А. Артемьев. – М.: Эксмо, 2019. - 607 с.Бычков В. Н. Летопись авиации и воздухоплавания / В. Н. Бычков ; Рос. акад. наук, Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. - М.: Academia, 2016. - 807 с.Веробьян Б. С. История зарождения воздухоплавания и авиации в России / Б. Веробьян. – М.: Техносфера, 2018. – 231 с.Захарченко В. Антонов / В. Захарченко. – М.: Молодая гвардия, 1996. – 412 с.Маслов М. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова / М.Маслов. – М.: Эксмо, 2013. – 264 с. Сизов В.И. История авиационной и космической науки, техники и промышленности России: учеб. пособие / В. И. Сизов, Н. Ф. Банникова. – Самара : СГАУ, 2020. – 179 с.Соболев Д. А. Рождение самолета : Первые проекты и конструкции / Д. А. Соболев. – М.: Машиностроение, 2018. – 207 с.Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. / В. Б. Шавров. – М.: Машиностроение, 2020. – 703 с.Якубович Н. Неизвестный Лавочкин / Н. Якубович. – М.: Эксмо, 2020. – 238 с.Якубович, Н.В. Великий Ильюшин. Авиаконструктор № 1 / Н.В. Якубович. – М.: Эксмо, 2014. - 312 с.
Автор публикации: Даудова Виктория Руслановна
Первым делом, первым делом - самолёты..
скачать документВернуться назад
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. АстраханьСредняя образовательная школа № 40ПРОЕКТНАЯ РАБОТАна тему:ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЁТЫВыполнила:ученица 10 класса БДаудова Виктория Рус лановнаРуководитель: Шведова Светлана ВладимировнаАстрахань - 2024Содержание TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc161096997 \h 31.История авиации PAGEREF _Toc161096998 \h 42.Советская авиация во времена ВОВ PAGEREF _Toc161096999 \h 63.Литература об авиаконструкторах PAGEREF _Toc161097000 \h 74.Анализ действующих авиакомпаний России PAGEREF _Toc161097001 \h 10Заключение PAGEREF _Toc161097002 \h 19Список литературы PAGEREF _Toc161097003 \h 20ВведениеАктуальность темы. История авиации началась в конце 19 века, когда первые самолеты смогли взлететь в воздух. С самого начала своего развития авиация претерпела значительные изменения и усовершенствования. Парк российской авиационной техники очень разнообразен. Он включает в себя бомбардировщики, истребители, пассажирские, грузовые летательные аппараты, беспилотники, боевые суда. Россия занимает второе место в мире по количеству военной авиации в строю. Количество такой техники постепенно возрастает. Кроме того, страна лидирует по выпуску вертолетов. Российская авиация развивалась скачкообразно. После появления самолетостроения в 20 веке пик производства произошел во время войны. В мирное время начали разрабатываться высокотехнологичные двигатели для самолетов, а после распада Советского Союза развитие отрасли пошло на спад из-за недостатка финансирования. Сегодня развитие авиации, в частности гражданской, является одним из приоритетных направлений государственной политики.Цель исследования: выяснить, когда появились первые самолёты и как развивается авиация по сегодняшний день.Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:изучить историю авиации;охарактеризовать советскую авиацию во времена ВОВ;исследовать литературу об авиаконструкторах;проанализировать действующие авиакомпании России.Объектом исследовательской работы является развитие российской авиации.Предметом – российская авиация.В ходе написания работы были использованы следующие методы: изучение, обобщение и анализ.История авиацииЧеловечество тысячелетиями мечтало подняться в небеса, поэтому история авиации богата самыми разными событиями: от запуска первых воздушных змеев в древнем Китае до французских воздушных шаров. 1651031750Больше всего идей на тему авиации оставил итальянский изобретатель Леонардо да Винчи. Его труд под названием «Кодекс о полете птиц» содержит тысячи заметок и сотни зарисовок о природе полета и принципах аэродинамики. Именно эта книга во многом заложила ранний фундамент для развития авиации и пилотируемых летательных аппаратов. 