Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Самохина Арина Вячеславовна

Начальная постановка скрипача

скачать документ

Вернуться назад

Публикация:«Начальная постановка скрипача»Автор публикации: Самохина Арина Вячеславовнапреподаватель по классу «Скрипка»Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Детская школа искусств №58»(МБОУ ДО «ДШИ №58)г. НовокузнецкВведениеМузыкальное образование – один из важнейших факторов формирования всесторонне развитой личности. Оно оказывают влияние на формирование эстетического вкуса, способствует становлению характера, норм поведения, наполняет внутренний мир ребёнка яркими переживаниями.Игра на музыкальном инструменте развивает волю, стремление к достижению цели, воображения, помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания. В процессе игры дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет их кругозор, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.Одна из главных задач преподавателей по классу скрипки – поиск средств и приёмов для эффективного музыкально-слухового и творческого развития начинающих скрипачей. Начальный период обучения скрипача является важнейшим, определяющим всю его дальнейшую судьбу, поэтому ему нужно уделить особое внимание. Д. Ф. Ойстрах считал, что ошибки в фундаментальном обучении с огромным трудом могут быть преодолены на более поздних стадиях обучения. Л. Ауэр писал: «К лучшему или худшему, но привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащегося. Самое начало игры на скрипке, например, внешне простой способ держание инструмента, представляет широкое поле как для хороших, так и дурных возможностей. Нет другого инструмента, полное владение которым в позднейший период учения требовало бы такой осторожности и точности вначале, как того требует скрипка».Игра на скрипке с физиологической точки зрения очень сложна. И далеко не все дети, приходящие в скрипичный класс,  успешно справляются с этим. Поэтому в начальном периоде обучения скрипичной игре важен индивидуальный подход и помощь родителей. Первоначальный период обучения игре на скрипке связан с освоением постановки – утомительным и малоинтересным занятием, поэтому  перед педагогами-музыкантами стоит нелёгкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игры на скрипке был интересным и увлекательным, чтобы активизировать детей к дальнейшим занятиям. 1.Общая постановка1.1Положение корпусаВесь корпус не должен быть напряжен, но и не расслаблен. Излишняя вялость проявляется у учеников с пониженным общим тонусом, для них необходимо активизация всей позы. Усиленное внимание к позе ученика является обязательным, корпус служит фундаментом всей постановки.Такого же внимания требует к себе и плечевой пояс. Плечи ученика не должны быть поднятыми. Для раскрепощения плечевого пояса рекомендуют обычное упражнение, широко распространенное в педагогической практике.Учащийся должен встать прямо, ноги немного расставив в стороны. Затем поднять обе руки вверх, напрягая их, крепко сжав пальцы в кулак. Немного потянуться, как после сна, и бросить их, совершенно расслабив, вниз. Руки должны болтаться, как плети. Следует не останавливать их и не сжимать пальцы в кулак. Данное упражнение нужно сделать несколько раз, почувствовав, как на смену напряжению приходит полная раскованность.,Рисунок 1. Положение ногНепременным условием достижения естественной постановки и свободы движения рук является устойчивость и естественность положения корпуса, которая в свою очередь в большой степени зависит от положения ног скрипача и распределения на них веса корпуса. Ноги скрипача должны находиться на ширине плеч. Ни в коем случае они не должны быть в сомкнутом положении. Такое положение ног при игре на скрипке крайне неустойчивое. Оно вызывает излишнее напряжение во всем корпусе и сковывает игровые движения. Однако простое требование к ученику расставить ноги на ширине плеч часто вызывает у него полное не владение своим телом. При этом можно наблюдать такие формы зажатости: не отрывая ног от пола, ученик тяжело их раздвигает, либо расставляет не сгибающиеся в коленях ноги. Это вызывает напряжение во всем теле, особенно заметно напряжение в руках – неестественное положение пальцев. Для того, чтобы предупредить такое явление, работу над постановкой надо начинать с вольных упражнений, прыжков (ноги вместе, ноги на ширине плеч); легких, пружинящих приседаний на обе ноги, перемещений с ноги на ногу.Общепринятым можно считать такое положение, при котором тяжесть свободного от напряжений корпуса равномерно распределяется на обе, слегка расставленные, ноги. Во время игры допускается перемещение с одной ноги на другую, исходя из эмоционального состояния играющего. Необходимо следить за тем, чтобы это не привело к раскачиванию туловища. А. Ф. Львов говорил, что во время игры нужно «держаться вольно и спокойно, не показывая ни телодвижением, ни лицом напряжения своих усилий».1.2 Положение головы.