Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Солкина Наталья Николаевна

Развитие восприятия музыки в ДМШ

скачать документ

Вернуться назад

Методические рекомендации: «Развитие восприятия музыки в ДМШ» Солкина Наталья Николаевна преподаватель по музыкальной литературе и сольфеджиоМуниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Школа Искусств имени Салиха Сайдашева» Высокогорского Муниципального района РТ (МБУ ДО «ШИ им. С. Сайдашева») с. Высокая Гора. Республика Татарстан 2022 г.Развитие эмоционального и осознанного восприятия музыки, формирование навыков слушания и оценивания произведения является важнейшей задачей детского музыкального воспитания.Развитие музыкального восприятия необходимо для подготовки активного слушателя, понимающего народное, классическое и современное музыкальное искусство; для воспитания грамотного исполнителя, умеющего доносить до слушателя смысл музыкального произведения. Научить слушать музыку – почувствовать в ней настроение, осмыслить идею произведения, определить музыкальную форму (структуру, способы музыкального развития, средства музыкальной выразительности) – это сложный процесс. Большинство рядовых слушателей – непрофессионалов, в сущности, не слышат музыку. Она просто является для них красивым фоном. Лишь немногие способны слышать произведение целиком, не отвлекаясь. Слушание музыкального произведения не всегда означает слышание. В современном обществе существует острая потребность в воспитании грамотного любителя музыки, активного слушателя, в формировании общей и музыкальной культуры человека посредством развития навыков музыкального восприятия. В детских музыкальных школах ответственная роль в решении этой задачи принадлежит дисциплинам – «Музыкальная литература», «Слушание музыки».Формирование навыков слухового анализа в процессе обучения является необходимым условием для полноценной творческой музыкальной деятельности во всех её проявлениях. Слушательские умения облегчают занятия в специальных классах, помогая лучше понять художественный образ произведения и, следовательно, более выразительно его исполнить, донести до слушателя. Навыки слухового анализа музыки также подготавливают почву для более успешного освоения сложных произведений на музыкальной литературе, способствуют глубокому проникновению в их образное содержание. Ценность слухового анализа музыки заключается и в том, что он позволяет приобретать знания на основе реально звучащей музыки, в результате практического усвоения музыкального материала. Слуховой анализ формирует способность осмысливать суть музыкального процесса, постигать закономерности развития музыкальной мысли. Метод слухового анализа должен активно использоваться в каждой учебной дисциплине ДМШ. В результате проводимой в этом отношении работы формируется осмысленное восприятие образного содержания музыкальных произведений; накапливается слуховой опыт учащихся; обостряется их музыкальный слух; развивается мышление, воображение; воспитывается внимание, воля; вырабатывается эстетический вкус, оценка; следовательно, развивается музыкальная культура детей.Для активизации самостоятельного музыкального восприятия учащихся необходимо использовать разнообразные методы и приемы. Структуру таких занятий составляет:1.Вступительное слово педагога, сосредоточивающее внимание учащихся;2.Прослушивание произведения и его анализ учащимися;3.Выводы.Вступительное слово педагога может включать: Сведения о композиторе;б) Чтение стихотворения, созвучного содержанию музыкального произведения;в) Показ репродукций картин, рисунков, соответствующих настроению музыки;г) Игра: устное сочинение своей музыки (на словах), исходя из названия пьесы, если произведение программное.Далее идёт слуховой анализ произведения. Активизацию самостоятельного восприятия и осмысления музыки необходимо осуществлять с помощью вопросно – ответной системы. Важный принцип в восприятии музыкального произведения – многократность прослушивания. В процессе слухового анализа музыкального произведения могут быть поставлены следующие вопросы:Настроение, выраженное в данной пьесе. Её характер. Изменение его на протяжении всей пьесы. Впечатления, чувства, ассоциации, возникшие у учащихся. Определение жанра;б) Тематизм и тематическое развитие – точные повторы или изменения, способы изменения. Появление нового построения, отличного от предыдущего или близкого к нему;в) Определение формы, количества разделов (частей) произведения;г) Фактура музыкального произведения;д) Роль средств музыкальной выразительности в воплощении замысла, художественного образа.Вопросы задаются до прослушивания. Для развития умения высказываться о эмоционально – образном содержании музыки следует предложить детям словарь настроений в музыке. Для активизации восприятия музыки необходимо использовать внешние движения:Показ рукой высотных соотношений звуков;б) Интонационно – пластические этюды (создание пластических образов);в) Свободные движения рук (хлопки, пружинящие, вращательные движения кистей рук и т.д.);г) Вокализация тем;д) Сочинение «сценария» к пьесе;е) Рисунок к произведению;ё) Письменное обобщение слухового анализа произведения.Опора на зрительные, двигательные, литературно – речевые ассоциации позволяет активизировать деятельность слухового восприятия.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X