5778528575Первый пилотируемый полет на воздушном шаре состоялся 21 ноября 1783, в качестве первых пилотов выступали утка, овца и петух. Через два месяца подвиг первых пассажиров повторили настоящие пилоты- испытатели. Шар братьев Монгольфье, состоявший из бумаги и шелка, поднял двух людей в небо над Парижем на высоту примерно 150 метров и преодолел почти девять километров за полчаса.1651086360Следующим значимым событием в авиации стал дирижабль Жиффара, французского инженера Анри Жиффар, который 24 сентября 1852 года провел первый пилотируемый и контролируемый воздушный полет. Изобретатель парового инжектора совершил путешествие из Парижа в Эланкур на дирижабле собственного дизайна: 43,5-метровом аппарате в форме сигары, который перемещался при помощи трехлопастного пропеллера и 3-сильного двигателя. Тем самым Жиффар доказал, что паровыми летательными аппаратами можно управлять.165103067685-5143552070Братья Орвилл и Уилбер 17 декабря 1903 года совершили контролируемый, продолжительный полет на летательном аппарате тяжелее воздуха. Каждый из братьев дважды поднял деревянный биплан с бензиновым двигателем в небо: итого они совершили четыре взлета. Самый короткий продлился 12 секунд, самый долгий — около минуты. Сейчас это событие считается историческим, но газеты того времени не обратили особого внимания на достижение братьев Райт: дескать, полеты были слишком короткими. В 1907 году в небо поднялся первый вертолёт. Французский инженер и механик Поль Корню стал первым человеком, поднявшимся в воздух на летательном аппарате с вращающимся крылом — предтече современных вертолетов. Он смог оторваться от земли на 1,5 метра и продержался в воздухе 20 секунд. Эксперименты с подобной конструкцией проходили и раньше, но именно опыт Корню стал исторически первым успехом.В канун Нового года (1914 г.) пилот Тони Яннус совершил первый коммерческий рейс в истории: его пассажиром стал мэр городка Сент-Питерсберг в американском штате Флорида, который пролетел вдоль берега залива Тампа. 37-километровый полет обошелся в $5 и заложил основу для индустрии коммерческих авиалиний.Советская авиация во времена ВОВ165102425700В 1939 - 1940 годах авиационная промышленность СССР производила самолётов больше, чем авиационная промышленность Германии. Однако Германия выпускала самолёты только новых типов, а СССР - боевые машины как новых, так и старых конструкций. Серийное производство новых боевых машин в СССР началось с 1940 года. Всего за 1940 год и 1-е полугодие 1941 года, авиационными заводами СССР выпущено 249 штурмовиков Ил-2, 322 истребителя ЛаГГ-3, 399 Як-1, 111 МиГ-1, 1289 МиГ-3, 459 пикирующих бомбардировщиков Пе-2.В первые дни войны перед авиационной промышленностью была поставлена задача добиться значительного увеличения выпуска боевых машин, особенно новых типов. Авиационной промышленности были переданы многие машиностроительные, и станкостроительные заводы, а также предприятия, выпускавшие электротехническое оборудование. Начались строительства новых авиационных заводов. В июле 1941 года, Советский Союз выпустил более 1800 боевых самолётов (вдвое больше среднемесячного выпуска в 1-м полугодии 1941 года), в сентябре - 2329. Однако с октябрем 1941 года произошло значительное снижение производства самолётов, вызванное перебазированием большинства авиационных заводов в восточные районы страны, но уже с конца 1941 года, когда эвакуация предприятий в основном завершилась, отрасль стала непрерывно наращивать выпуск авиатехники. Куйбышевский авиационный завод выпускал штурмовик Ил-2, Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе - истребители Ла-5, Ла-7, Ла-9, Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова - истребители Як-3, Як-7, Як-9, Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова - бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8, авиационный