Для обеспечения свободного состояния плечевого пояса необходимо определить правильное положение головы. Часто голова чрезмерно поворачивается влево, и скрипка поддерживается кончиком подбородка. Методисты скрипачи рекомендуют исходить из обычного, естественного положения шеи, головы и плеч, при этом лишь чуть опускается подбородок и инструмент устойчиво закрепляется левой стороной челюсти. Такое положение обеспечивает наибольшую свободу плечевого пояса и рук.1.3 Положение скрипки.По вопросу о положении инструмента во время игры существуют две точки зрения. Согласно первой, инструмент держится с одной точкой опоры, т. е. между подбородком и ключицей с помощью тщательно подобранных для каждого ученика подбородника и подушки. Это позволяет полностью освобождать левую руку. Приверженцы второй точки зрения считают правильным держать инструмент с двумя точками опоры: одна из них является постоянной (между подбородком без подушки и ключицей), вторая – переменная (левая рука). Такой прием создает дополнительные затруднения при игре переходов вниз, т.к. приходится поднимать плечо.Для того, чтобы ученик взял правильно скрипку, нужно проделать с ним ряд упражнений без инструмента.Упражнение для левой руки (без скрипки)Ребенок должен поднять руку перед собой чуть выше головы, потом опустить ее так, чтобы пальцы оказались на уровне глаз. Ученику нужно представить, что он держит перед собой маленькое зеркальце и смотрит в него. Теперь каждым пальцем по очереди ребенок должен поманить кого-то. При этом пальцы необходимо держать совершенно свободными и не тянуть за собой друг друга. В этом упражнение нужно уделить внимание большому пальцу, он может напрягаться. Если у ученика начинается хорошо получиться данное упражнение, то это значит, что он готов для настоящей игры на инструменте.1871980-481965Рисунок 2. Упражнение для левой руки без скрипки.1.3.1 Направление скрипкиНаправление скрипки, обусловливается необходимостью прямоугольного соотношения между струнами и направлением движения смычка. Преувеличенное отведение скрипки влево влечет за собой тупой угол, отведение слишком вправо – острый. Трудно переоценить значение этого момента для функций правой руки. При отведении скрипки влево правая рука принуждена выдвигаться вперед, т.к. в противном случае смычок будет идти не перпендикулярно струне, что отражается на звучании. Если же инструмент слишком отклонен вправо, то для ведения смычка перпендикулярно к струне необходимо преувеличенно сгибать кисть, что особенно неудобно при длинных руках. Положение инструмента должно определиться индивидуально в связи с длиной рук. При более коротких руках скрипку нужно больше отводить вправо, при более длинных – влево.1.3.2 Наклон скрипкиВесьма важен и наклон скрипки, который регулируется высотой подушечки или мостика. Наклоном скрипки регулируется положением левого локтя: слишком плоское держание инструмента вызывает необходимость чрезмерного выведения локтя вправо, что является неестественным. Ведение смычка при игре вверх направляется вниз к полу, чрезмерный наклон скрипки, с другой стороны, нарушает правильность угла падения пальцев и вызывает соскакивание их при игре на струне «ми».1.3.3 Высота положения скрипкиВысота положения инструмента влияет на звукоизвлечение и переходы. При низком положении скрипки плечо и локоть левой руки прижаты к туловищу скрипача и стеснены в своих движениях, кроме того, смычок сползает к грифу, вызывая плоский, плохо резонирующий звук. Слишком высокое положение скрипки – также неприемлема, т.к. смычок непроизвольно соскальзывает к подставке, отчего звук приобретает «царапающий» оттенок.2. Постановка левой руки.Левая рука выполняет одновременно две различные по своему характеру функции: держание инструмента и игровые движения. Эти две различные функции вызывают у учащихся на первых порах, а нередко и довольно длительное время, внутреннее раздвоение. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику найти наиболее удобную постановку левой руки, которая обеспечивала бы устойчивое положение инструмента и в то же время свободу игровых движений.Как известно, суть действий левой руки состоит в изменении звучащей части струны. Результатом этих действий является изменение звука по высоте, а при вибрации - также по тембру и динамике. Освоение навыков постановки левой руки строится на следующих принципах:Рука опирается подушечками округлых пальцев на струну (принцип шага)Опора на все четыре пальца равномерна, исключена возможность «двигательного разнобоя» пальцевУдлинение и укорачивание струны происходит за счет вертикальной работы пальцев, которые не меняют округлой формы.В нижних позициях большой палец с противолежащими на струне – вторым, частично первым и третьими пальцами образуют соединительное кольцо, один из участников которого, а именно у основания первого пальца, является переменной точкой опоры скрипки.Б.А. Струве в своих методических работах пишет о двух наиболее характерных и типовых форм держания инструмента. При этом следует обращать внимание на строения верхней части плечевого пояса играющего.