Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Поздняков Алексей Владимирович

Чтение с листа и его роль в процессе обучения в классе баяна/аккордеона

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств № 11»города ЧелябинскаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«Чтение с листа и его роль в процессе обучения в классе баяна/аккордеона»                                                                                        Выполнил: Поздняков А. Вг. Челябинск2023СодержаниеВведение………………………………………………………………2Теория и методика чтения музыки с листа в классе баяна/аккордеона……………………………………………………..8Теоретическая модель чтения. Психологическая структура. Механизмы и коды чтения нотного текста………………………………………….11Основные условия беглого чтения…………………..........................24Основные приёмы беглого чтения…………………………………...25Заключение…………………………………………………………….27Список использованной литературы………………………...............28Введение     Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития.В. А. СухомлинскийУчить чтению нотного текста – значит прежде всего, всестороннеразвивать ученика как музыканта.М. Э. ФейгинО пользе чтения с листа для развития учащегося музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор. Высказывания на эту тему можно встретить ещё в трактатах Ф.Э. Баха, Х. Шубарта и других видных педагогов- музыкантов XVII-XVIII веков. Чтение нот с листа должно составлять определённую часть каждодневного «рациона» занятий учащегося музыканта. (Некоторые педагоги, Д. Ф. Ойстрах например, шли ещё дальше, рекомендуя учащимся один день в неделю целиком отдавать проигрыванию незнакомой музыкальной литературы. Выдающийся мастер французской пианистической школы А. Корто в «Советах молодым преподавателям» говорил о том же: «Распределять работу (ежедневную) каждого ученика по таблице используемого времени…: упражнения, этюды, пьесы, чтение с листа». [5. с. 159]. Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом, регулярно практикующимся в чтении с листа, нескончаемой и пёстрой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей, исторических эпох. Чтение с листа суть постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. «Сколько читаем – столько знаем» – эта, давняя, многократно проверенная истина полностью сохраняет своё значение и в музыкальном образовании.Формирование музыкально – интеллектуальных качеств у учащегося осуществляется в музыкальной педагогике, как и в любой другой учебной деятельности, в ходе овладения соответствующими знаниями; процессы музыкального мышления находятся в тесном, нерасторжимом единстве с процессами музыкального познания. Отсюда - значение чтения с листа: раздвигая горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специальных сведений и т.д., оно способно сыграть самую активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания.Музыкально – интеллектуальные качества учащегося кристаллизуются, естественно, не только при чтении, но и в других видах профессиональной деятельности. Однако именно чтением музыки с листа создаются для этого условия «максимального благоприятствования».Прежде всего, потому, что, читая музыку, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать в исполнительском плане. Нет необходимости специально штудировать их, совершенствовать в виртуозно – техническом отношении. Эти произведения, говоря словами В.А. Сухомлинского, «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться». [ 9. с. 60]. Отсюда и особый психологический настрой при занятиях чтением с листа. Специальные наблюдения показывают, что музыкальное мышление учащихся при чтении, естественно, при достаточно умелом, квалифицированном чтении, заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, обострённым, цепким. «Тут есть одна тонкая психологическая закономерность: соотносится с собой, отражается в духовной жизни личности с наибольшей силой то, что не обязательно запоминать, что не нужно подвергать специфическому анатомированию», - писал В.А. Сухомлинский. [9. с. 60] Благоприятные условия для активизации музыкально – интеллектуальных сил учащегося, создаваемых чтением с листа, обусловливается и тем, что ознакомление с новой музыкой – процесс, всегда имеющий особо яркую, привлекательно эмоциональную окраску. Факторы эмоционального порядка играют принципиально важную роль в структуре мыслительной деятельности человека вообще и в художественно – образном мышлении в особенности. Занятия чтением с листа, коль скоро они вызывают непосредственный и яркий эмоциональный отклик у играющего, важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления различных музыкально – теоретических и музыкально – исторических сведений; эти знания способствуют в конечном счёте углублению, обогащению, качественному улучшению самих процессов музыкального мышления.Таким образом, чтение с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении обще музыкального развития учащегося. Именно в процессе чтения нот с листа со всей полнотой и отчётливостью выявляют себя следующие основные дидактические принципы развивающегося обучения:а) Увеличения объёма используемого в учении музыкального материала б) Ускорение темпов его прохожденияОтсюда вывод: если обще музыкальное развитие учащегося – его способностей, интеллекта, профессионального музыкального сознания – призвано быть особой, специальной целью музыкальной педагогики в учебных заведениях педагогического профиля, то чтение музыки с листа имеет в принципе все основания стать одним из главных, специальных средств практического достижения этой цели.