Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Галак Оксана Александровна

Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Сказка» г.Томари Сахалинской областиФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ у дошкольников Автор опыта: Галак Оксана Александровна,методист МБДОУ детский сад № 7 «Сказка»г.Томари Сахалинской областиТомари, 2021СОДЕРЖАНИЕРаздел 1. Информация об опыте3Раздел 2. Технология опыта5Раздел 3. Результативность опыта9сПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ10Приложение 1. «Входная диагностика» 11Приложение 2. «Викторина» 16Приложение 3. «Анкетирование родителей» 21Сведения об авторе опыта Галак Оксана АлександровнаМБДОУ детский сад № 7 «Сказка» г.Томари Сахалинской области.Должность - методист.Педагогический стаж – 12 лет. Тема опыта «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников». В настоящее время это актуальная тема, рекомендованная Министерством Образования и Науки Российской Федерации. Условие возникновения 25 сентября 2017 года в целях формирования финансово грамотного поведения граждан, повышения уровня их финансовых знаний Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы.  В ней отмечено, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также для дополнительного образования. Актуальность опыта обусловлена необходимостью обращения к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Многие считают, что финансовая грамотность актуальна исключительно для тех, кто профессионально занимается бюджетными вопросами или работает на финансовых рынках. Но сегодня финансовая грамотность — такой же важный навык, как умение считать, читать или пользоваться компьютером. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заёмщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.Поэтому цель нашей работы  – создание системы в МБДОУ, направленной на формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников с использованием технологий эффективной социализации.Задачи:1. Подготовить научно – методическое сопровождение инновационного проекта.2.Создать условия (материально – технические, методические, кадровые), обеспечивающие оптимальные возможности для изучения вопросов в области финансовой грамотности дошкольников.3.Изучить действующее законодательство и требования к дошкольному образованию в соответствии стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023годы.4. Разработать:4.1. рабочую программу «Экономика для малышей»;4.2.методические пособия и рекомендации по итогам инновационной деятельности.5.Апробировать проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников с использованием технологий эффективной социализации».6.Обеспечить включение родителей (законных представителей) воспитанников в образовательную деятельность и мероприятия по финансовой грамотности в рамках родительского клуба.7. Анализировать работу инновационной деятельности в рамках инновационного проекта.8. Транслировать опыт работы в рамках организации муниципальных методических мероприятий и через Интернет ресурсы. Этапы работы- Организационный (предварительная работа)- Практический (реализация мероприятий)- Заключительный. Теоретическое обоснование В рамках инновационного проекта будут изучены и описаны динамика, этапы, индивидуальные подходы к финансовому просвещению детей и взрослых. Будет проанализирован индивидуально-дифференцированный подход к финансово-экономическому просвещению детей дошкольного возраста, условия повышения их уровня в условиях дошкольного учреждения. В ходе реализации этой деятельности сформируются первичные финансово-экономические представления дошкольников о категориях: «потребности», «профессии», «товар», «деньги», «семейный бюджет».Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что, к сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.Изучив данную проблему, мы пришли к выводу, что формирование финансовой грамотности дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов. В связи с этим было решено разработать и внедрить проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников. В этом учебном году наш детский сад вошёл в число садов, реализующих программу по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.На основании Распоряжения Министерства образования Сахалинской области «О деятельности региональных инновационных площадок в 2020-2021 годах» за № 3.12-1045-р от 09.11.2020 года нашему дошкольному учреждению присвоен статус инновационной площадки по теме проекта «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников с использованием технологий эффективной социализации», на базе которого организовано обучение воспитанников. Новшество инновационной площадки заключается в разработке разных форм и методов работы с детьми и родителями, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем.