Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Лучкина Татьяна Дмитриевна

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме: «Создание художественного образа учащимися отделений ДПОП «Живопись» и «Искусство театра» на основе иллюстрирования произведения Э.Т.А. Гофма

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования«Детская школа искусств «Гармония»Методическая разработка открытого бинарного урока по теме: «Создание художественного образа учащимися отделений ДПОП «Живопись» и «Искусство театра» на основе иллюстрирования произведения Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и музыки из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».Разработали: Лучкина Т.Д. – Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель отделения изобразительного искусства,Борисенко О.Е. – преподаватель отделения теоретических дисциплинг. Калининград 2022СОГЛАСОВАНОЗам. директораКорсукова А.А. УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ ДО «ДШИ «Гармония»Захаренкова О.А.Бинарный урокпреподавателей отделений теоретических дисциплин и изобразительного искусства МАУ ДО «ДШИ «Гармония» г. Калининграда О. Е. Борисенко и заслуженного работника культуры РФ Т. Д. Лучкиной.Тема: «Создание художественного образа учащимися отделений ДПОП «Живопись» и «Искусство театра» на основе иллюстрирования произведения Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и музыки из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». План - конспектДата: 19.12.2022г. в 16:00 МАУ ДО «ДШИ «Гармония» г. КалининградУчастники: Учащиеся 4-5 классов отделений театрального, музыкального и изобразительного искусства. Тип урока: комбинированный.Вид урока: бинарныйЦель: Развивать художественно-творческие способности детей, воображение и фантазию, образное мышление и музыкальное восприятие.Развивать познавательную активность детей, способствующую их разностороннему развитию.Задачи:Образовательные: - Понимание языка различных видов искусств, их взаимосвязи. Создание художественного образа, используя синтез искусств. Научить создавать художественный образ, учитывая исторические данные, композицию, цветовую гамму, форму, фактуру…- Содействовать целостному оптимистическому мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах мировой культуры.Развивающие: - Введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.- Помочь учащимся освоить духовное наследие предыдущих поколений, научить понимать и любить историю народов мира. -Развивать познавательный интерес, вкус и чувство композиции, способствовать формированию творческого воображения, развивать умения, навыки, творческие способности, самостоятельность и аккуратность. -Развивать музыкальное восприятие, наблюдательность, зрительную память, образное, пространственное мышление, творческие способности, фантазию и воображение.Воспитательные:-Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус. -Воспитывать культуру общения. Формирование нравственного отношения к культурным ценностям. Пробуждение творческой активности, осознание связей различных видов искусств между собой и с жизнью.-Воспитывать интерес и любовь к искусству, истории своего народа…Здоровьесберегающие: -Сохранять здоровье обучающихся, создавать комфортную и доверительную атмосферу в классе, использовать ТСО и средства наглядности… -Вызывать радостное, приподнятое настроение, обеспечивающее положительное эмоциональное состояние. -Создавать основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми.Материально - техническая база: телевизор, колонки, компьютер, столы, телефон, штатив, наглядный материал. МАТЕРИАЛЫ: бумага, краски, кисточки, пастель, фломастеры…ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: мультфильм «Щелкунчик и мышиный король», презентация, схема поэтапного рисования, работы учащихся. ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», музыкальный номер Танец феи Драже в исполнении учащихся отделения оркестровых инструментов: Крайнева Даниила, Оленюк Виктории класс преподавателя Иржембицкой Анастасии Сергеевны и концертмейстера Королевич Юлии Андреевны.Методы обучения:Словесный (рассказ, беседа, объяснение);Наглядно-слуховой (демонстрация, показ, наблюдение, прослушивание);Объяснительно-иллюстративный;Практический;Аналитический (сравнение и обобщение, развитие логического мышления);Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);Метод упражнений и повторений;Репродуктивный метод (повторение учениками приемов по образцу педагога).Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.План урока:Приветствие.Беседа.Просмотр презентации.Слушание музыки из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», музыкальный номер Танец феи Драже в исполнении учащихся отделения оркестровых инструментов: Крайнева Даниила, Оленюк Виктории класс преподавателя Иржембицкой Анастасии Сергеевны и концертмейстера Королевич Юлии Андреевны.Практическая работа (Поэтапное рисование героя произведения – Щелкунчика).Самостоятельная работа.Подведение итогов (Просмотр).Домашнее задание (Создать художественный образ, иллюстрируя произведение Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» на основе ассоциаций, возникших в процессе прочтения сказки, просмотра балета, слушания музыки).