Несмотря на то, что важность этой работы признаётся всегда и всеми, в массовом учебном обиходе ей тем не менее не всегда уделяется достаточно внимания. Одной из причин этого явления - стремление некоторых педагогов скрупулезно «отделать» с учеником заданную программу, тщательно отработать немногое за счёт многого, с тем, чтобы обеспечить успешность немногих зачётных выступлений.Располагая издавна сложившейся, богатой традициями, всесторонней методикой обучения музыкальному исполнительству, зная, как, каким путём формировать у учащегося комплекс различных технических приёмов и навыков, музыкально – инструментальная педагогика и по сей день не располагает обстоятельно аргументированной, всесторонне разработанной методикой обучения чтению с листа.Среди части педагогов – практиков распространена точка зрения, согласно которой вопрос о чтении музыки решается крайне просто: основное - найти время для соответствующих упражнений, что же касается умения, то со временем оно придёт само собой. Иными словами, не важно каким образом, важно сколько. «Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать», с предельным лаконизмом выразил эти убеждения И. Гофман. [ 3. с. 103]. Нельзя, конечно, не согласиться, что чисто количественный фактор (как много читать) имеет в данном случае немаловажное значение. Несомненно, также, что стихийные, нерегулируемые занятия чтением с листа могут дать известный положительный результат. В то же время со всей определённостью подчеркнём: знакомство с основными теоретическими и методическими постулатами в области чтения музыки за инструментом, сознательное, не «спонтанное» овладение специальными приёмами и способами, призванными облегчить прочитывание, всё это ведёт в данном случае к значительному повышению «коэффициента полезного действия». Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время существует недостаточное количество литературы посвященной вопросам и чтения нот с листа. Как правило, в музыкальных школах не уделяется должного внимания этим проблемам. В связи с этим и была выбрана данная тема для методической работы. Цели.Цель предмета чтения нот с листа - ознакомление с музыкальным произведением, определение его содержания и формы. Что касается изучения музыкального произведения, то здесь подразумевается в основном техническое овладение трудностями исполнительское воплощение замысла.Чтение с листа является начальным этапом в изучении музыкального произведения. Чтение с листа как средство ознакомления с музыкальным произведением должно существовать в практике учебных занятий. Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:- рассмотреть следующие понятия: чтение нот с листа и транспонирование- выявить условия, способствующие правильному протеканию процесса чтения нот с листа и транспонирования- определить ряд приемов беглого чтения. Навыки.- научиться бегло прочитывать нотные знаки-научиться быстро читать любые ноты Теория и методика чтения музыки с листав классе баяна/аккордеонаОдно из главных условий, обеспечивающих правильное протекание процесса чтения музыки с листа, заключено в мысленном (нередко говорят – зрительном) опережении читающим того, что непосредственно играется в данный момент. Имеется в виду такое явление, метко охарактеризованное М. Н. Бариновой, как «разведка глазами». В общих чертах схема процесса здесь такова: читающий окидывает взглядом некий отрезок музыкального текста («смотрит вперёд»); видя ноты, он одновременно трансформирует их с помощью внутреннего слуха в адекватную звуковую картину; затем, пользуясь более или менее отрегулированной у каждого музыканта – профессионала системой слухо – клавиатурных связей, воплощает элементы этой картины в цепи соответствующих движений (берёт те или иные клавиши инструмента). Именно так расшифровывается известная формула: «вижу – слышу – играю».Примечательное при этом следующее: чем квалифицированнее и опытнее читающий с листа, чем более развит его внутренний слух, тем дальше он «засматривает» вперёд при игре, тем объёмнее мысленно воспринимаемые им «дозы» нотного текста, тем яснее и конкретнее, наконец, внутренне слуховые представления звуковысотных, ритмических и тембровых компонентов музыкальной речи.Отсутствие при чтении музыкального произведения постоянной и глубокой «разведки» глазами и внутренним слухом (как минимум, на один – два такта вперёд) ведёт к тому, что игра становится формальной, а не эмоциональной, превращается в удручающие монотонное «переступание» с одних клавиш на другие.Второе существенное положение теории и практики чтения музыки с листа выражается в требовании неотрывности взгляда от нотного текста. Только при этом условии может быть обеспеченно плавное, непрерывное, логичное развёртывание звукового «действия». Неотрывность от текста взгляда читающего музыку тесно связано с умением играть не глядя на руки, или, как говорят «вслепую» – умением, исключительно важным при чтении с листа. Неспособность музыканта на ощупь ориентироваться в клавиатурной «топографии» инструмента ведёт к тому, что, отыскивая пальцами требуемые комбинации и сочетания звуков, он встаёт перед необходимостью чуть ли не ежесекундно обращать свой взгляд на руки и на клавиши.