Нормативно – правовая база. Реализация инновационной деятельности по обучению детей финансовой грамотности осуществляется через нормативную документацию: – Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ; – «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26); – «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11. 2013 г. № 1155. Технология опыта В ходе организации работы в режиме инновационной площадки была сформирована проектная группа, в состав которой входят квалифицированные педагоги, имеющие различный опыт работы, разработано и утверждено положение об инновационной деятельности в ДОО. Для организации занятий в детском саду была преобразована предметно-пространственная среда групп: организованы уголки по финансовой грамотности, изготавливаются пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет», разработана картотека дидактических игр, подобраны серии мультфильмов и художественной литературы, совместно с родителями собрана информация для изготовления альбома об истории российских денег «Историческая лестница», в стадии завершения итоговая диагностика. Организация учебно-воспитательного процессаДетский сад первый год является базовой площадкой по обучению детей финансовой грамотности. Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому мы познакомились с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Приключение кота Белобока или экономика для малышей» Г. Н. Бириной, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь. При организации работы с детьми на начальном этапе проводилась диагностика для определения начальных знаний детей о финансовой грамотности в виде опроса. За основу была взята диагностическая методика А. Д. Шатовой «Диагностика сформированности финансово-экономических знаний и умений». Опрос проводился в трёх группах среди 60 дошкольников. Результаты мониторинга показали, что у 47 % детей финансово-экономические представления находятся на низком уровне, у 39 % дошкольников ответы соответствуют среднему уровню сформированности финансово-экономических представлений. Высокий уровень продемонстрировали 14 % обучающихся. Нами сделаны следующие выводы: многие дети старшего возраста имеют недостаточные знания о потребностях человека, о знаниях терминов «заработная плата», «продукт труда», «цена». Таким образом необходимость данных занятий стала очевидна. (Приложение 1). В работе для примера мы опирались на образовательную программу «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», на основе которой дети изучают финансовую грамотность в нашем детском саду, которая разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Изучению данной программы посвящен 1 час (25 или 30 минут) в неделю в старшей и подготовительных группах во вторую половину дня.Каждое занятие строится по следующему плану:организационный этап;просмотр развивающего мультфильма по тематике раздела, разгадывание загадок по теме;определение цели и размышления по теме;дидактические игры, сюжетно-ролевые игры или решения игровых ситуаций;подведение итогов и рефлексия.Основным видом деятельности дошкольника является, конечно, игра. Существенная особенность всех видов деятельности совместное партнерство педагога и детей, дающее свободу самостоятельной деятельности самих детей. Цель и задачи реализуются через разные виды деятельности, соответствующие данному возрасту: — игровая деятельность,— коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);— познавательно-исследовательская деятельность; — восприятие художественного образа; — двигательная форма активности ребенка.Формы, методы и средства учебно-воспитательной работыПроцесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации. - загадки по теме финансовой грамотности (дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки. 1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)8.И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).Уместной формой работы является разгадывание загадок по теме. Её можно применять на трёх возможных этапах занятия при изучении любой из тем данного раздела:- этап целеполагания,- этап активизации знаний,- проверочный этап.);- беседы (увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности - задача трудная, но решаемая); - сказки (практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»3. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?«Курочка Ряба», золото4. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. Кот в сапогах.С помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчётливость и экономность.);- словесные игры (в качестве активизации словаря по теме и развития речи на разных этапах занятия можно проводить словесную игру «Наоборот»: педагог называет слово, дети – противоположное по смыслу (дорого – дёшево, продавец – покупатель, много – мало, доход – расход и др.), «Хорошо-плохо»: педагог называет экономические ситуации, а ребенок отвечает, хорошо это или плохо (например, днем горит свет – это хорошо или плохо?; течет кран – это хорошо или плохо и т.п.) (Приложение 3);- дидактические игры («Сигнальщики», «Что дороже?», «Разложи товар», «Умелые руки», «Угадай где продаются», «Кто кем работает» и т.д.);- сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие и большие покупки», «Доставка товаров»);- организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Торговый центр», «Банк», «Кафе», «Поездка в отпуск», «Аптека»);- занятия;- совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, презентаций по финансовой грамотности, созданных для старшего дошкольного возраста («Уроки тетушки Совы», «Смешарики», «Фиксики») (Серия мультфильмов размещена на сайте ДО); - создание и включение детей в проблемно-игровые, проблемно-практические, проблемно-познавательные ситуации, позволяющие решать финансово-экономические задачи; - викторины (после изучения любой темы можно предложить детям ответить на вопросы викторины (Приложение 2) о героях сказок и мультфильмов, которые связаны с финансовыми отношениями).Работа с родителямиУспех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от совместной деятельности участников образовательного процесса: педагог – дошкольники – родители. Начиная работу по  обучению  финансовой грамотности дошкольников, мы рассказали родителям о предстоящей работе, обеспечив себя их поддержкой. Информационной работой были охвачены все родители: проведение групповых собраний, индивидуальное консультирование. Первая реакция родителей когда, услышав название «Финансовая грамотность дошкольников», многие сказали: «Это ещё зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат» и даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывали у родителей внутренний протест. В ходе встреч с родителями мы раскрыли идею и основное содержание разделов  программы по формированию предпосылок  финансовой грамотности. Очень важно доказать родителям необходимость работы по данной проблеме и их соучастие в этом процессе.С целью выявления возможности начать педагогическую работу воспитателей по финансовой грамотности детей дошкольного возраста (от 5 до7 лет) было проведено анонимное анкетирование среди родителей воспитанников старшей и подготовительных к школе групп МБДОУ детский сад №7 «Сказка». (Приложение 3). В анкетировании приняли участие 58 родителей (списочный состав групп 66 человек). На самом деле, не все родители понимают насколько важно приобщить ребёнка к финансовой культуре ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребёнка к жизни, его приспособленности к социуму. Из 100 % опрошенных родителей, 74 %, считают, что надо знакомить детей дошкольного возраста с экономикой, 26% - считают, что не надо. Для вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность, педагогами был составлен перспективный план взаимодействия с родителями. В целях плодотворного сотрудничества с семьями по решению задач полноценного и успешного развития финансовой грамотности применяем как традиционные формы повышения педагогической компетенции родителей (родительские собрания, консультации, беседы, наглядная информация), так и инновационные формы взаимодействия, обеспечивающие возможность непосредственного участия семей в образовательной деятельности ДОО и группы, поддержку их инициативы в вопросах дошкольного воспитания: родительский форум в режиме оффлайн с применением образовательных платформ, организация турнира «Финансовое путешествие» среди родителей и детей.Подводя итог, можно сказать, что все вышеуказанные формы взаимодействия с родителями поспособствуют вовлечению родителей в систему работы по финансовой грамотности детей, а эффективное использование всех приёмов, средств и методов приведёт к положительной динамике формирования финансовой грамотности по средствам игровой деятельности детей. Проводимая систематическая работа повысит эффективность работы по формированию финансовой грамотности и даст возможность добиться положительных результатов.Работа с педагогамиПри планировании работы с педагогами были проведены обучающие семинары-практикумы с целью разъяснения особенностей программы, использованию практических материалов, мультимедийному сопровождению.Для повышения уровня компетенции и погружения в реализацию проекта, педагоги принимали участие в онлайн-вебинаре «Внедрение основ финансовой грамотности в деятельность дошкольных образовательных организаций» 23 сентября 2020 года.