Ход урока:Т.Д. Добрый день! Сегодня на базе детской школы искусств «Гармония» г. Калининграда проходит открытый урок преподавателей отделений теоретических дисциплин и изобразительного искусства О. Е. Борисенко и заслуженного работника культуры РФ Т. Д. Лучкиной на тему: «Создание художественного образа на основе иллюстрирования произведения Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» с использованием музыки из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Участники: учащиеся театрального, музыкального и художественного отделений.Совсем скоро наступит самый чудесный праздник, который ждут не только ребята, но и взрослые. -Что это за праздник?В рождественскую ночь происходят всевозможные чудеса… Одну из необыкновенных историй нам поведал Эрнст Теодор Амадей Гофман, который родился в Кёнигсберге 24 января 1776 года и умер 25 июня 1822 году (46 лет). Это - немецкий писатель, композитор, художник, юрист. Будучи разносторонне развитой личностью, он делал большие успехи в музыке и литературе. Покорил весь мир своими удивительными сказочными историями, на которых выросло не одно поколение детей. История верности и мужества, волшебства и удачи, сказочных превращений и человеческих чувств предстает перед нами в его произведении «Щелкунчик и мышиный король».О.Е.: Ребята, вы знаете эту историю?Сказочная повесть «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана была написана в 1816 году. В основе сюжета сказки для детей лежит противостояние двух вымышленных царств: Мышиного и Кукольного.Мари и Фриц получают подарки в новогоднюю ночь. Среди них девочка замечает Щелкунчика, некрасивую куклу. Забавляясь с Щелкунчиком, Фриц ломает ему челюсть. Мари перевязывает кукле голову платком. Ночью она видит, как игрушки ведут бой с мышиным королем и его армией. Утром она понимает, что видела сон. Внутренняя красота важнее внешней. Доброта делает человека красивым. Мари заметила некрасивую куклу среди прочих и испытала симпатию к заколдованному принцу из-за его доброй души. Любовь помогла ей быть храброй и решительной и не бояться мышиного короля. Благородство, искренность и смелость Мари позволили Щелкунчику влюбиться в нее и забрать в свое королевство кукол. Эта сказка - о волшебном мире детства, наполненном яркими красками и подлинными чудесами, об извечном противостоянии добрых и злых сил и о победе прекрасных чувств. Это самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями.По мотивам "Щелкунчика" был создан балет, который уже более столетия считается классическим произведением. Написал балет Пётр Ильич Чайковский - великий русский композитор. Но композитор пересказал эту сказку по - своему. Основное внимание в балете уделено образам детей. Жанр балета – сказка. Персонажи сказки разделены на два вида: реальные и фантастические. К реальным относятся Маша, её брат, их родители, гости, которые были приглашены на праздник. А фантастические персонажи - это Щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сластей.Сегодня на уроке произойдет чудо, и объединятся три вида искусства: музыка, литература и изобразительное искусство. А как, какими средствами искусство влияет на нашу душу?Изобразительное искусство отражает действительность в графике и в цвете, музыка открывает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков, литература же воссоздает в нашем сознании образы с помощью слова. Значит, разные виды искусства воплощают действительность разными изобразительно-выразительными средствами.Что же объединяет эти виды искусств?Образная природа. Искусство создает образную картину мира. Давайте подробней остановимся на музыке балета и как создалась его необыкновенная «Сказочность». Музыкальная ткань балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Самое волшебное и новогоднее произведение П.И. Чайковского состоит из, как бы мы сейчас сказали, «хитов»! Пожалуй, это самое узнаваемое произведение во всем мире. Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. В Марше воссоздана картина ребячьего праздника. Композитор придал этому номеру черты «игрушечности». Шествие юных гостей, получающих подарки, сопровождается характерной музыкой «детского марша». Здесь чувствуется миниатюрность и легкость детских движений, наивная серьезность и мальчишеский задор. После раздачи подарков начинаются танцы. (Звучит Марш). Вальс цветов. Этот яркий, запоминающийся танец завершает дивертисмент (особую увеселительную программу). Он принадлежит к лучшим вальсам Чайковского. Одна тема красивее другой. Словно утопаешь в море мелодий. Постоянно происходит смена эмоций, несмотря на то, что все темы звучат в мажоре, кроме одной минорной. Она врывается неожиданно, словно вихрь - как воспоминание о недавно пережитых волнениях. (Звучит Вальс цветов).Чего только стоит завораживающий Танец феи Драже, для передачи в музыке такого загадочного характера П.И. Чайковский использовал здесь новый в то время для России музыкальный инструмент - челесту. Он специально выписал её из Франции. Мелодия танца звучит хрупко, нежно, очень аккуратно и осторожно - хрустально! (Звучит Танец феи Драже в исполнении учащихся отделения оркестровых инструментов: Крайнева Даниила, Оленюк Виктории класс преподавателя Иржембицкой Анастасии Сергеевны и концертмейстера Королевич Юлии Андреевны).