Отрываясь глазами от нотных строчек, читающий, естественно, легко теряет тот фрагмент текста, который исполняется им в данный момент; теряет, частично или полностью, зрительно – слуховой контроль над музыкальным материалом. Отсюда – задержки, запинки, разного рода игровой «брак». Любые метания глаз при чтении с листа не желательны, и чем их меньше, тем лучше. Наконец, третье условие, способствующее улучшению процесса прочитывания музыки, может быть сформулировано следующим образом: ориентироваться при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур. Схватывая с единого взгляда общую конфигурацию мелодических рисунков, направленность их движения в звуковом пространстве, узнавая в тексте различные аккордовые стереотипы (трезвучия, доминантсептаккорды, их обращения и т.д.) по их характерному внешнему облику, квалифицированный «чтец» не испытывает необходимости в абсолютной расшифровке каждого звука на нотоносце.Несколько дополнительных советов и рекомендаций, выведенных из практики опытных мастеров чтения музыки, а также из специальных наблюдений.Читая за инструментом новое и достаточное сложное произведение, учащемуся нет необходимости с пунктуальной тщательностью воспроизводить на клавиатуре каждый знак нотного текста.Принцип, которого придерживаются в подобной ситуации квалифицированные музыканты, таков: минимум нот – максимум музыки. Текстуальным сокращениям и облегчениям подлежат в первую очередь фоновые гармонические звукообразования (фигурационные орнаменты, аккордовые комплексы и т.д.); напротив, мелодические рисунки, равно как и басы, требуют к себе особо бережного отношения.Усилия играющего при чтении музыки должны быть направлены в первую очередь на опознание в нотном тексте и последующее воспроизведение более или менее законченных, структурно завершённых музыкальных мыслей. Только игра «по фразам», свидетельствует художественная практика, способна сообщить процессу чтению осмысленность, внутреннюю логику и эмоциональную окраску.Прежде чем читать музыку непосредственно за инструментом, следует по возможности ознакомиться с ней посредством мысленного прочтения, проиграть её в уме, - учит опыт, накопленный в соответствующей деятельности.Прочесть произведение с листа – значит быстро схватить и эскизно передатьэмоционально – образный смысл музыки,при некоторой приблизительностивоспроизведения нотной музыки. [11. с. 45]Чтение музыки с листа является наиболее сложной разновидностью игры по нотам и, как показывают экспериментальные исследования, обладает статусом художественной деятельности. Здесь мысль музыканта движется от общего к частному, от целого к деталям, от свёрнутого художественного образа к развёрнутому во времени музыкальному движению. Художественно образная дедукция лежит в основе постижения музыкального содержания опытным исполнителем музыки с листа.Чтение с листа становится основным методом работы на первоначальной стадии, при первой встрече с новым произведением. Предварительное чтение – ознакомление необходимо для того, чтобы, «постигнуть идею в целом» (Л. Ауэр). [1. с. 87], «молниеносно овладеть музыкой», соприкоснуться с «духовным образом» сочинения (Г. Нейгауз). [7. с. 52]. Оно направленно на то, чтобы схватить его «психологическую тональность» (Г. Коган) [ 4. с. 96 ] при этом важно «сформировать отношение к данному произведению», дать произведению «воздействовать на себя», только в результате чего и возникает «предчувствие его подлинного содержания» (С. Савшинский). [ 8. с. 24 ]Сыграть произведение с листа означает не просто бегло проиграть его без предварительного разучивания. Первоначальное прочтение предполагает прежде всего проникновение в его художественную сущность. Первое яркое впечатление возникает в результате интерпретации музыкального содержания, как бы оно не было приблизительно и не совершенно. Теоретическая модель чтения. Психологическая структура. Механизмы и коды чтения нотного текста.Чтение музыки с листа – сложный психофизический процесс, при необходимости можно рассматривать как с позиций психофизиологии, социолингвистики, семиотики, так и с позиции семантики. Тем более что до сего времени в тонких механизмах чтения много остается ещё не ясным.Вместе с тем для совершенствования обучения чтению с листа необходимо знать факторы, определяющие специфику и эффективность отдельных его составляющих. Теоретическая модель позволяет понять некоторые особенности её структуры и функционирования.Для понимания механизма чтения с листа мы представим её объяснительную, теоретическую модель (см. схему, рисунок 1).Эмоционально-смысловой образЗвуковой образКлавиатурный образГрафический образ Рис. 1. Структура музыкально – исполнительской деятельности чтенияБудем рассматривать беглое чтение нот как целостную деятельность человека. В данном случае эта деятельность музыканта, учащегося, исполнителя, направлена на акт коммуникации, общения (композитор, произведение, эпоха, исполнительские стили, отношение самого исполнителя и т. д.). Во всякой деятельности различают два её момента: операционально – технический и мотивационный.Примечательно к музыкально – исполнительской деятельности эти моменты выступают как технологическая и художественно – содержательная её стороны. К первой относятся приемы, действия, навыки, умения; ко второй – художественное восприятие как социально - обусловленное или личностно- значимое отношение к произведению.