Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Красноярова Динара Муратовна

"Изобразительное искусство, как средство и метод развития речи в логопедии"

скачать документ

Вернуться назад

МБУ ДО Дом творчества Железнодорожного района г.Улан-УдэПедагог дополнительного образования Красноярова Динара Муратовна Городские педчтенияТема: Коррекция нарушений речи у дошкольников через развивающие возможности детского рисования на уроках ИЗО Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно.Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Система образования в школе, независимо от того, какая технология (программа) обучения выбрана, рассчитана на то, что дошкольник должен прийти в школу без каких-либо нарушений речи и мыслительной деятельности. На практике это далеко не так. Общеизвестно, что в последние годы количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, постоянно растёт. Недостатки речевого развития вызывают много трудностей в усвоении школьной программы в полном её объёме, в частности, в обучении чтению и письму, приводят к затруднению в общении между детьми и дальнейшей их социализации. Большое количество учащихся первых классов с различными речевыми нарушениями побудило искать дополнительные, наиболее действенные способы коррекции речевых недостатков.Поиск привёл к включению детского рисования на логопедических занятиях. Была поставлена ЦЕЛЬ – доказательство эффективности коррекционных возможностей детского рисования в логопедическом воздействии.Для изучения данной проблемы использовались следующие ПРИЁМЫ и МЕТОДЫ: наблюдение, сравнение, анализ продуктов деятельности учащихся, обобщение, систематизация, концентрический принцип построения творческих задач, диагностика.Детское рисование, как один из видов продуктивной деятельности, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции.Для детского рисования характерна тенденция к закреплению графических образов, превращающихся при определённых условиях в застывшие шаблоны. Эти шаблоны представляют собой прочные образования, отвечающие элементарным требованиям изображения. Это оказывается полезным при начале обучения письму.Системность в предъявлении заданий и упражнений по рисованию определяет эффективность их применения в коррекции речевых нарушений у младших школьников. В моей работе сложилась определенная система в предъявлении заданий и упражнений по рисованию на логопедических занятиях. Она основана на дидактическом принципе предъявления задач: от простого к сложному и на концентрическом типе построения художественно-творческих задач, где каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Эта сформировавшаяся система обосновала целесообразность выполнения рисунков в порядке, описанном ниже.1. Рисование линийПроведение различных линий, в разном направлении, различной конфигурации сначала на листе в клеточку, затем на чистом листе. Этот вид заданий знакомит ребёнка с тетрадным листом в крупную клетку; учит ориентировке в клетке, вести волнообразные линии, не отрывая карандаша или ручки от листа бумаги, что способствует развитию кистевых движений.2.Работа с трафаретами.Виды заданий: обведение рисунков – трафаретов, штриховка трафаретных рисунков, заполнение картинки – трафарета той буквой, обозначающей звук,на который начинается название картинки. Своеобразная штриховка рисунка буквами.Первоначальное использование трафаретов, а не собственно самостоятельных рисунков, помогает детям научиться рисовать видеть и не выходить за границы предмета.3. Работа с геометрическими объектами.Виды заданий: обведение сплошной линией пунктирного изображения геометрических фигур с последующей их закраской разными яркими цветами; использование в рисунке только одного вида геометрических фигур, например: кругов, квадратов, треугольников; использование в рисунке разных геометрических форм; рисование симметричных рисунков, где даётся для дорисовки половина геометрической фигурки или рисунка; повторение предложенного рисунка в зеркальном отражении; творческое задание на продуцирование множества образов из множества кругов или других геометрических фигур.Выполняя эти упражнения и задания, дети знакомятся или закрепляют понятия о геометрических фигурах, дифференцируют их между собой. При выполнении этих заданий у детей формируется навык планирования хода выполнения рисунка, развивается сенсорная сфера.4. Использование рисунков для развития фонематических представлений, расширения словарного запаса, развития связной речи.4.1. Знакомство с определённым звуком и буквой его обозначающей.Виды заданий: выбор картинок на заданный звук, представленных на наборном полотне с последующей их зарисовкой в тетрадях (на следующем этапе дети самостоятельно придумывают рисунки на определённые звуки). Затем:1-й этап работы – написание в центре каждой картинки одной большой буквы, обозначающей звук, на который начинается название этой картинки. 2-й этап работы – плотное заполнение всей картинки буквами (своеобразная штриховка буквами), обозначающими звук, на который начинается название этой картинки.Принципиально важно в этих заданий прописывание сначала крупных, а затем мелких букв в рисунках. Это соотносится с развитием у ребёнка сначала крупной, а затем только мелкой моторики.4.2. Помощь рисования в дифференциации звуков и букв по различным основаниям.Виды заданий: выбор и дифференциация картинок представленных на наборном полотне и последующее срисовывание их в тетрадь по различению - парных гласных звуков; кинестетически сходных букв; твёрдых и мягких согласных звуков; парных согласных звуков по глухости – звонкости; звуков – аффрикат «Ч» и «Ц».При выполнении задания предлагается заполнить рисунки буквами, обозначающими звуки, на которые начинаются названия этих картинок. Аналогичное задание, выполненное самостоятельно (без зрительной опоры).4.3. Анализ и синтез звукового состава слова.