Т.Д.: Сегодня мы побываем в волшебной стране и создадим художественный образ одного из героев данного произведения. Но, Что же такое художественный образ? В этом нам и предстоит сейчас разобраться.Человек воспринимает действительность образами, то есть различными представлениями. Все они связаны с органами чувств. Образы бывают слуховыми, звуковыми, зрительными, обонятельными и осязательными. А когда вся окружающая действительность переносится в плоскость человеческого творчества – появляются новые образы: художественные, литературные, музыкальные.Главная задача художника, композитора или писателя – вызвать у людей представления, с которыми они встречаются или могут встретиться в реальной жизни. Для этого используется комплекс специальных средств и предметов. Причем многие образы переплетаются между собой с использованием различных видов искусства.Определяющим понятием в искусстве является художественный образ. Художественный образ – это выражение творцом своего « Я», своего ощущения, личного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутренне состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности.Художественный образ – это определенная форма мышления, выраженная физически в качестве зрительного объекта, процесс, воплощенный в конкретном произведении при помощи средств изобразительного искусства.Средства художественного образа Изобразительное искусство богато средствами, материалами и техниками воплощения. В живописи художник доносит до зрителя главную идею картины с помощью цвета, света, использования разнообразных красок, мазков и техник.В графике идея доносится с помощью линий, пятен, геометрических фигур на плоскости. В отличие от живописи, цвет здесь носит условный характер.Все виды изобразительного искусства также имеют общие средства выразительности. Композиция – это расположение всех объектов или их частей в определенной системе или последовательности. Важными средствами становятся размер, формат произведения. В любом образе можно играть с масштабами, создавая нечто новое.При восприятии предмета изобразительного искусства большое значение имеет обычный или искусственный свет, уровень освещенности, световые и теневые углы. К примеру, одна и та же картина воспринимается по-разному в зависимости от того, на какой объект падают лучи света, что выделено ярче в конкретную минуту времени. А в сочетании с другими видами искусства изобразительное может усилить свое воздействие. Говоря о художественных образах в изобразительном искусстве, прежде всего, имеют в виду главных героев картины. Это могут быть люди, животные или предметы. Но и различные явления и события также попадают под эту категорию. Все художественные образы могут сочетаться между собой, создавая вымышленные существа, предметы и события.Особенности художественного образаГлавная особенность художественного образа в том, что интерпретируя действительность, он на самом деле является вымышленным, не настоящим. Даже наиболее точная картина, изображающая реальность, не может воплотить в себе все то, что есть на самом деле.Зрительный образ воплощается художником «здесь и сейчас». Невозможно рассказать в картине о цепи нескольких событий, приведших к определенному результату. Как, например, это происходит в литературе или музыке. Художник ограничен пределами одного момента и одного события. Именно поэтому так важно уловить секундную ситуацию, полностью раскрыть действие или характеры участвующих лиц.Главная задача художественного образа – выражение своего отношения к миру. Причем делает это и сам художник, когда пишет картину или творит скульптуру, но и воспринимающий – выражая свое эмоциональное отношение к произведению. Это всегда нереальное воплощение, которое основано на настоящих предметах и явлениях.Художественный образ – это сложный сплав профессионального мастерства и творческого вдохновения, фантазии мастера, его мыслей и чувств.Практическая работаСоздание художественного образа требуют определенного количества времени, необходимо переосмыслить содержание сказки, познакомиться с разными интерпретациями данного произведения в литературе, музыке, балете. Художник выполняет ряд эскизов, зарисовок, ищет композиционное, тоновое, цветовое решения, пробует разные техники и материалы… За один урок все это выполнить очень сложно, ведь нужна еще и определенная подготовка, знания, умения и навыки. Учитывая, что на уроке ребята с разных отделений, с разным уровнем подготовки, вы нарисуете главного героя вместе со мной. Я буду поэтапно показывать, затем вы повторять.Как зовут главного героя? 1 2 3 4 5 6 7 8 9Демонстрация с поэтапным построением на доске изображения ЩелкунчикаСамостоятельная работаНеобходимо выбрать любой материал по желанию, любую цветовую гамму и выполнить рисунок в цвете. В процессе работы звучит музыка из балета П.И. Чайковского. Преподаватель ведет индивидуальную работу с учащимися.