У опытного музыканта, играющего с листа, обе эти стороны слиты во- едино. Однако различение технологического и художественно- содержательного в игре с листа очень важно – важно для обучения и самообучения чтению. Появляется возможность осмыслить путь, механизм формирования музыкально – исполнительского образа. Подчеркнём здесь слово «исполнительского»: ниже будут раскрыты его особенности – как путь становления, построения смысла исполняемого, а не только усвоения знаний, умений и навыков.Обратимся к нашей схеме – системе вложенных друг в друга квадратов, где каждый следующий охватывает предыдущие.Речь пойдёт о смыслах, образах и «кодах дешифровки» нотного текста. Как сгруппируются ноты, в каких образах они предстанут перед взором исполнителя – всё это относится к графическому уровню прочтения нотного текста.Далее, переходим на более высокий уровень – второй квадрат. Здесь музыкант имеет дело с клавишами своего инструмента, которые не связаны напрямую с графическими образами нот.На клавиатурном уровне чтения приходится ориентироваться в их топографии, находить нужные игровые движения, аппликатуру и сложным путём взаимодействовать с графическими образами нотной записи. Появляется как бы новый код чтения. И задача которую предстоит решить, состоит в том, чтобы связать эти два кода – графический и клавиатурный.Третий квадрат представляет выход в звук – точнее, в звуковой образ. Теперь уже мы видим нотную графику, ощущаем клавиатуру и движение на ней и слышим звучание. На этом уровне происходит чудодейственное превращение: включается слуховой опыт, музыкально – слуховые представления. Появляется новая стратегия чтения, более совершенная и точная установка музыканта – исполнителя, которая с опытом закрепляется в виде особого кода чтения нотной записи. Как видно из графической схемы, этот код в скрытом, латентном виде включает в себя предыдущие два.Однако звучание, полученное в результате игры по нотам, кроме того, что связано с музыкально – слуховыми представлениями, мало что даст читающему с листа, если он не владеет последним четвёртым уровнем беглой «дешифровки» нотной записи. Этот последний самый высокий уровень чтения с листа – уровень художественного образа. Если исполнитель не ощущает эмоционально – смысловую сторону музыкального содержания, прочитывание произведения не состоится. Этот код чтения принципиально другого уровня. Он, конечно, не сводится к предыдущим трём, более простым по своей организации. Но в работе музыканта он включает в себя в скрытом состоянии все три предыдущих кода. Рассмотрим четыре компонента структуры («коды») беглого чтения более подробно.Все четыре образуют иерархию. Иными словами они соотносятся так, что художественный образ включает в себя звуковой (слуховой), клавиатурный и графический образы (будем помнить всегда об условности такого разделения и наименования в педагогических целях). В то же время каждый из названных компонентов относительно самостоятелен, отличается своеобразием обобщения и представляет собой качественно новое психическое образование (для упрощения будем обращаться к более простому понятию «коды» чтения).Так, графические образы формируются в процессе зрительно интеллектуального восприятия нот. Логика их осмысления находится в тесной связи с музыкально теоретическими знаниями и опытом игры на инструменте. Беглое чтение нотной записи осуществляется благодаря группировке нотных знаков в относительно устойчивые комплексы по вертикали и горизонтали. Эти зрительные образы отдельных нотных групп: интервала, аккорда, терцовой и нетерцовой группы, кластера, ритмической фигуры и повторяющихся ритмических образований. Эти зрительные образы разномасштабных целостных структур нотного текста: мотива, фразы, предложения, периода, целостной «картины» различных слоёв нотной фактуры и т.п. клавиатурные образы фиксируют переход с образов нотной графики на образы клавиатурного пространства, исполнительских движений и их обобщений (двигательных комплексов). Благодаря этим образам устанавливаются специфические, например, для пианиста зрительно – слухо –клавиатурной связи. Эти образования ускоряют процесс считывания и исполнения. К ним относится осязательные и мышечно – двигательные ощущения различных нотных групп, их пространственные представления, связанные с аппликатурой. К ним относятся также типовые формулы фортепианной фактуры («ключевые формулы» по Ф. Липсу): гаммы, арпеджио, аккорды, фактурные формы (мелодия с аккомпанементом и другое, различные движения рук – параллельные, расходящиеся и перекрёстные и т.п.). На этом уровне освоения чтения с листа появляется особая двигательная «изготовка», не связанная напрямую с отдельными нотными знаками.Более высокие и содержательные в музыкальном отношении обобщения совершаются в сфере звучания, звукового образа. Определяющую роль здесь играют музыкально – слуховые представления. Функция внутреннего слуха – опыт оперирования такими представлениями. Благодаря внутреннему слышанию происходит «озвучивание» нотного текста и его осмысленное восприятие. Очень важное значение для этого имеет восприятие интонации –значения. Теоретики музыки называют их комплексами стереотипов интонационного смысла – это темы, лейтмотивы, лады, гармонии, ритмо – формулы различных жанров и т.