Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Сараф Татьяна Владимировна

"Особенности развития связной речи детей"

скачать документ

Вернуться назад

Особенности развития связной речи детейСвязная речь начинает развиваться параллельно с мышлением и имеет прямую связь с постоянно совершенствуемой деятельностью ребенка, изменяющимися формами общения с людьми.Развитие связной речи детей происходит в несколько этапов [Алексеева, 2000; с. 237].1-й этап – подготовительный, от 0 до 1 года. На данном этапе ребенок знакомится со звуками. Свои первые недели он просто слушает взрослую речь, при этом у него формируется пассивный набор звуков, им издаются первые крики. Позже появляется лепет, который состоит из произвольно произнесенных звуков. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги.2-й этап преддошкольный – от года до трех. В начале второго года в лексиконе детей начинают появляться первые слова со смыслом, которые они используют для выражения потребностей. И лишь через полгода ребенок пробует применять слова, развитие связной речи, у детей дошкольного возраста обозначая ими предметы. Связная речь у ребенка второго года жизни формируется на базе накопленного словаря и проходит несколько периодов: 1 период — период предложений: этап однословных предложений; этап предложений из нескольких слов-корней (1,8 -1,10); 2 период — период усвоения грамматической структуры предложения. К концу второго года в речи малыша слова приобретают правильную грамматическую форму. В три года дети практикуют простую форму диалога, отвечая на вопросы. Развитие связной разговорной речи в этом возрасте станет основой для формирования монологической речи в более старшем возрасте. Дети трех лет говорят короткими предложениями, не всегда соблюдая последовательность в изложении события [Бизикова, 2008; с. 44].3-й этап – дошкольный, от 3 до 7 лет. Детей 3-4 лет можно учить пересказывать, а также придумывать небольшие рассказы, используя картины, игрушки, явления. В речи детей 3-4-го года жизни все меньше аграмматизмов. Дети обычно склоняют несклоняемые существительные (без пальта пойду). У дошкольника к 5 годам уже достаточно богатый словарный запас, тем не менее большая часть из них, придумывая рассказы, стараются скопировать манеру изложения взрослого человека. Дети 4-5 лет начинают овладевать монологической речью. В этом возрасте дети умеют связно рассказывать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или серии картинок, в состоянии пересказать знакомый текст. В этом возрасте дети усваивают основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм и наречий. Дети используют сложноподчиненные предложения с союзами потому что, поэтому, но при ответах часто опускают главную часть предложения и начинают с придаточного («Потому что болел»). Старшие дошкольники усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил. Имеют достаточно развитую активную речь, пользуют в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечают на вопросы, способны рассказать о событиях, свидетелем которых были. Дошкольники не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинают устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений [Засорина, 2013; с. 38].К окончанию дошкольного возраста, то есть к 7 годам, дети воспроизводят монолог достаточно грамотно и уверенно. Они пересказывают, составляют разного типа рассказы на заданную тему, при этом по-прежнему нуждаются в поддержке – по большей мере из-за неумения проявлять эмоции при описании явлений или отдельных предметов [Гербова, 2008; с. 65].4-й этап - школьный, от 7 до 17 лет. Главная особенность развития речи на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Данные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.Для того чтобы связная речь детей была правильная и грамотная ее необходимо развивать.Цель развития связной речи детей - развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма [Максимова, 2013; с. 31].А.К. Максимова [Максимова, 2013; с. 34] говорит о том, что развивать связную речь – это значит прививать ряд конкретных умений: понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, раскрыть ее с относительной полнотой; подчинить свое сочинение основной мысли; собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста; систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности; составлять план предстоящего связного текста; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений.Развитие связной речи по О.С. Ушаковой (приложение 3): формирование о структуре высказываний описательного типа и формирование о структуре высказываний повествовательного типа [Ушакова, 2004; с. 84]Развитие связной речи у детей происходит с помощью различных методов и приемов.Таким образом, связная речь начинает развиваться параллельно с мышлением и имеет прямую связь с постоянно совершенствуемой деятельностью ребенка, изменяющимися формами общения с людьми. Основные этапы развития связной речи у детей: 1-й этап – подготовительный, от 0 до 1 года. 2-й этап – преддошкольный, от года до трех. 3-й этап – дошкольный, от 3 до 7 лет.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X