завод в г. Комсомольск-на-Амуре - дальний бомбардировщик Ил-4. К концу войны средняя мощность авиадвигателей увеличилась по сравнению с 1940 годом примерно в 2 раза, что сыграло решающую роль в повышении скорости и улучшении боевых качеств самолетов. Всего в период войны авиационной промышленностью, освоено и запущено в серийное производство 25 типов новых и модернизированных самолётов (истребителей - 10 типов, бомбардировщиков - 8, штурмовиков - 2, транспортных - 4, учебных - 1) и 23 типа авиадвигателей. Новые самолёты были просты по конструкции и построены из не дефицитных материалов, что существенно облегчило их серийное производство в условиях военного времени. По простоте и надёжности советские самолёты выгодно отличались от зарубежных. Литература об авиаконструкторах577851224280В настоящее время издано много книг об истории жизни и свершениях великих русских и советских авиационных конструкторах и ученых в области самолетостроения, производства авиадвигателей. Познакомимся с некоторыми из них:1. Книга Василия Захарченко «Антонов». Эта книга посвящена выдающемуся авиаконструктору и ученому Олегу Константиновичу Антонову, создателю всемирно признанных самолетов - от легкого АН-2 до сверхтяжелых гигантов «Руслан», «Антей» и «Мрия». Автор имел возможность на протяжении многих лет общаться с Генеральным конструктором. Собранный в книге уникальный материал впервые становится достоянием гласности. Издание иллюстрировано редкими фотографиями.577851466852. Следующая книга принадлежит Михаилу Маслову «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова. Данная книга рассказывает нам о жизни Н.Н.Поликарпова, которую не назовешь безоблачной - были в его судьбе и тюремный срок, и смертный приговор, и работа в шарашке, и трагедия невостребованности, и безвременный уход в возрасте 52 лет. Почему создатель лучшего в мире учебного самолета У-2 и целой серии великолепных истребителей остался фактически не у дел в годы Великой Отечественной? Что стало причиной его «опалы» - гибель Валерия Чкалова, чудовищные потери поликарповских истребителей в первые месяцы войны или интриги конкурентов? По чьей вине великий авиаконстурктор не дожил до Победы, так и не успев «довести» свой лучший самолет? На эти многии другие вопросы даёт ответа эта книга.57785158753. На третьем месте расположилась книга Якубовича Н.В. Великий Ильюшин. Авиаконструктор № 1. Самая полная творческая биография великого авиаконструктора, чей легендарный Ил-2, по словам Сталина, «нужен был нашей Красной Армии как воздух, как хлеб». Подлинная история всех проектов С.В. Ильюшина – как военных, так и гражданских, от первых опытных моделей 1930-х гг. до современных авиалайнеров. Мало кому из конструкторов удается создать больше одного по-настоящему легендарного самолета, достойного войти в «высшую лигу» мировой авиации. У ильюшинского КБ таких шедевров более десятка. Непревзойденный Ил-2 по праву считается лучшим штурмовиком Второй Мировой, Ил-4 – выдающимся бомбардировщиком, Ил-28 – «гордостью советского авиапрома», а военно-транспортный Ил-76 в строю уже 40 лет! Не менее впечатляют и триумфы заслуженного ОКБ в гражданском авиастроении – «илы» успешно конкурировали с лучшими зарубежными авиалайнерами, четыре самолета, носивших имя Ильюшина, выбирали советские руководители, а Ил-96 и поныне «борт № 1» российских президентов.-51435469904. Книга Николая Якубовича «Неизвестный Лавочкин» рассказывает о легендарных самолетах Героя Социалистического Труда С.А.Лавочкина, которые по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГТ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной - прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации - это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» - и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны. Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.