п.; роль внутреннего слуха в беглом и выразительном чтении с листа огромна. Только благодаря этой способности зрительное восприятие нотного текста качественно изменяется. «У лиц с высоко развитым слухом – пишет Б.М.Теплов, - имеет место не возникновение слуховых представлений после зрительного восприятия, а непосредственное «слышание» глазами, превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно – слуховое восприятие». [10. с. 73] Сам нотный текст начинает переживаться слуховым образом. Иначе говоря, внутренний слух образованного музыканта характеризуется не просто яркостью музыкально – слуховых представлений, но своеобразным сплавом этих представлений со зрительными образами нотного текста. И когда такой сплав образовался, человек приобретает способность «слышать» читаемые глазами ноты и «видеть» нотную запись слушаемой музыки. Ещё одно важное психическое образование на уровне звукообразного чтения – догадка. Это фундаментальное свойство беглого чтения позволяет предвосхищать развёртывание музыкального текста, предугадывать в общих чертах его общие моменты. «Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав своё чтение книг», - напоминает Т. А. Гофман. [3. с. 103] причём когда мы говорим о предугадывании то мы имеем в виду не только зрительно – слуховое предвосхищение того, что предстоит сыграть в ближайших тактах (об этом говорит Т. А. Гофман), но и заблаговременное представление игровых движений, т.е. слухомоторную «изготовку». [3. с. 105]Наконец, самым высоким уровнем чтения является сфера художественного образа. Её ядром является эмоционально – смысловой образ или художественная эмоция. Здесь существенным является обобщение через жанр, стиль композитора, направление музыкального искусства эпохи. Индивидуальное отношение, «личностный смысл» (А.Н Леонтьев) играют на этом уровне чтения решающую роль. [ 6. с. 24 ] Объективные специализированные эмоции обрастают личностными смыслами. Образуется «чувство – мысль» (Е.Б. Вахтангов) – чувствующее понимание, понимающее чувство. Л. С. Выгодский называл это явление эмоциональным мышлением.Создаётся особая психологическая установка («о чём» предстоит играть, а затем «что» и «как» играть с листа). Именно эта программа объединяет отдельные моменты в сознании (чаще подсознании) учащегося музыканта – объединяет графические образы нотных групп, разрозненные слуховые и двигательные представления, различные внемузыкальные ассоциации.Такого рода программу можно назвать художественным способом действия (ХСД) с музыкальным материалом. Важно отметить, что к области технологии и техники чтения относятся первые три уровня, если идти от простого к сложному. В известном смысле это, что дано учащемуся – исполнителю, т.е. нотный текст и музыкальный инструмент. Эти уровни имеют отношение к педагогике чтения. Сюда относится всё, что связано с формированием или усвоением зрительных образов нотной графики, образов клавиатурного пространства и игровых движений, с анализом звуковых (слуховых) образов.Художественно содержательная сторона чтения с листа связана с построением эмоционально слуховых образов. Это то что задано учащемуся - музыканту, что связано с его способностью прочесть скрытый смысл музыки, что в игре определяет выбор конкретных исполнительских средств и действий.Учащийся должен совершить на этом уровне прочитывание нотной записи «эстетическое усилие» (С. Е. Фейнберг). [16. с. 112 ] Эстетическое отношение к произведению, проживание его музыкального содержание связано, осознанно или не осознанно, с личным смыслом исполнителя. «Ведь отношению, смыслу нельзя обучить. Смысл можно раскрыть в процессе обучения… Смыслу не учат – смысл воспитывается», - писал выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев. [6. с. 30 ] Рассмотренная в настоящем разделе теоретическая модель учитывает современные научные представления, сложившиеся психологии чтения художественных текстов, эстетику и психологию музыки, теоретическое музыко знание и теоретико – методические работы по обучению игре на инструменте. Эта модель показывает недостаточность принципа «вижу – слышу – играю» применительно к сложившейся способности чтения с листа. (Только на ранних этапах обучения чтению нот начинающих школьников эти три звена разворачиваются в указанной последовательности). Обычно механизм процесса чтения описывается как простой перевод нотной записи во внутренне - слуховую картину и воплощение её на клавиатуре (по принципу «вижу – слышу –играю –поправляю»). Правильный путь чтения с листа представляет собой не только «озвучивание» нотного текста, преобразование его внутренним слухом в «картину», которая реализуется с помощью верно налаженных зрительно слухо – клавиатурных связей. Несомненно нота «видимая» становится не только «слышимой», но и ощущаемой. Ощущаемой в том смысле, что «внутренняя моторика (представление движений) помогает внешней (действительные движения). О.Ф.Шульпяков показал, что эти движения не «застывшие», они активны переменчивы, он удачно называет их «ищущей моторикой». Однако теоретический анализ и опытное исследование позволяют говорить ещё об одном механизме, который регулирует исполнительский процесс беглого чтения.Это эмоционально – образное переживание музыкального содержания, художественный компонент чтения. Он может быть выражен так: «вижу – слышу- переживаю – ищу нужные движения – играю».