На базе учреждения в ноябре 2020 методистом было организовано проведение мастер – класса для педагогов «Деловая игра – «Креативная экономика»» в рамках педагогического совета. Задачи мастер – класса – повысить профессиональную компетентность в планировании работы по повышению уровня финансовой грамотности педагогов, формировать умение успешно реализовывать тему финансовой грамотности дошкольников через технологии эффективной социализации.Молодым специалистом для педагогов была представлена игра по финансовой грамотности «Экономическое хозяйство Буратино» в старшей группе, где педагоги и воспитанники решали экономические задачи, проблемные ситуации. В процессе игры у детей формировались первичные экономические представления, закреплялись экономические понятия: семейный бюджет, труд, товар, потребности, деньги. В марте педагоги с воспитанниками приняли участие в XXVIII Всероссийской олимпиаде для детей дошкольного возраста «Финансовая грамотность», где победителем стала воспитанница старшей группы М.Марианна, воспитатель Шепелева Ю.К. получила благодарность за подготовку победителя.В качестве итогового контроля педагогом-психологом совместно с методистом разрабатывается диагностика. Повторный мониторинг сформированности финансовых знаний и умений у дошкольников проведём после завершения изучения курса. Проблемы. Возможно, коллегам будет интересно, с какими трудностями в инновационной деятельности по апробации программы мы столкнулись. Во первых: недостаточно активное участие родителей подготовительных к школе групп в мероприятиях проекта. Кроме того, мы столкнулись с недостаточной педагогической компетентностью малоопытных воспитателей. Педагоги со стажем, выражают только положительные отзывы о Программе с благодарностью её авторам. Молодые педагоги испытывают трудности в составлении конспектов занятий без опоры на примерные образцы.И в третьих: не хватает партнёрских связей с организациями, которые могли бы сотрудничать с нами в этом направлении. Результативность опыта будет видна после проведения итогового мониторинга сформированности финансовых знаний и умений у дошкольников. Поставленные нами цели выполняются, задачи реализуются успешно.Кроме того, обучающие занятия по финансовой грамотности позволяют активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, формировать полезные финансовые привычки. Дети бережнее относятся к игрушкам и предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения в детском коллективе. Несмотря на то, что есть небольшие проблемы, мы ставим перед собой новые задачи и намечаем точки роста через обучение педагогов на курсах повышения квалификации по теме: «Финансовая грамотность дошкольников». Организацию родительских посиделок «Родительский клуб» для повышения педагогической компетентности в вопросах формирования финансовой грамотности, где необходимо обсудить ряд вопросов. Пополнение методического обеспечения авторскими разработками педагогов. Можно считать, что опыт по формированию финансовой грамотности дошкольников в МБДОУ детский сад № 7 «Сказка» успешно реализуется. Данный опыт одобрен воспитателями, накопленные материалы будут предложены для использования в дальнейшей работе.Список использованной литературыНормативно-правовые актыСтратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, распоряжение правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-рОб утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования по ред. Н. Е. Вераксы, М., 2014. – 362 с. Учебники, брошюры, периодические изданияСущность понятий «экономическое воспитание» и «экономическая воспитанность», Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 6 (часть 2) – С. 206-210.Шатова, А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет, Вентана-Граф, 2015. – 176 с.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М, Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.Финансовая сказка: сб. авт. сказок/сост. и науч. ред. Н.Н. Куницина – Ставрополь. 2018. – 74 с.Электронные ресурсыСборник демонстрационных материалов. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сайт банка России по финансовой грамотности Финансовая культура. fincult.infoСборник методических материалов. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сайт банка России по финансовой грамотности Финансовая культура. fincult.infoЭкономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5 – 7 лет. Сайт банка России по финансовой грамотности Финансовая культура. fincult.infoПутешествие в мир финансов. Сборник занимательных задач и ребусов для детей. fincult.infohttps://krao.ru/deyatelnost/obschee-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-baza/media/filer_public/01/1f/011f5325-3255-4f1b-a47f- Приложения 1Входная диагностика перед изучением курса по финансовой грамотностиЦель: провести диагностику сформированности первичных представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.