Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Додарбекова Дарья Закиржоновна

Технологическая карта урока по теме: "Емельян Пугачев: суд истории"

скачать документ

Вернуться назад

Технологическая карта урокаАвтор: Додарбекова Дарья Закиржоновна (учитель истории, обществознания и МХК)Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №80 города Челябинска" (МАОУ "Гимназия №80 города Челябинска")Предмет: историяКласс 8 «В» УМК: УМК по истории России под ред.А.В.ТоркуноваТема урока: «Емельян Иванович Пугачев – суд истории»Место данного урока в системе уроков: Данная тема в системе уроков решает важные задачи: - формирует целостное представление об эпохе правления Екатерины Второй, её внутренней политике, касающейся разных слоев российского общества;- понимание того, что «пугачевщина» стала не последней причиной, подтолкнувшей правительство к освобождению крестьян в 1861 году Цель урока: сформировать у учащихся представление о неоднозначности личности Емельяна Ивановича Пугачева, сформулировать вывод о его роли в процессе исторического развития XVIII — второй половины XIX века.Тип урока: урок сообщения новых знанийПланируемые результаты:1.Личностные1.1 Формирование у учащихся уважения к правам и свободам человека, независимо от его социальной и национальной принадлежности, а также имущественного положения;1.2 Понимание роли Емельяна Пугачева как социально-активной личности в истории России;1.3 Выработка умений анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умение выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях1.4 Формирование познавательного интереса к истории2.Метапредметные2.1 Познавательные- формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя;- излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия этих явлений;- создавать устные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), преобразовывать текст, интерпретировать его 2.2 Регулятивные - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ ресурсы для решения задачи/ достижения цели - определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения - соотносить реальные и планируемые результаты образовательной деятельности и делать выводы 2.3 Коммуникативные - играть определенную роль в деятельности - выдвигать общую точку зрения в обсуждении - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)3.Предметные 3.1 Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; 3.2 Формирование умения выделять главную мысль в письменном историческом документе, фрагменте художественной литературы, выступлении одноклассника; рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы, особенности и результаты; 3.3 Выработка умений сравнивать исторические факты, явления, процессы, систематизировать историческую информацию, решать проблемные ситуативные задачи, определяя свою личную точку зрения, умение её формулировать и аргументировать, давать оценку историческим событиям и процессам деятельности исторических личностей;Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний народов в истории России;создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний по предметФормы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.Методы и приемы: театрализация, персонификация, анализ карты, картины, исторического источника, художественного произведения; описание, объяснение, характеристика; эвристическая беседа; наглядный метод обучения: использование изобразительной наглядности (произведения исторической живописи – репродукции картин; использование условно-графической наглядности: исторические карты, таблицы), выделения главного. Используемые технологии: системно-деятельностный подход, компетентностный подход, дифференцированный подход, исследовательская технология обучения, технологии развивающегося и проблемного обучения.Опорные понятия, термины: самодержавие, закрепощение, жалованная грамота.Новые понятия: манифестДидактический материал (источники урока): презентация «Емельян Иванович Пугачев – суд истории», раздаточный материал: задания для групп, источники информации для ответов на вопросы: картина В.Г.Перова «Суд Е.И.Пугачева», карта «Восстание Емельяна Ивановича Пугачева 1773-1775», отрывки из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», фрагменты манифестов Е.Пугачева 1773, 1774 годов. Опорные конспекты для каждого из учащихся. Оборудование: мультимедиа, проектор, компьютер.Этап урокаСодержание и деятельность учителяУчебно-познавательная деятельность учащихсяФормируемые УУД1.Проблемно-мотивационныйПроверяет готовность к уроку.Предлагает учащимся прослушать диалог двух их одноклассников, которые рассказывают отрывок из поэмы С.Есенина «Пугачев».Задает вопрос классу: Вам необходимо будет внимательно послушать диалог и определить, какой теме будет посвящен наш урок?Читает высказывание В.И.Буганова о Е.И.Пугачеве.Учитель предлагает детям: сформулировать для себя задачи на наше занятие. Продолжите следующие фразу.