Виды заданий: придумать и нарисовать такие картинки, чтобы по первым (или по последним) звукам их названий можно было составить новое слово, затем нарисовать его.5. Применение рисунков для развития словарного запаса и связной речи.Виды заданий: составление предложений по картинкам, нарисованным учениками; составляя, и записывая предложение, заменить одно или два слова (как правило, ключевых) в нём рисунками; разнообразное сочинение коллективных и индивидуальных рассказов с опорой на собственные сюжетные рисунки по определённой теме.На этом этапе работы с рисунками дети «оречевляют» свои творческие замыслы.6.Использование рисунков для развития памяти.Виды заданий: кодировка (рисование картинок-символов, обозначающих ключевые слова) стихотворений при их заучивании.Здесь рисунки играют роль наглядного плана или подсказки в заучивании стихов.Таким образом, ДЕТСКИЙ РИСУНОК на логопедических занятиях: успешно восполняет «психологическую базу речи»; является средством умственного, графо-моторного, эмоционально- эстетического, волевого развития детей; это продление детства ребёнка, комфортный переход к учебной деятельности после детского сада;выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивая эмоционально-положительное состояние; способствует развитию и совершенствованию средней и мелкой моторики движения;1. помогает осуществлять связь между школьными предметами;2. снимает авторитарный стиль ведения занятия;3. помогает самореализации личности ребёнка в процессе рисования;4. эффективно помогает коррекции имеющихся у детей нарушений и недоразвития устной и письменной речи.Главная цель использования графических приёмов работы на логопедических занятиях — развитие памяти, внимания и правильного звукопроизношения. Это помогает детям легче и быстрее усваивать программный материал по подготовке к школе, учить стихотворения, пересказывать тексты, закреплять предлоги, действия или признаки предметов, активно и интересно работать почти со всеми видами предложений, над словообразованием новых слов.Виды деятельности с использованием графики можно перечислять и дальше, но самое главное это то, что графическую деятельность можно использовать на всех этапах занятий по обучению грамоте и развитию речи. Опора на зрительное восприятие помогает быстрее, легче и эффективнее справиться с заданиями. У детей появляется уверенность в своих силах, а осознание своего успеха побуждает к новым достижениям.Используя зрительную опору, ребёнок запоминает материал легко и быстро, так как в работу включаются все виды памяти, задействуются слуховой и зрительный анализаторы. Хорошо, если ребёнок вас видит, ещё лучше, если он слышит вас, но если при этом он ещё и рисует, то успех обеспечен!Для наглядного примера попробуйте прямо сейчас выучить стихотворение, которое состоит из набора не связанных друг с другом частей и подходит, скорее, к разряду «частушек-нескладушек». А после того, как вы справитесь с этим заданием, перефразируйте его, правильно переставив слова в предложениях.right0Солнце светит мышке в норку,Лягушонок пьёт касторку,Бедный Саша ловит мух,Зайка прыгнул под лопух,Утка спит в пустом стакане,А корова на диване,Ест Алёша камыши,Ложка крякает в тиши.Это стихотворение хорошо подойдёт для индивидуального занятия с ребёнком на этапе дифференциации свистящих и шипящих звуков и для закрепления предлогов — (В), (НА), (ПОД). Но как предложить ребёнку повторить его самостоятельно?Давайте попробуем выполнить это задание с помощью пиктограмм (Схема № 1).Теперь справиться с заданием оказалось значительно проще. А вот второй, переработанный, вариант того же стихотворения:right0Солнце светит мышке в норку,Бедный Саша пьёт касторку,Лягушонок ловит мух,Заяц прыгнул под лопух.Муха спит в пустом стакане,А Алеша — на диване,Ест корова камыши,Утка крякает в тиши. (Схема № 2)С опорой на зрительное восприятие оба этих стихотворения ребёнок сможет вспомнить и повторить сразу же самостоятельно, при этом стараясь правильно проговорить все свистящие и шипящие звуки. Сможет найти и повторить предложения с предлогами, назвать те предлоги, которые в них использовались, а само стихотворение вспомнит и перескажет даже через несколько лет.Так же интересно можно работать над рассказом или диалогом, что помогает активизировать речь, автоматизировать поставленные звуки, наработать словарь по определённой лексической теме или поработать над лексико-грамматическими категориями. А сколько интересных динамических пауз и организационных моментов можно проводить с использованием графической деятельности!Разработав картотеку динамических пауз, стараюсь применять их на каждом занятии — брать новое небольшое стихотворение для «моментального» заучивания и сопровождения речи движением. Дети с удовольствием подхватывают такие игры и каждое занятие просят проводить с новой «считалкой», как мы их называем. Темы динамических пауз должны соответствовать теме занятия или изучаемому звуку. Предлагаю некоторые из них вашему вниманию.Четверостишие и пиктограмма к занятию по лексической теме «Обувь»:Подарили ножкам новые сапожки.Вы ходите, топайте, по лужам не шлёпайте,В грязь не заходите,Сапожки не рвите! (Схема № 3)Пиктограмма к занятию по автоматизации звука (Л ).Веник пол подметал,Веник очень устал,Он забрался под стул,Он зевнул и уснул! (Схема №4)Много интересных графических приёмов можно использовать и в работе с предложением. Дети дорисовывают конец предложения, зарисовывают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, любят работать с предложениями, из которых «убежали» предлоги, или в которых «все слова перепутались». Мы рисуем предложения со словами на заданный звук, предложения со сложными прилагательными, с местоимениями. Такие виды работы замечательны тем, что оказываются занятыми все дети, нет пассивных зрителей или слушателей, работают все!

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X