Форма проведения: индивидуально-групповая.Диагностические средства: чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение.Оборудование:– карточки с изображением потребностей;– картинки с изображением представителей различных профессий;– карточки с изображением предметов и денежных знаков;– мешочек с деньгами (монеты и банкноты);– маркеры.Диагностикурекомендуетсяпроводитьвдваэтапа:1этап–групповой: предварительное чтение сказки в свободное время; 2 этап –индивидуальный: чтение элементов сказки и выполнение заданий по блокам.Организация детской деятельности– Здравствуйте, ребята! Я хочу познакомить вас с необычным котом, его зовут Белобок, он будет приходить к вам на занятия и рассказывать увлекательные истории из своей жизни. Сегодня мы с вами прочитаем первую сказку про кота Белобока. Слушайте очень внимательно, потом мы будем отгадывать загадки, рисовать и выполнять много интересных заданий.Воспитатель читает детям сказку про кота Белобока.Жил-был на белом свете кот Белобок. Вы думаете, он был белым и пушистым? Нет, Белобок – кот черный, с зелеными глазами, белыми носочками на передних лапах и белым пятном на боку. Жил кот, не тужил. Хозяев своих воспитывал: требовал, чтобы гладили ласково спинку, за ушами почесывали нежно, чтобы еды полная миска была и его кресло никто не занимал. Зажмурив глаза и тихонько урча, грелся Белобок на солнышке на балконе, лапкой пытался пролетающих птичек ловить. Уж очень раздражали птахи ленивого кота своим чириканьем; летают туда-сюда, как будто других дел у них нет. То ли дело у Белобока – ни минуты свободной. О диван хозяйский когти поточить надо, землю из цветочного горшка разбросать по комнате, рыбьим хвостом поиграть, а потом спрятать его в спальне, под подушкой, пусть хозяин с хозяйкой находке порадуются. Устанет Белобок от дневных забот, дремлет перед телевизором, размышляет, что бы такое назавтра придумать, чем хозяев удивить и самому порадоваться.так день за днем. Обленился кот, растолстел, трудно ему стало с боку на бок переворачиваться. Даже мысли о разных проделках приходили в его голову все реже и реже. Еда, потом сон, сон да еда. И так изо дня в день. И ничего нового, интересного с Белобоком не случается. Хозяева по струнке ходят, все желания кота выполняют. Но разве это жизнь? А за окном солнце светит, голуби воркуют и воробьи чирикают о том, что недалеко от города, в лесу, странные события происходят. Зверье объединилось в лесное братство, никто никого не ест, живут все дружно, каждый делает все, что умеет. Как грибы после дождя, появились в лесу магазины, мастерские разные, даже банк открылся. Подумал кот и решил пойти в лес, своими глазами все увидеть. Хоть и жалко ему было хозяев, но и свою жизнь надо устраивать самостоятельно.Белобок выскользнул через приоткрытую дверь и был таков… После прочтения отрывка сказки организуется беседа по вопросам.I-й блок– Что было нужно коту Белобоку для счастливой жизни в семье?У ребят на столах карточки с изображением потребностей.Дети рассматривают карточки с изображением потребностей (желаний) кота и называют их.– Что из этого является жизненно важным, а без чего можно обойтись?Дети раскладывают карточки на две группы.II-й блок– Какие занятия были у кота Белобока, когда он жил в семье?Дети называют.– Можно ли сказать, что он был занят трудом?– А какую деятельность можно назвать трудом?Воспитатель демонстрирует картинки с изображением представителей различных профессий.– Каким трудом занимаются люди, изображенные на картинках?– Знаете ли вы название этих профессий? Перечислите их.После выполнения заданий, воспитатель зачитывает следующий отрывок из сказки.«Вот она, долгожданная свобода!» – воскликнул Белобок, подойдя к лесной опушке. Он уже не раз наведывался к своим лесным собратьям и знал, что в лесу многое изменилось. По дороге попалась ему мышка, кот поймал ее, но не для того, чтобы съесть (Белобок принципиально не ел мышей, существует же более приличная еда). «Пригодится, – подумал Белобок, – поменяю на что-нибудь нужное в хозяйстве». Так, с охотничьим трофеем в зубах, Белобок вступил в лесное царство. А навстречу ему уже спешит Лиса Рыжий хвост. Увидала у кота мышку, облизнулась и говорит: «Ну, здравствуй, кот, давненько мы тебя не видели. Как поживаешь?» Сообразил Белобок, что на самом деле интересно Лисе, хотел было ответить вежливо, но вовремя опомнился, хвостик мышки