Сегодня на уроке я хочу: Узнать______________________ Научиться____________________ Попробовать__________________ В конце урока вы сравните планируемые и полученные результаты и сделаете вывод о том, удалось ли вам решить поставленные задачи. Учитель знакомит уч-ся с высказыванием, которое послужит основой для проблемного вопроса.Готовятся к уроку.Два ученика в роли персонажей поэмы Есенина «Пугачев» читают отрывки по ролям.Остальные учащиеся просматривают диалог.Отвечают на вопрос, формулируют тему урока, записывают тему в опорный конспект.Формулируют цели на занятие- ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей (р) - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности (р)2.Информационно-аналитическийВ качестве отправной точки рассуждения предлагаю использовать мнение известного советского историка Владимира Васильевича Мавродина: «К Пугачеву нельзя было относиться безразлично. Он был и оставался для одних народным крестьянским вождем, тем «хорошим царем» о котором помышляли миллионные массы русского (да и не только русского) крестьянства. Для других он был «злодеем», «бунтовщиком», «вором», «разбойником», «Кровопийцей, посмевшим поднять руку на их собственность и угрожавшим их правам, благополучию и жизни. Одни воспевали его в песнях, другие жгли его изображения и с амвоном церквей предавали анафеме».Учитель: Таким образом, сегодня на уроке мы определим: Кто он Е.Пугачев: «Бунтовщик и кровопийца» или «народный герой»? Это будет наш «суд истории»Знакомит с планом урока.Проводит инструктаж по правилам работы в группах.Проверяет индивидуальное и групповые домашние задания. Одному из ваших одноклассников было дано индивидуальное домашнее задание. Индивидуальное задание: «Представить себя в роли участника событий восстания Е.Пугачева (крестьянина Владимирской губернии). Используя справочную литературу и интернет-ресурсы познакомиться с особенностями жизни и быта крестьян второй половины 19 века». Групповое задание: Каждой из трех групп, необходимо сформулировать по одному вопросу вашему однокласснику, выступающему в роли очевидца событий. Учитель дает задание: Исходя из того, что мы услышали из ответов крестьянина на ваши вопросы, давайте сформулируем основные причины восстания: ...Учитель организует групповую работу, предлагает учащимся несколько текстовых источников.Перед тем, как учащиеся начинают знакомиться с документами учитель вводит новое понятие – «манифест»Первая и вторая группы будут работать с манифестом от декабря 1773 года. Третья группа с манифестом 1774 года. Вопросы для первой группы: 1.Что обещал Пугачев своим сторонникам?Вопросы для второй группы: 2.Какие меры он предлагал в отношении дворянства? 3.Всех ли дворян он рассматривал как противников? Третья группа работает с Манифестом Е. И. Пугачёва от 28 июля 1774 г. Вопросы для третьей группы: 1.Что обещал Пугачев своим сторонникам в манифесте от 1774 года? 2.Какие меры он предлагал в отношении дворянства?Учитель слушает ответы спикеров от групп, организует фронтальное обсуждение по следующим вопросам: Какие вы увидели изменения в содержании документов? Почему происходит расширение программы восставших? Изменяется ли отношение Е.Пугачева к сословию дворян, сравнивая документы 1773 и 1774 года? Зачитайте примеры из текста этих манифестов, подтверждающие вашу точку зрения?Учитель предлагает обратиться к статистическим данным и сравнить количество восставших в волнениях Степана Разина и Емельяна Пугачева. Сделать выводы, какое из выступлений было наиболее многочисленным и почему.Учитель задает ряд вопросов, которые служат мотивацией для ознакомления со следующим пунктом плана урока: Какой он - «Петр Федорович»?»Каким же человеком был Емельян Пугачев? Каковы черты его характера? Как обычный беглый донской казак решился примерить на себя роль умершего императора? Для ответа на данные вопросы, создания целостной характеристики рассматриваемого исторического персонажа учитель организует групповую исследовательскую работу.Первая группа анализирует цитаты из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», которые характеризуют личность и деятельность Е.Пугачева Вам предстоит выполнить следующее Задание: из цитат произведения составить текст о внешности, характере личности и особенностях биографии предводителя восставшихВторая группа в качестве основного источника информации будет использовать: Картину В.Г.Перова «Суд Пугачева» 1879 год.Задание:Проанализируйте содержание изображения и ответьте на следующие вопросы: 1.Какую категорию населения подвергал своему суду Емельян Пугачев? 2.Какой приговор выносит осужденным самозванец? 3.Какова их участь? 4.Как данный факт характеризует личность Пугачева?Подтвердите свои ответы, показав соответствующие фрагменты картины. Третья группа в качестве основного источника будет использовать: Карту «Восстание Емельяна Пугачева 1773-1775» Задание:Перед вами карта России второй половины XVIII века. 1.