Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Иргашева Анна Александровна

« Формирование и совершенствование навыка техники чтения у учащихся в условиях реализации ФГОС"

скачать документ

Вернуться назад

« Формирование и совершенствование навыка техники чтения у учащихся в условиях реализации ФГОС" Актуальность выбранной темы обусловлена насущной необходимостью использования различных методов и приёмов, направленных на совершенствование техники чтения младших школьников.Цель моей работы : осуществление целенаправленной работы по обучению чтению детей младшего школьного возраста с применением разнообразных приемов и метод Основной целью моей работы являлось изучить уровень владения детьми чтением и общением с книгой до школы, обеспечить каждому ребенку личностно-ориентированное и главное – видимое для него посильное продвижение в овладении навыком чтения , сформировать интерес к детской книге, представив книги из доступного круга чтения ,изучить научную литературу по данной теме, а так же подобрать эффективные методы и приемы развития техники чтения. Чтение занимает особое место в жизни каждого культурного человека. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Уверенное владение навыком чтения - одно из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Обучение чтению как восприятию и пониманию текста - одна из самых важных проблем школьного обучения. Изменившиеся за последние годы социальные условия предъявляют количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно её использовать. Но как научить ребёнка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с текстом большого объёма, как определить уровень понимания прочитанного? Наконец, как сделать уроки чтения радостью для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему на них ответить. Я тоже не исключение и в своей работе использую следующее:Развитие речевого аппарата.Развитие внимания к зрительному образу читаемого.Расширение оперативного поля чтения.Развитие оперативной памяти. В свете современных требований к урокам литературного чтения от учителя требуется приобщение младших школьников к чтению и пониманию литературы как вида искусства, постижению идейно-художественного смысла произведения, его эстетической ценности, образного содержания. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны нарушениями различного характера: пространственных представлений, пространственной ориентировки; зрительно-моторной координации; моторики, графомоторных навыков; слухового, зрительного, фонетико —  фонематического восприятия; произвольного внимания; памяти, особенно снижением слухоречевой памяти; сукцессивных функций; звукопроизношения грамматического строя речи, бедностью словаря.К часто встречающимся затруднениям при чтении, с которыми сталкиваются  учащиеся начальных классов относятся:I - затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова (побуквенное или слоговое чтение).II - прочитывание слов с ошибками: пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими.III - правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями, т. е. угадывающее чтение.IV - «механическое» чтение (непонимание читаемого текста: искажения смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста)V - смешивание букв по акустическим и артикуляционным признакам, и смешивание букв по оптическим признакам.) Уже на первых этапах обучения чтению я использовала такие игры и упражнения, как:1) " Найди и подчеркни" 2) «Собери рассыпавшиеся звуки» (произносятся отдельные звуки (например [м] [а]) и детям предлагают назвать, какой слог должен получиться)3) «Недописанные буквы»4) Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.5) числовые таблицы Шульте и Лезера.Упражнения для развития подвижности речевого аппарата:Упражнения для губ и языка.1.Поздоровайтесь с собой в зеркале:«Доброе утро, Маша!Сегодня тебе должно очень повезти. Отличного тебе настроения!»2. «Хоботок» - улыбка (10 раз).3. «Хоботок»- вправо, влево.4. «Хоботок» - вверх, вниз.5. Кончиком языка упереться в щёку и растянуть её ( ).6. Кончиком языка упереться в верхнюю губу, а затем в нижнюю.7. Сжать губы, а язык попытаться высунуть «лодочкой».8. Вдох. Выдох – резко читаем слоги: пу по па пэ пи пы бу бо ба бэ би бы9. Проговаривание (чтение) слов, трудных для произношения: электрофикация, портфель, иллюминация…10. Скороговорки. После того, как ученики освоили слияние нескольких букв, для устранения недостатков в развитии звукобуквенных ассоциаций,   я использовала слоговые таблицы. Так же на уроках литературного чтения я регулярно прибегала к таким видам работ , как:1) Жужжащее чтение - все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.2) Ежеурочные пятиминутки чтения- в начале каждого урока дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.3) Многократность чтения- в течении 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом.4) Чтение в темпе скороговорки.5) Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).6) Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.7) «Буксир»- я читаю вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за мной;8) Упражнение с решётками- Из листа белой бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5 и отверстиями шириной в 1-2 см.Общий размер решётки должен быть с печатный лист. Тогда ребёнку не придётся её двигать. Решётка накладывается на печатный текст, скрывая части слов. Ребёнок будет читать текст, догадываясь по видимой части слова о его скрытой части.9) «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).10) «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).11) Чтение по ролям.12) Чтение по ролям без слов автора.13) Инсценирование.14) Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. 15) Чтение слогов по треугольнику- учащиеся смотрят на звёздочку и читают слоги:М*омУМымимаНавыки и основы чтения закладываются детям в 1 классе. Поэтому в этот период важно обращать особое внимание на успехи учащихся, чтобы оказать им своевременную помощь.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X