Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Елена Николаевна Соколова

Формирование коммуникативной готовности к школе у детей дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Соколова Е. Н., Геращенко Т. А.,воспитателиМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Рябинка»г. Мариинский ПосадЧувашская республика Аннотация. В статье анализируются ключевые аспекты организации психолого-педагогической деятельности по формированию коммуникативной готовности к школе, показано влияние предметно-практической и игровой деятельности на формирование этой готовности у детей старшего дошкольного возрастаКлючевые слова: коммуникация, психологическая готовность к школе, коммуникативная готовности к школе, дети дошкольного возраста.Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой довольно сложную психолого-педагогическую проблему, которой посвящен целый ряд исследований, изучающих аспекты, связанные с общением и человеческими взаимоотношениями – вопросы коммуникативной культуры, коммуникативных способностей, межличностных отношений и конфликтов в детской общности, коммуникативной готовности к школе. Авторы указывают на роль коммуникационных процессов, акцентируя внимание на основных функциях коммуникационного процесса, которые состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента – М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская [ REF _Ref62492409 \r \h 13].В центре интересов ученых стоит проблема формирования коммуникативной готовности к школе у детей дошкольного возраста, которая широко рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов и исследователей (Р. С. Буре [ REF _Ref62492092 \r \h 3], Л. Н. Галигузова [ REF _Ref62492103 \r \h 5], Е. Е. Кравцова [ REF _Ref62492111 \r \h \* MERGEFORMAT 7], Е. О. Смирнова [ REF _Ref62492203 \r \h 14], Л. В. Чернецкая [ REF _Ref63191088 \r \h 16] и др.), А. Анастази [ REF _Ref63191224 \r \h 2], И. Шванцара [ REF _Ref63191234 \r \h 17].В работах Е. Е. Кравцовой при характеристике коммуникативной готовности к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка [ REF _Ref62492111 \r \h \* MERGEFORMAT 7]. Автор выделяет три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень сформированности которых во многом определяет степень готовности к школе. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации: считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.Существенное место в научных работах занимают аспекты организации педагогической деятельности в целях формирования коммуникативной готовности детей к школе. По мнению Р. С. Буре, в старшем дошкольном возрасте решается задача формирования компонентов коммуникативной готовности к школе в рамках предметно-практической деятельности [ REF _Ref62492092 \r \h 3]. Безусловно, предметно-практическая деятельность воздействует на социальное взаимодействие детей в группе не напрямую, а посредством организации педагогом совместной деятельности детей. В таком аспекте эта деятельность имеет большое значение для развития социального взаимодействия между детьми, так как без социального взаимодействия невозможно достигнуть желаемого результата, особенно это касается коллективных форм работы, где первейшая задача – формировать у дошкольников элементы сотрудничества, взаимопомощи при опоре на возросшие возможности и практический опыт.Р. С. Буре отмечает, что происходит это постепенно, путем объединения детей в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы в парах или втроем, то общее задание может выполнять группа из 6–7 участников). В процессе предметно-практической деятельности педагог формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает опыт взаимоотношений между детьми в деятельности, придает им положительный характер.В целом ряде работ изучается вопрос о роли сверстников в формировании коммуникативной готовности к школе у детей. Известно, что уже в дошкольном возрасте закладываются те основы, на которых строится затем все школьное образование; именно в дошкольном возрасте взрослый может помочь ребенку развить потребность в активном приобщении к миру человеческой культуры (Р. С. Буре, Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, С. Г. Толмачева, А. П. Усова и др.). С. Г. Толмачева подчеркивает, что в старшем дошкольном возрасте при формировании коммуникативной готовности к школе содержанием педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим [ REF _Ref62492544 \r \h 15].У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений. Поскольку старший дошкольный возраст характеризуется возрастающими показателями в развитии игровой деятельности, исследователи останавливают свой взор на игре как ведущей деятельности дошкольников. О роли игры в общем психическом развитии дошкольников говорили многие авторы. Л. С. Выготский утверждал, что игра выступает как своеобразное отношение к действительности, характеризующеся созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие [ REF _Ref62492599 \r \h 4]. Л. А. Венгер отмечал, что игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, таким образом формируется план представлений [ REF _Ref62492609 \r \h 11]. Внешние действия замещения (игровые предметы-заместители, взятие на себя роли, обобщенные действия) выступают в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана. С точки зрения Д. Б. Эльконина, игра является школой практической морали в смысле освоения детьми человеческих взаимоотношений [ REF _Ref62492609 \r \h 11]. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игровой деятельности. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Н. И. Левшина, Л. В. Градусова укахывают, что игра, являясь наиболее доступным для детей видом деятельности, способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, обеспечивает развитие детской активности, укреплению потребности в общении [ REF _Ref62492561 \r \h 9].А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский понятие «игра» представляют с педагогической точки зрения, подчеркивая тем самым содержание этого вида деятельности как метода работы с детьми. Авторы определяют игру как форму занятия в условной обстановке, которая ориентирована на воссоздание и усвоение социального навыка, зафиксированного в социально закрепленных методах воплощения предметных действий [ REF _Ref63191609 \r \h 12].По данным Л. В. Коломийченко, Ю. С. Григорьевой, игры, которые рекомендуются к использованию при формировании коммуникативной готовности к школе, могут быть разнообразны: ролевые, деловые, психологические; игры-разминки и игры-соревнования, имитационные игры, подвижные и словесные и т.д. [ REF _Ref63010601 \r \h 6]. Секрет успеха игровой деятельности в том, что игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны для каждого участника в его повседневной жизни, в процессе коммуникации со взрослыми и сверстниками.Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова в процессе формирования коммуникативных умений, составляющих один из важнейших компонентов коммуникативной готовности к школе, отводят особую роль сюжетно-ролевой игре [ REF _Ref62492103 \r \h 5]. Авторы указывают, что развитие этих умений у детей 5-6 лет складывается в различных игровых объединениях – здесь дети утверждают свои волевые качества, радостно переживают свои успехи и учатся переживать неудачи.И. Агафонова, Н. Князева, М. Михайлова акцентируют внимание на роли совместной со сверстниками и взрослыми театрализованной (театрально-игровой) деятельности, которая оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает в том числе и формирование коммуникативной готовности к школе, преодолению коммуникативной дезадаптации [ REF _Ref62493137 \r \h \* MERGEFORMAT 1].Игра-драматизация или театрализованная игра, по мнению Л. Лашковой [ REF _Ref62493148 \r \h 8], ставит перед ребенком немало очень важных задач коммуникации и интерактивного взаимодействия. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).Таким образом, проблема коммуникативной готовности детей к школе по-прежнему стоит в центре внимания ученых и практиков и не утрачивает своей актуальности. В силу того, что в дошкольном возрасте игра выступает как ведущий вид деятельности, широкое использование игры в разнообразные ее видах и применение различных игровых методик в целях формирования коммуникативной готовности к школе признается крайне важным, так как игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий социальный мир.Список используемой литературы:Агафонова, И. Опыт лидерства и работы в группе как составляющие социально-коммуникативного развития дошкольника / И. Агафонова, Н. Князева, М. Михайлова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 121–127.Анастази, И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника / И. А. Анастази. – Екатеринбург, 2006.Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р. С. Буре. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2017. – 200 с.Галигузова, Л. Н. Искусство социального взаимодействия с ребенком от года до шести лет : советы психолога / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – Москва : Аркти, 2012. – 143 с.Гоголева, Г. Н. Игры с правилами как средство формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / Г. Н. Гоголева, О. В. Прозументик // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых [ : матер. Всерос. науч.практ. конф. «Детство в современном мире – 2018». Вып. 6 / отв. за вып. Л. В. Коломийченко, О. Р. Ворошнина, О. Н. Тверская; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см. – URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.aspКравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 152 с.Лашкова, Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста / Л. Лашкова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 3. – С. 34–39.Левшина, Н. И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 6. – С. 94–103.Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт Петербург : Питер, 2009. – 320 с. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – Москва : Просвещение, 1988. – 260 с. Петровский А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва : Академия, 2009. – 512 с.Развитие общения дошкольников со сверстниками : монография / науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР ; ред. А. Г. Рузская. – Москва : Педагогика, 1989. – 216 с.Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 304 с.Толмачева, С. Г. Средства и способы приобщения детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми / С. Г. Толмачева // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 7. – С. 37–38.Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. – Ростов на Дону : Феникс, 2005. – 256 с.Шванцара, Й. Диагностика психического развития / Й. Шванцара. – Прага : Авиценум, 1978. – 388 с.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X