Анализ действующих авиакомпаний РоссииАэрофлот. Главная авиакомпания России, которая в рейтинге Skytrax не просто вошла в сотню лучших в мире, а попала в почетный топ-20 перевозчиков. У Аэрофлота один из самых молодых авиапарков в мире – на начало 2022 года он состоял из 185 лайнеров. Средний возраст самолетов - 5 лет.Рисунок 1 - Аэрофлот - флагманская авиакомпания РоссииБаза: Москва (Шереметьево)S7 Airlines. Когда-то перевозчик назывался «Сибирь», однако уже много лет узнаваемые зеленые самолетики прочно ассоциируются с именем «S7». Авиапарк значительно уступает Аэрофлоту, но по внутрироссийским меркам внушительный – чуть более ста лайнеров. Средний возраст самолетов – 9 лет.Если в общем рейтинге российских перевозчиков S7 практически всегда занимает почетное второе место, то в локальных топах часто вырывается в лидеры. Например, эта авиакомпания считается самой пунктуальной в России, за что неизменно получает респект и огромную любовь пассажиров. Другое глобальное достижение – топ-20 самых экологичных авиакомпаний мира.Рисунок 2 - У S7 очень яркие узнаваемые самолеты База: Новосибирск, Москва (Домодедово)У S7 Airlines много международных рейсов, однако и внутренние направления охвачены широко. Плюс к карме – низкие цены на перелеты по России. Авиакомпания тоже активно развивает систему накопления милей. Ими можно оплатить практически все – от авиабилета до спецпитания.Россия. Еще одна «модная» авиакомпания в нашем рейтинге перевозчиков. Стильные бело-красные самолеты «России» узнаваемы с первого взгляда. Эффектности добавляют и их названия в честь российских городов. Авиапарк насчитывает 127 самолетов, в основном это Аэробусы и Боинги. Средний возраст лайнеров – 13 лет.Компания была основана в 1934 году – ей почти 100 лет. Некогда «Россия» была классической региональной авиакомпании. Попав под крыло Аэрофлота, она расцвела и стала одним из крупнейших российских перевозчиков. За последние годы она неоднократно попадала и даже возглавляла европейские топы авиакомпаний. Карта международных рейсов «России» представлена относительно слабо, зато на внутрироссийских просторах авиакомпания очень активна.Рисунок 3 - Авиакомпании Россия почти 100 летБаза: Санкт-ПетербургUtair. Перевозчик начинал с вертолетов и сейчас активно с ними работает. Более того, вертолетный парк у Ютейр – самый большой в мире. В парке авиакомпании 57 самолетов, их средний возраст – 11 лет.Поговаривают, что у Utair кризис. Однако так поговаривают на протяжении последних лет пяти, если не дольше. Но самолеты Ютейр продолжают летать как внутри России, так и за границу. Причем летают пунктуально, за что уже не единожды возглавляли рейтинг Росавиации по этому показателю.Рисунок 4 - Ютэйр не раз становилась самой пунктуальной авиакомпанией России. База: Москва (Внуково), СургутОгромный плюс Ютэйр – его экипажи имеют уникальный полетный опыт в тяжелых климатических условиях. Пилоты регулярно занимаются в собственном учебном центре в Тюмени.Победа. Дочерний проект Аэрофлота, который в свое время наделал максимум шума в российской авиации. Начинал он с менее звучного имени Добролет, но ребрендинг прошел столь удачно, что об этом уже мало кто помнит.Рисунок 5 - Победа - российский лоукостер. База: Москва (Внуково, Шереметьево)Зато все помнят и воспринимают теперь как данность минимальную бесплатную ручную кладь, отсутствие питания и невозвратные тарифы. Только хардкор, только перелет - все остальное глупости, а за глупости всегда надо платить. Зато только Победа может предложить такие низкие цены на авиабилеты. Авиапарк Победы насчитывает 44 самолета. Средний возраст лайнеров 2,4 года – и это очень хороший показатель.Уральские авиалинии. При всех своих плюсах у этой авиакомпании есть глобальный минус, который не позволил ей подняться в первую половину рейтинга. Слабое место Уральских авиалиний – пунктуальность, проблемы с которой порой приобретают катастрофические масштабы.