Определите на карте территорию, охваченную восстанием Е.Пугачева. 2.Сделайте вывод о её размерах. Была ли она значительной? 3.Назовите, какие профессиональные и личностные качества Емельяна Пугачева позволили ему охватить своим влиянием данную территорию?Обобщите те черты, которые нам удалось выделить и зафиксировать в опорных конспектах. Создайте и озвучьте свое общее представление о личности Емельяна Пугачева. Создайте цельный образ Емельяна Ивановича Пугачева, а затем зачитайте, что у вас получилось. непосредственно о восстании Е.Пугачева. Для проверки этого этапа выполнения домашней работы учитель задает вопрос: Каким правителем представился Е.И.Пугачев? Выскажите мнение, почему он не мог организовать восстание под своим именем? Зачем ему нужно было представляться именно монархом?Слово учителя: Спасибо за ваши ответы. Итак, нам удалось сформулировать основные черты, качества личности Е.Пугачева. Определить, как к нему - «самозванному» монарху относился простой люд, веривший в его истинность.Теперь мы можем вернуться к высказыванию, которое послужило основой для нашего рассуждения (возвращает к проблемному вопросу).Учитель организует представление учащимися своих точек зрения по проблемному вопросу.Учитель: Хорошо, спасибо. Мы с вами прослушали несколько различных точек зрения на личность Емельяна Пугачева. И такое разнообразие мнений абсолютно закономерно, ведь люди, которые поднимают мятеж против законной власти ни в одно историческое время не будут оцениваться однозначно. Главное для нас – это тот факт, что Пугачев, будучи социально-активной личностью смог оставить определенный образ не только в эпохе второй половины 18 века, но и в последующее за названный эпохой время. В качестве вывода к нашему уроку мы можем фиксировать следующее: Пугачев, будучи социально-активной личностью смог оставить определенный образ не только в эпохе правления Екатерины Второй, но и в последующим за ней 19 веке Неслучайно Эйдельман произносит следующую фразу: Н.Я.Эйдельман: «Вообще в России с крестьян драли три шкуры, но, если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачёв, — содрали бы все десять… „Низы“ ограничивали всевластие „верхов“, не давая им съесть народ… К тому же великая, страшная энергия неграмотного бунта эхом отзовётся в России грамотной, стране Радищева и Пушкина…» .Знакомятся с планом урока и проблемным вопросом.Ученик, у которого было индивидуальное задание, отвечает на вопросы групп.Анализируют услышанные ответы, формулируют причины восстания, записывают их в опорный конспект.Анализируют текст манифестов, отвечают на поставленные вопросы.Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают два, изучаемых документа. Формулируют вывод по сделанному сравнению: программа восстания терпит со временем определенную трансформацию и за счет больших обещаний расширяется и социальная база восставших. Анализируют статистические данные. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод. Учащиеся работают в группах, взаимодействуют друг с другом, выполняя групповые задания, отвечают на вопросы. Записывают в опорные конспекты свои варианты характеристики Емельяна Пугачева.Представляют результаты работы в группах. Высказывают предполагаемые ответы на поставленные вопросы.Уч-ся высказывают свое мнение относительно ответа на проблемный вопрос. Приходят к выводу о том, что Пугачев являлся очень неоднозначной исторической фигурой и оценить его только с положительной или отрицательной стороны просто невозможно - излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи (п) - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ ресурсы для решения задачи/ достижения цели (р)- создавать устные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств (п); - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста (п)- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), преобразовывать текст, интерпретировать его (п)- играть определенную роль в деятельности (к)- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать свои контраргументы, перефразировать свою мысль (к)- выдвигать общую точку зрения в обсуждении (к)- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) (к)- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения (р)3.Рефлексивно-оценочныйТеперь давайте вернемся к тем задачам, которые вы ставили перед собой до начала рассмотрения темы. Обратитесь к вашим записям и проанализируйте, удалось ли вам добиться поставленных целей. Учитель предлагает учащимся домашнее задание с возможностью выбора уровня сложности.Учитель благодарит уч-ся за работу на уроке, отдельно отмечая самых активных.Выражают впечатление от урока (рефлексия). Знакомятся с домашним заданием. Соотносить реальные и планируемые результаты образовательной деятельности и делать выводы (р)

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X