Приведенная цепь действий в такой строгой последовательности не обязательна для каждого музыканта. В индивидуальном исполнительском сознании отдельные звенья этой цепи редуцированы, свёрнуты по – разному. Но обязательно для квалифицированного чтения с листа наличие сложных сплавов особого качества: «вижу – играю» (нахожу нужные движения), «вижу – слышу» (т.е. понимаю, различаю), «вижу – переживаю». Первые два отражают зрительно – слухомоторную связь, третий сплав – связь структур нотного текста, звукового образа с эмоционально смысловым. Самый важный факт, установленный в новейшей психологии чтения с листа, это положение звена «переживаю» в приведённой цепи действий. В зависимости от его местоположения – второе, третье, четвёртое или пятое – можно судить об уровне, квалификации беглого чтения. Теоретическая модель, изложенная выше, позволяет так же построить типологию учащихся – музыкантов, играющих с листа незнакомое произведение. В заключении мы коротко изложим три пункта: этапы, условия и приёмы беглого чтения.Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтение без инструмента (внутреннее слуховое чтение) и чтение за инструментом (чтение – игра). Практика показывает, что более всего эти этапы отвечают нуждам самообучения чтению или коррекционной работе, исправляющей неверные навыки чтения нот. Первый этап просматривается, как подготовительный ко второму. Каждый этап характеризуется присущими ему приёмами работы. На более совершенной ступени развития навыков чтения методы работы одного этапа могут переплетаться с характерными приёмами другого. У различных учащихся в силу индивидуального музыкального развития эта взаимосвязь проступает в самых разнообразных сочетаниях. Ведь индивидуальным моментом и характеризуется комплексное восприятие нотного текста при чтении с листа.Анализ специальной литературы и передового опыта позволил выявить следующие специфические условия процесса чтения с листа (см. табл.1), своеобразие условий, в которых протекает деятельность чтения, вызывает необходимость использовать необходимую технику ускоренного восприятия исполнения нот.К особым способам «обработки» нотного текста в процессе тренировки и исполнения с листа мы отнесли следующие технологические приемы (см. табл.2).Несколько кратких комментариев:Если не выполняется четыре основных условия беглого чтения, то такая игра по нотам не может квалифицироваться как чтение с листа. Четвёртое условие - художественно образное прочтение – обычно не упоминается в литературе о чтении с листа.Ещё одно важное психическое образование на уровне звукообразного чтения – догадка. Это фундаментальное свойство беглого чтения позволяет предвосхищать развёртывание музыкального текста, предугадывать в общих чертах его общие моменты. «Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав своё чтение книг», - напоминает Т. А. Гофман. [3. с. 103] причём когда мы говорим о предугадывании то мы имеем в виду не только зрительно – слуховое предвосхищение того, что предстоит сыграть в ближайших тактах (об этом говорит Т. А. Гофман), но и заблаговременное представление игровых движений, т.е. слухомоторную «изготовку». [3. с. 105]Наконец, самым высоким уровнем чтения является сфера художественного образа. Её ядром является эмоционально – смысловой образ или художественная эмоция. Здесь существенным является обобщение через жанр, стиль композитора, направление музыкального искусства эпохи. Индивидуальное отношение, «личностный смысл» (А.Н Леонтьев) играют на этом уровне чтения решающую роль. [6. с. 24] Объективные специализированные эмоции обрастают личностными смыслами. Образуется «чувство – мысль» (Е.Б. Вахтангов) – чувствующее понимание, понимающее чувство. Л. С. Выгодский называл это явление эмоциональным мышлением.Создаётся особая психологическая установка («о чём» предстоит играть, а затем «что» и «как» играть с листа). Именно эта программа объединяет отдельные моменты в сознании (чаще подсознании) учащегося музыканта – объединяет графические образы нотных групп, разрозненные слуховые и двигательные представления, различные внемузыкальные ассоциации.Такого рода программу можно назвать художественным способом действия (ХСД) с музыкальным материалом. Важно отметить, что к области технологии и техники чтения относятся первые три уровня, если идти от простого к сложному. В известном смысле это, что дано учащемуся – исполнителю, т.е. нотный текст и музыкальный инструмент. Эти уровни имеют отношение к педагогике чтения. Сюда относится всё, что связано с формированием или усвоением зрительных образов нотной графики, образов клавиатурного пространства и игровых движений, с анализом звуковых (слуховых) образов.Художественно содержательная сторона чтения с листа связана с построением эмоционально слуховых образов. Это то, что задано учащемуся - музыканту, что связано с его способностью прочесть скрытый смысл музыки, что в игре определяет выбор конкретных исполнительских средств и действий.