Держание скрипки преимущественно в одной, так называемой "постоянной", точке опоры, образуемой приподнятым плечом, ключицей и подбородком (поскольку держание инструмента в процессе игры в одной точке опоры по существу невозможно). К такой форме держания скрипки располагают высокие плечи, при которых требуемый подъем минимален. К подобной постановке могут приспособить свой организм и те скрипачи, подъем плеча у которых не сопровождается напряжением мускулатуры плечевой части руки.Держание скрипки в двух точках опоры - на ключице ("постоянной" точке) и между большим и указательным пальцами ("переменной" точке) - без подъема плеча. Эта форма держания инструмента целесообразна для скрипачей, у которых плечи покаты и у которых требование держать скрипку в одной точке опоры при значительном подъеме плеча обычно вызывает напряжение в плечевой части руки, следовательно, связывает движения по грифу.2.1 Постановка пальцев на струнеБольшой палец играет важную роль в постановке левой руки скрипача. Именно с этим пальцем связано множество проблем у начинающих скрипачей. К ним относятся:Сильное давление на шейку скрипки – сковывает остальные четыре пальца, не давая им свободно двигаться;Слишком глубокий охват шейки скрипки – деформирует положение кисти, кисть «провисает», третий и четвертый пальцы находятся далеко от струн.Чрезмерное отведение пальца к порожку также создает проблемы для третьего и четвертого пальцев, пальцы вынуждены дотягиваться до нужных нот.Большой палец должен легко прилегать к шейке скрипки, сохраняя ощущение свободы, как при опущенной руке. При этом для каждого типового двигательного положения существуют варианты наиболее рациональной и удобной постановки.Для скрипачей, имеющих недлинные пальцы, характерен глубокий охват шейки скрипки. Благодаря этому кисть приобретает округлую форму, а пальцы, играющие на грифе, также более округлы и собраны.Исполнителям, которые имеют средние размеры пальцев, характерно менее глубокий охват шейки. Большой палец прилегает к шейке нижней частью ногтевой фаланги.  Кисть и пальцы более прямые.Скрипачам, обладающим длинными пальцами, соответствует неглубокий охват шейки скрипки. Большой палец прилегает к ней серединой ногтевой фаланги, указательный – верхней частью основной фаланги.В расположении пальцев на грифе по отношению друг к другу следует исходить из стремления к единству, целостности их движений и в то же время к сохранению самостоятельности движений каждого пальца в отдельности. Это необходимо для усвоения таких расположений пальцев, которые могут обеспечить в дальнейшем наиболее правильные, целесообразные для данного учащегося движения. Необходимо особое внимание обратить на создание наиболее благоприятных условий для свободных движений четвертого пальца. М.Блок, советский композитор, музыковед, говорил о том, что «Прежде всего следует поставить четвертый палец на струну Ля в точке, соответствующей звуку ми, в ненапряженном состоянии и придать пальцу естественную закругленную форму.»Для того чтобы обеспечить лучшую опору для всей кисти в целом и взаимосвязь со смежным пальцем, нужно одновременно поставить и третий палец соответственно звуку ре в таком же ненапряженном состоянии и закругленной форме. Когда эти два пальца "устроены" удобно, а свобода их движений и чистая интонация звуков ре и ми обеспечены, можно ставить второй, а затем и первый палец.Рекомендуемую групповую форму постановки пальцев следует сначала устанавливать на одной, а затем последовательно на остальных струнах. При этом должно изменяться положение локтя под скрипкой ровно на столько, чтобы обеспечить свободное падение всех пальцев на струну.При разрешении вопросов, связанных с постановкой и движениями пальцев, нужно учитывать постановку левой руки в целом; определяя же положение руки, а также каждой из ее частей, следует иметь в виду, насколько оно будет способствовать целесообразному положению пальцев на грифе и наиболее свободным их движениям в процессе игры.3.Постановка правой руки.Основными проблемами в постановке правой руки является целостность работы отдельных частей руки, ведение смычка в игровой зоне параллельно подставке и звукоизвлечение.Правая рука является ведущей, непосредственно влияет на качество звука, рождающуюся музыку, её течение. Поэтому выбор наиболее целесообразной постановки, взаимодействие руки со смычком и смычка со струной является необходимым и крайне важным. Целостность работы частей руки заключается в оптимальном расположении пальцев на смычке, скоординированной работе локтя, кисти, пальцев и предплечья.Расположение пальцев на смычке бывает трех видов: мелким, средним и глубоким. Эволюция расположения пальцев шла от мелкого к глубокому для достижения наиболее полного звучания и является наиболее предпочтительной.