Ребята, вы можете при желании добавить фон, окружающую среду, например, часть елки или снег…По мере выполнения задания, работы прикрепляются на доску. Перед всеми демонстрируется выставка.Учитель подводит итог работы, благодарит участников. Я хочу похвалить …. за….- Мне было очень приятно работать с вами, большое спасибо за урок.Домашнее заданиеНеобходимо на зимних каникулах «Создать художественный образ, иллюстрируя произведение Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» на основе ассоциаций, возникших в процессе прочтения сказки, просмотра балета, слушания музыки. Дорогие ребята, помните, искусство оказывает величайшее влияние на душу человека, на его восприятие окружающей действительности. Великий русский историк Д.Г. Лихачев писал «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому». Именно искусство помогает нам не быть такими.Для тех, кто верит в чудеса, сказка никогда не кончается. Фото на память.Подготовка к этому уроку занимает много времени. Сначала мы детально изучаем произведение Гофмана, потом знакомимся на уроках музыки с балетом П. И. Чайковского, на уроках изобразительного искусства ребята рисуют портреты Мари, Щелкунчика, Дроссельмейера, Мышиного короля. Причём учащиеся должны отразить в портретах характеры героев. Потом на уроках муз литературы мы учимся словесно рисовать музыку, а на уроках изобразительного искусства с помощью средств живописи изображать, например, Вальс Цветов, или танец Феи Драже, или Вальс Снежинок. Это очень увлекательное занятие, которое развивает разные способности учащихся, помогает взглянуть на сказку глазами художника, композитора, писателя. Эти занятия развивают фантазию и воображение, образное мышление и музыкальное восприятие. Б.М. Неменский говорит: «Художественный образ, созданный учащимися, отражает духовный (внутренний) мир ребенка, не поддающийся прямому воспроизведению, а лишь косвенно выражающий цветом, языком декоративной или реалистической манеры живописи эмоциональное состояние школьника».Умение ребёнка определить свой художественный замысел и воплотить его в оригинальном рисунке, способствует эмоционально-эстетическому развитию его личности.Выразительные средства художественного произведения – рисунок, композиция, колорит – «работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, типичное, существенное в изображаемой действительности.С этими особенностями живописи и графики, их основными средствами выразительности в создании художественного образа нужно знакомить учащихся, тогда их работы будут более глубокими, яркими, эмоциональными, а правильно выбранные техники и материалы помогут осуществить и передать задуманное в работе. Любое произведение человека – будь то литературное произведение, картина, музыка, танец или любое другое его творение – это частичка человеческой души. Человек всегда вкладывает часть себя в свои творения, а еще с их помощью он может выражать свои чувства – любовь, восторг, восхищение, грусть.Искусство – это мир человеческих чувств и мыслей, и поэтому оно волнует и трогает людей. Произведения искусства раскрывают не только красоту природы и человека. Они заставляют нас думать о правде, о добре и зле, о несправедливости.Список литературыАлексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений: Учебное пособие. - М., 1984. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. Изд. «Художник РСФСР», Л. 2017.Взаимодействие музыки с другими искусствами: Сб. статей/отв. ред. Л.П. Казанцева. Челябинск: ЧВМУ, 2000.-132 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.Галиев И. Х. МОБУ Гимназия №2 Изучение художественного образа в условиях взаимодействия литературы и живописи.Гофман, Э.Т.А. Щелкунчик и мышиный король /Э.Т.А. Гофман. – Х.: Принт-Сервис, 2010. – 56 с., ил.Докшицер Т.А. Путь к творчеству. М.: Муравей, 1999.-214с.Ермакова О. Уроки музыкальной литературы. Первый год обучения. - 2-е изд., исправлен: Феникс, 2014.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2011. - 752 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).Интернет-ресурсыКремлев Ю.А. Выразительность и изобразительность музыки. — М., 2016.Лагутин А. Владимиров В. Музыкальная литература: Престо,2013.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки (Текст)/ В.В. Медушевский.-М., 1976.-254с.Мелик-Пашаев A.A. Мир художника. М.: Прогресс, 2000.269 с.Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими методическими рекомендациями. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 44 с.Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения: Москва, 2007.Применение изобразительных и графических техник на уроках в художественных школах (практические советы) / В.Е. Толокина // Всё для учителя. Искусство. – 2016. – №2. – С. 2 – 4.Раппопорт С.Х. Художественное представление и художественный образ. В кн.: Эстетические очерки: вып. З. - М.: Музыка, 1973, с.45-95.Суворов H.H. Пути создания художественного образа: Роль воображения в художественном творчестве. М.: Знание, 1984.-63 с.Фоминов В.В. Художественный образ как средство формирования педагогической направленности. М.: Знание, 2013.Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: 2016.Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X