Учащийся должен совершить на этом уровне прочитывание нотной записи «эстетическое усилие» (С. Е. Фейнберг). [16. с. 112] Эстетическое отношение к произведению, проживание его музыкального содержание связано, осознанно или не осознанно, с личным смыслом исполнителя. «Ведь отношению, смыслу нельзя обучить. Смысл можно раскрыть в процессе обучения… Смыслу не учат – смысл воспитывается», - писал выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев. [6. с. 30] Рассмотренная в настоящем разделе теоретическая модель учитывает современные научные представления, сложившиеся психологии чтения художественных текстов, эстетику и психологию музыки, теоретическое музыко знание и теоретико – методические работы по обучению игре на инструменте. Эта модель показывает недостаточность принципа «вижу – слышу – играю» применительно к сложившейся способности чтения с листа. (Только на ранних этапах обучения чтению нот начинающих школьников эти три звена разворачиваются в указанной последовательности). Обычно механизм процесса чтения описывается как простой перевод нотной записи во внутренне - слуховую картину и воплощение её на клавиатуре (по принципу «вижу – слышу – играю –поправляю»). Правильный путь чтения с листа представляет собой не только «озвучивание» нотного текста, преобразование его внутренним слухом в «картину», которая реализуется с помощью верно налаженных зрительно слухо – клавиатурных связей. Несомненно нота «видимая» становится не только «слышимой», но и ощущаемой. Ощущаемой в том смысле, что «внутренняя моторика (представление движений) помогает внешней (действительные движения). О. Ф. Шульпяков показал, что эти движения не «застывшие», они активны переменчивы, он удачно называет их «ищущей моторикой». Однако теоретический анализ и опытное исследование позволяют говорить ещё об одном механизме, который регулирует исполнительский процесс беглого чтения.Это эмоционально – образное переживание музыкального содержания, художественный компонент чтения. Он может быть выражен так: «вижу – слышу- переживаю – ищу нужные движения – играю».Приведенная цепь действий в такой строгой последовательности не обязательна для каждого музыканта. В индивидуальном исполнительском сознании отдельные звенья этой цепи редуцированы, свёрнуты по – разному. Но обязательно для квалифицированного чтения с листа наличие сложных сплавов особого качества: «вижу – играю» (нахожу нужные движения), «вижу – слышу» (т.е. понимаю, различаю), «вижу – переживаю». Первые два отражают зрительно – слухомоторную связь, третий сплав – связь структур нотного текста, звукового образа с эмоционально смысловым. Самый важный факт, установленный в новейшей психологии чтения с листа, это положение звена «переживаю» в приведённой цепи действий. В зависимости от его местоположения – второе, третье, четвёртое или пятое – можно судить об уровне, квалификации беглого чтения. Теоретическая модель, изложенная выше, позволяет так же построить типологию учащихся – музыкантов, играющих с листа незнакомое произведение. В заключении мы коротко изложим три пункта: этапы, условия и приёмы беглого чтения.Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтение без инструмента (внутреннее слуховое чтение) и чтение за инструментом (чтение – игра). Практика показывает, что более всего эти этапы отвечают нуждам самообучения чтению или коррекционной работе, исправляющей неверные навыки чтения нот. Первый этап просматривается, как подготовительный ко второму. Каждый этап характеризуется присущими ему приёмами работы. На более совершенной ступени развития навыков чтения методы работы одного этапа могут переплетаться с характерными приёмами другого. У различных учащихся в силу индивидуального музыкального развития эта взаимосвязь проступает в самых разнообразных сочетаниях. Ведь индивидуальным моментом и характеризуется комплексное восприятие нотного текста при чтении с листа.Анализ специальной литературы и передового опыта позволил выявить следующие специфические условия процесса чтения с листа (см. табл.1), своеобразие условий, в которых протекает деятельность чтения, вызывает необходимость использовать необходимую технику ускоренного восприятия исполнения нот.К особым способам «обработки» нотного текста в процессе тренировки и исполнения с листа мы отнесли следующие технологические приемы (см. табл.2).Несколько кратких комментариев:Если не выполняется четыре основных условия беглого чтения, то такая игра по нотам не может квалифицироваться как чтение с листа. Четвёртое условие - художественно образное прочтение – обычно не упоминается в литературе о чтении с листа.УсловияХарактеристикаРаспознавание “носителей” смыслаБыстрое распознавание в нотной записи главных носителей музыкального содержания-темы, мелодических и гармонических форм и интонаций, гармонических комплексов и оборотов, ладотональных сдвигов и т.п.Динамическое мышлениеСпособность к быстрому переключению, выражающаяся в готовности к неожиданным музыкально-речевым ситуациям - резким сменам лада, тональности, фактуры, ведущего ритма, размера, характера звучанияБезостановочное проигрывание Художественно-образное восприятиеЦелостное и связное исполнение неизвестного или малознакомого произведения в темпе, соответствующем характеру музыкального содержания. Эмоционально-ценностное восприятие произведения, переживание эмоционально-целостное и связное исполнение (основа саморегуляции деятельности чтения)Основные условия беглого чтенияТаблица №1Распознавание носителей содержания обеспечивается целым рядом приёмов беглого чтения: предварительным прочтением текста глазами, относительным или обобщенным чтением. Приём упрощения фактуры не только ускоряет игру с листа, здесь он важный показатель осмысленности чтения. Условия безостановочного проигрывания и образного восприятия обеспечиваются приемами мысленного опережения, «забегания глазами вперед», «фотографирования» следующего за исполняемым отрезка текста с помощью принудительного прикрывания бумажкой исполняемого фрагмента. Этому же способствует игра «вслепую», не глядя на руки.