Однако «уральцы» входят в число крупнейших авиакомпаний России. В авиапарке перевозчика более 52 самолета. Средний возраст лайнеров 12 лет. «Уральские авиалинии» скрупулёзно подходят к вопросу подготовки пилотов – есть собственный центр подготовки пилотов для Аэробусов. Здесь работают настоящие мастера своего дела – все помнят случай 2019 года, когда пилоты «уральцев» в сложнейшей ситуации посадили самолет в поле, и никто не пострадал. Пожалуй, за такую надежность можно простить проблемы с пунктуальностью.Рисунок 6 - Уральские авиалинии входят в число крупнейших перевозчиков России. База: ЕкатеринбургЯмал. Подавляющее большинство маршрутов – внутрироссийские. За границу выбирается относительно редко. В авиапарке 29 самолетов, средний возраст лайнеров – 11 лет. До 2022 года были представлены Аэробусы, Суперджеты, Бомбардье. Ямал предоставляет горячее питание даже на перелетах менее 4 часов. Причем пассажиры довольны его качеством, что само по себе большая редкость.Рисунок 7 - У Ямала широкая маршрутная сеть внутри России. База: Салехард, ТюменьАвиакомпания предлагает сразу шесть тарифов, каждый из которых предполагает ручную кладь. Цены же на перелеты вполне демократичные, что и обуславливает популярность рейсов Ямала среди пассажиров.Азимут. Молодая авиакомпания, активно обслуживающая регионы. В авиапарке 15 самолетов. Летает на отечественных Суперджетах, что в 2022 году неоспоримое преимущество. Лайнеры названы в честь российских рек – Волга, Ока, Амур, Дон и так далее. Но главный плюс для пассажиров – перевозчик удерживает невысокую ценовую политику. Грамотный подход позволил компании войти в клуб «миллионников» (за год перевозит более 1 миллиона пассажиров) всего за 3 года. Более того, за 5 лет работы перевозчик переступил порог двух миллионов.Рисунок 8 - Лайнеры Азимута названы в честь рек РоссииБаза: Ростов-на-Дону и Краснодар.Nordwind Airlines. Дочерний проект туроператора «Пегас Туристик». Авиапарк составляет 44 самолета, средний возраст лайнеров 14 лет. Летает как по России, так и за рубеж. Пассажиры могут онлайн составить собственный тариф – определить питание, выбрать место, добавить место для багажа и даже заказать трансфер. Соответственно будет меняться и стоимость перелета. Однако изначально она вполне демократичная. Nordwind работает над собой, что наглядно прослеживается по отзывам пассажиров. Значительно сократилось количество задержанных рейсов, питание на рейсах Нордвинда стало лучше, а стюардессы – улыбчивее. Авиапарк составляет 30 машин (Аэробусы и Боинги), средний возраст лайнеров – 10 лет.Рисунок 9 - Нордвинд летает по России и за рубежБаза: Москва (Шереметьево)Red Wings. Ред Вингс входит в топ-15 крупнейших авиакомпаний России. Пятнадцать лет назад после ребрендинга компания получила свое яркое имя, а на рынке авиаперевозок работает больше двадцать лет. Авиапарк состоит преимущественно из Аэробусов, однако у компании есть опыт работы исключительно на российских машинах – Ту-204 и Суперджетах. В парке 16 лайнеров, средний возраст – 11 лет.Рисунок 10 - Ред Вингс работает больше 20 летБаза: Москва, а/п ДомодедовоВ истории этой авиакомпании было много трудностей и даже казус с ее продажей за 1 рубль. Но сейчас Red Wings уверенно занимает свое место в российской авиации, активно развивается и даже готовит пару революционных решений для этого суперконсервативного рынка.По данным «Анализа рынка пассажирских авиаперевозок в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г российскими авиакомпаниями было совершено 104 млн. пассажирских авиаперелетов по внутренним и международным направлениям – на 9,2% больше, чем в 2022 г. Рост 2023 г компенсировал существенное сокращение показателя в предыдущий год, когда из-за санкций большая часть международных маршрутов для российских авиакомпаний оказалась недоступна. В этих условиях перевозчики стремились поддерживать численность авиаперелетов за счет внутрироссийских маршрутов, для чего должны были выдерживать конкуренцию со стороны других видов транспорта, таких как железнодорожный и автобусный.