Смычок рекомендуется держать свободными, ненапряженными пальцами правой руки, избегая «жесткой хватки». Не следует прижимать пальцы друг к другу. Трость смычка находится под средней фалангой указательного пальца. Средний и безымянный пальцы в округленном положении свободно лежат на трости смычка. Мизинец концом ногтевой фаланги поддерживает смычок. Мизинец не должен быть выпрямленным. Большой палец концом ногтевой фаланги касается внутренней стороны трости смычка возле углубления в колодке. В процессе ведения смычка большой палец должен быть гибким, т.е. сохранить возможность при игре у колодки немного сгибаться, при игре в верхней части смычка – разгибаться. Большой палец располагается примерно напротив среднего. Ученик должен научиться удерживать смычок, сохраняя ощущение легкости и гибкости. Полезно делать с учеником следующие упражнения.Упражнение 1.Беседу с учеником нужно вести в легкой разговорной форме, представляя, что его вытянутая рука – это ветка, а свободные пальцы – это листья на ветке. При таком положение можно в дальнейшем расположить смычок в руке. Сначала ребенок должен взяться легко за него кончиками указательного, среднего и безымянного пальцев. Затем приставить круглый мизинец, а напротив среднего поставить слегка закругленный большой палец. При этом ребенок не должен сжимать смычок, а только прикасаться пальцами.Рисунок 3. Упражнение 1 для правой руки без скрипки.Упражнение 2.7010401260475Данное упражнение проводится без смычка. Ребенок должен вытянуть правую руку, а затем представить, что у него на руке часы и он хочет посмотреть время. При это рука и кисть должны быть свободными. Следует повторить данное упражнение несколько раз. Рисунок 4. Упражнение 2 для правой руки без скрипки.Многие дети не хотят вести смычок от локтя, а ведут за спину. В таких случаях помогают умело подобранные фразы типа: «веди от себя», «к животу» и другие. Отдельного внимания требуют кисть и пальцы. Ощущения в пальцах можно развивать специальными упражнениями: поднимать и опускать смычок при помощи пальцев и кисти, затем то же делать на струне, «качать» смычок с указательного на мизинец и обратно. Обращая внимание на части руки, не стоит все же забывать о навыке целостной работы руки, едином движении.Качество звучания зависит ещё и от навыка ведения смычка в игровой зоне. В своем методическом пособии К.Родионов обращает внимание педагога на следующие моменты: смычок следует вести на всем протяжении под прямым углом к струне, с незначительным наклоном трости в сторону грифа; точка соприкосновения со струной – посередине, между подставкой и концом грифа; положение локтя правой руки соответствует плоскости движения смычка по данной струне. Кисть «у колодочки» слегка согнута, «в середине» находится в выпрямленном положении, «у конца» кисть разогнута. Правая рука должна быть гибкой, свободно сгибаться и разгибаться в плечевом, локтевом и кистевом суставах. В современной методике главный упор делается на движение правой руки в целом, а не по частям.Основные требования, которые следует учитывать для достижения успехов в занятиях, как отмечает К.Родионов, это: добиваться ровного, доброкачественного звука, чистой интонации, отсутствия излишней напряженности, свободных, непринужденных движений, правильного распределения смычка, точного и уверенного исполнения ритмических построений, а также сознательное усвоение основных понятий музыкальной грамоты. Выполнение всех сложных движений требует большой гибкости, эластичности без навязывания той или иной формы постановки пальца, положения локтя или другой части руки. Отсюда следует, что нужно воспитывать гибкость, эластичность, способность приспосабливаться к выполнению различных движений уже в период первоначального обучения. Следя за внешней формой "постановки", нельзя упускать из виду "внутренних" мышечных ощущений учащегося.Заключение.Проработав материал данного методического доклада, можно сделать вывод, что начальный период обучения на скрипке – это сложный и трудоемкий процесс. От того, как педагог научит юного скрипача держать скрипку, как он ему поставит руки, зависит его дальнейшая творческая судьба. Прежде всего, учитель должен относиться со всей серьезности к своей работе.Вопрос целесообразности постановки может рассматриваться лишь в непосредственной связи с теми движениями, ради которых эта постановка создаётся и свободу которых она должна обеспечить. При этом нельзя забывать, что в музыкальном исполнительстве критерий правильности игровых движений устанавливается лишь с учётом качества обеспечиваемого ими звучания.Список использованных источниковС. Шальман. Я буду скрипачом. 33 беседы с юным музыкантом. – М.: Ленинград, «Советский композитор» 1987. – 156 с.К.А. Фортунова. Юный скрипач – М.: Москва, «Советский композитор» 1988. – 106 с.К. Флеш. Искусство скрипичной игры. Том 1. – М.: Москва «Музыка», 1964. – 262 с.М.М. Берлянчик. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2006. – 205 с.С.О. Мильтонян. Вводный курс скрипичной постановки. Методические рекомендации для преподавателей ДШМ и ДШИ. – М.: Москва, 1987. – 24с.К. Родионов. Начальные уроки игры на скрипке. — М.: Москва «Голос»,. 1992. — 71 с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X