Приёмами мы называем способы действия музыканта-исполнителя с нотным материалом. С позиции педагога, обучающего беглому чтению ученика, это прежде всего сложные навыки, требующие длительного формирования или коррекции на специально подобранном репертуаре для чтения с листа. Характеристика приёмов беглого чтения, упомянутых выше, даётся в следующей таблице.Основные приёмы беглого чтенияТаблица №2ПриёмыХарактеристикаПредварительное прочтение глазами.Относительное чтение.Зрительный обзор нотного текста, содержащий общий анализ и игру «в уме», зрительное восприятие «нотной картины», а не отдельных нотных знаков, т.е. чтение по графическим контурам нотных головок(горизонталь) и изображению нотных групп(вертикаль); чтение с преобладанием зрительного процесса (образа)Обобщённое чтениеОпора при считывании нот на типовые формулы фортепианной фактуры и звучащие обороты музыкальной речи-гаммы, арпеджио, фигурации, виды аккомпанементов, стилевые фактурные формы, ритмоформулы, секвенции, кадансы и другие формулы-стереотипы; чтение с преобладанием интеллектуального процесса.Смысловая группировка нотСлуховое восприятие нотной записи по целостной «звуковой картине» - группировка (озвучивание) нот на уровне интервалов, аккордов, небольших мелодических построений; чтение с преобладанием слухового процесса(образа)Структурное чтениеУдерживание целостных структур, крупных синтаксических единиц текста - фраз, предложений, повторяющихся построений различных масштабов; чтение с преобладанием структурно-синтаксического и эмоционально-образного восприятияУпрощение фактуры Облегчение фактуры музыкального изложения, не затрагивающего функционального баса и мелодической линииИгра «вслепую», не глядя на рукиОриентироваться на клавиатуре без помощи центрального(прямого) зрения; обзор большой части нотного листа в условиях периферического (бокового) зрения; этот приём совершенствует аппликатурную технику и ускоряет слухо-двигательную реакцию на нотные знаки; основа для считывания нот, опережающего исполнениеМысленное опережение«Забегание глазами вперёд» исполняемого фрагмента и «фотографирование» его-запоминание; принудительное чтение последующего фрагмента с помощью прикрывания бумагой сыгранного отрезка текста ведёт к зрительно-слухо-моторному опережению реально звучащего текста. Когда слышание музыкальной ткани опережает исполнение, руки выполняют то, что подсказывает слух; обеспечивает кратковременное запоминание последующего фрагмента, двигательную готовность и непрерывность исполнения, облегчает смысловую догадку о ближайшем продолженииЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, начинать развитее гармонических представлений следует с наиболее общих гармонических впечатлений, последовательно углубляя и детализируя их. Начинается обучение с одноголосия, затем музыкальная фактура последовательно усложняется - двухголосие, трех- и четырехголосие. Навыки чтения с листа необходимы баянистам (аккордеонистам) на всех участках репетиционной и концертной работы с музыкальными коллективами – вокально-хоровыми, оркестровыми и хореографическими. Чтение с листа требует от учащихся большой слуховой и умственной активности.Чтение с листа на баяне/аккордеоне является одним из эффективных и перспективных путей музыкального развития учащихся. Оно предоставляет широкую возможность для знакомства с нотной литературой, способствует художественному и музыкально-теоретическому развитию музыканта, расширению его общего кругозора и воспитание музыкального вкуса.Чтение с листа – наиболее доступные и действенные формы развития музыкальных способностей. Чтению с листа отводиться достойное место в учебной работе классов баяна аккордеона, музыкальных школ, музыкального колледжа, вузов культуры и искусств.Список использованной литературы1. Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке. — М., 1965. – С. 1692. Геварт, В. О. Руководство инструментовки – М., 1965. – С. 1473. Гофман, Э. Т. Фортепианная игра. – М., 1961. – С. 2464. Коган, Г. М. Работа пианиста. – М., Музгиз, 1961. –С. 1055. Корто, А. Д. Советы молодым преподавателям. – М., 1981. – С. 201 6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.- С. 1787. Нейгауз, Г. Г Об искусстве фортепианной игры – М., 1961 – С. 1998. Савшинский, С. И Работа пианиста над музыкальным произведением – Д., 1964. - С. 979. Сухомлинский В. А. О воспитании и обучении детей – М., 1973. – С. 168 10. Теплов, Б. М. Проблема индивидуальных различий – М., 1961. – С. 210 11. Цатурян, К. А. Чтение с листа как метод работы с учащимися- пианистами/ Вопросы инструментальной подготовки/ - М., 1971 – С. 98 12. Цатурян, К. А. О типологии чтения нового музыкального материала/ Формирование музыкально-исполнительского мастерства/ - М., 1981 – С. 121 13. Цатурян, К. А. Педагогические основы усвоения учащимися нового музыкального материала/ Автореф. дис. канд. пед. Наук – М. 1983 – С. 24 14. Цатурян, К. А. Чтение с листа. Чтение партитур - М., 1990 – С. 151 15. Цыпин, Г. М. Развитие учащегося- музыканта – М., 1975 – С. 80 16. Фейнберг, С. Е. Мастерство пианиста – М., 1978 – С. 223 17. Шахов, Г. И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование – М., 1987 – С. 187

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X