Рисунок 11 - Численность авиаперелетов в России в 2019-2023 гг.Россияне, привыкшие проводить отпуск на море, в условиях ограничений на полеты за рубеж в 2023 г обратили пристальное внимание на курорты Краснодарского края и Крыма. Кроме того, многие заинтересовались другими туристическими направлениями, такими как Санкт-Петербург, Калининград, Карелия, Алтай. Все это способствовало восстановлению числа авиаперелетов внутри страны в 2023 г, в то время как число авиаперелетов международными рейсами оставалось на довольно невысоком уровне.Таблица 1Крупнейшие авиакомпании России по количеству пассажирских авиаперевозок в 2023г, млн. чел.АвиакомпанияПеревезено пассажиров, чел.Аэрофлот25,2Сибирь (S7 Group)15,9Победа13Уральские Авиалинии9,4Россия9,1Ютейр6,7Red Wings2,7Азимут2,3AZUR air1,9NordStar1,2Аврора1,3ИрАэро1,4Якутск1В таблице представлены крупнейшие авиакомпании России по количеству перевезенных пассажиров начиная в 2023 году. Далее на рисунке наглядно представим данные показатели.Рисунок 12 - Количество перевезенных пассажиров российскими авиакомпаниями в 2023г, млн.чел.Лидером воздушного транспорта России является группа «Аэрофлот». Лидирующие позиции неизменно, на протяжении последних нескольких лет, удерживают авиакомпании «Сибирь» (S7), «Россия», «Победа», «Уральские авиалинии» и «ЮТэйр».ЗаключениеСегодня авиация стала неотъемлемой частью нашей жизни, обеспечивая глобальную связность и быстрые способы перемещения. Благодаря развитию авиации мы можем исследовать новые территории, расширять границы современной технологии и переживать увлекательные приключения во время полетов.Среди выдающихся создателей авиационной техники присутствует очень много отечественных конструкторов, которые внесли огромный вклад в развитие авиации, как военной, так и гражданской.В период Великой Отечественной войны выдвинулась целая плеяда молодых, талантливых конструкторов, создавших отличные самолеты, не уступавшие немецким: С.В. Ильюшин, С.А.Лавочкин и другие. Их вклад в победу был высоко оценен и правительством, и народом. Великая отечественная война способствовала быстрому развитию советской авиации.Современная авиация продолжает развиваться и инновационные технологии играют важную роль в текущем состоянии отрасли. Новинки такие как беспилотные летательные аппараты, электрические самолеты и авиация на водородных топливных элементах представляют новые возможности для будущего авиационной индустрии.Список литературыАртемьев А. А. Крылья сверхдержавы: гражданская авиация России, 1914-2009 / А. Артемьев. – М.: Эксмо, 2019. - 607 с.Бычков В. Н. Летопись авиации и воздухоплавания / В. Н. Бычков ; Рос. акад. наук, Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. - М.: Academia, 2016. - 807 с.Веробьян Б. С. История зарождения воздухоплавания и авиации в России / Б. Веробьян. – М.: Техносфера, 2018. – 231 с.Захарченко В. Антонов / В. Захарченко. – М.: Молодая гвардия, 1996. – 412 с.Маслов М. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова / М.Маслов. – М.: Эксмо, 2013. – 264 с. Сизов В.И. История авиационной и космической науки, техники и промышленности России: учеб. пособие / В. И. Сизов, Н. Ф. Банникова. – Самара : СГАУ, 2020. – 179 с.Соболев Д. А. Рождение самолета : Первые проекты и конструкции / Д. А. Соболев. – М.: Машиностроение, 2018. – 207 с.Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. / В. Б. Шавров. – М.: Машиностроение, 2020. – 703 с.Якубович Н. Неизвестный Лавочкин / Н. Якубович. – М.: Эксмо, 2020. – 238 с.Якубович, Н.В. Великий Ильюшин. Авиаконструктор № 1 / Н.В. Якубович. – М.: Эксмо, 2014. - 312 с.
Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru
Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.
Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.