был зажат у него в зубах. Взяв мышку в лапы для надежности, кот поприветствовал Лису и спросил о ее здоровье. И в ответ услышал, что Лисе плохо живется, лесные жители не разрешают ей мышей ловить. Дескать, они тоже наши лесные братья. А охотиться в поле она не может, слишком заметна ее рыжая шубка, сама может стать добычей для охотников. Посочувствовал ей кот, но и о себе не забыл. Рассказал, что ушел из дома, ищет в лесу жилье. «Есть у меня одно дупло на примете – купи его у меня», – предложила Лиса. «Что значит купить?» – спросил удивленный Белобок. Как дарить или обменять, он знал. Но как покупать? Что для этого нужно делать? Белобок растерялся.III-й блок– А вы, ребята, знаете, что значит купить? Подскажите Белобоку!– Что нам необходимо, чтобы делать покупки? (Что мы носим в кошельке?)– Как вы думаете, в чем отличие покупки от подарка?– Что мы покупаем в магазинах и на рынке?– Как одним словом можно это назвать?Игра «Угадай: что в мешочке?».Детям предлагается ситуация: кот Белобок гулял по лесу и нашел волшебный мешочек. Воспитатель показывает мешочек, дети на ощупь определяют по очереди, что лежит в мешочке. Воспитатель показывает, что находилось в мешочке на самом деле (монеты и банкноты).IV-й блокОрганизуется обсуждение, в ходе которого выясняются представления детей о том, для чего нужны деньги, о достоинстве банкнот, умении считать и сравнивать деньги разного номинала.– А вы знаете, для чего нужны деньги?– Что можно купить за деньги, а что нельзя?– Какие бывают деньги?(Бумажные, монеты, валюта разных стран.)Для выяснения представлений детей о достоинстве денег воспитатель проводит игровое упражнение «Что сколько стоит?». Детям раздают карточки, на которых изображены товары и деньги разного номинала (банкноты, монеты), им предлагается соотнести товары с тем количеством денег, которое за них нужно отдать. Дети при помощи маркера отмечают соответствия.V-й блокКарточки остаются на столах, воспитатель использует их для обсуждения следующих вопросов:– Сможешь ли ты купить что-то из изображенных предметов?– Почему?– Где ты сможешь взять деньги?– Откуда появляются деньги в семье?– На что можно потратить заработанные деньги?– Из чего складываются общие деньги семьи?Воспитатель называет действия, а дети определяют, больше станет денег в семье или меньше в каждой конкретной ситуации.Покупка хлеба в магазине – …Оплата коммунальных услуг – …Папа получил премию – …Дедушка выиграл в лотерею – …Поездка на море – …Ремонт квартиры – …Продали яблоки с дачи – …Бабушка получила пенсию – …Покупка игрушки – …После выполнения заданий воспитатель продолжает знакомить детей с содержанием сказки.Давай поступим так, – предложила Лиса Белобоку.– Есть у меня большое дупло на примете, – проговорила она, выразительно поглядывая на мышку. – Я показываю тебе новый дом, где ты сможешь укрыться от дождя и холода, а ты отдаешь мне мышь.Белобок призадумался:– Если мышка для Лисы так желанна, то, может быть, за нее можно выпросить гораздо больше: пусть Лисонька поможет ему обустроиться на новом месте, расскажет о лесных обычаях, даст полезные советы. Стоит подумать над этим, тем более, что кроме мышки, у него ничего нет. А Лиса в нетерпении помахивает кончиком хвоста, переступает с лапы на лапу, словно торопит кота, мол, не жадничай, решайся. Но кот оробел, в первый раз он делает самостоятельный выбор, от которого зависит его дальнейшая жизнь в лесу. Кот покрутил лапкой ус и…– Дай мне посмотреть твою добычу, – вдруг попросила кота Лиса, ей надоело ждать. И у нее уже созрел коварный план, недаром в лесу она слыла плутовкой.«Да это и не мышка вовсе, – воскликнула Лиса, – а так, маленький мышонок, в нем и мяса-то нет, один хвостик, – запричитала она. Удивленный такой несправедливостью, кот разжал лапы, и мышка вырвалась на волю. «Держи ее, лови ее», – разом закричали Лиса и Белобок. «Что это вы тут делаете?» – услышали они грозный голос главного стража порядка в лесу – Волка: «Опять ты, Рыжая, ловить мышей вздумала?» «Что ты, что ты, Серый,– оправдывалась Лиса. – Этот малыш случайно потерялся, и мы вместе с котом решили отнести его к мамаше, но он, глупый, от нас удрал».«Чем лесные законы нарушать, за мышами охотиться, – строго предупредил Волк, – лучше занялись бы полезным делом».– Мне жить негде, – пожаловался кот. «Сначала можно пожить в дупле, осмотреться, познакомиться с соседями, найти себе дело по душе, – с важным видом проговорил Волк. – А потом, как только освоишься, станешь достойным лесным жителем, всем миром построим тебе настоящий дом и справим новоселье». Тут Белобок размечтался.– Стоп, – вдруг сказал самому себе кот, – мечты мечтами, а дупло где найти? – прокричал он уже в спину удаляющегося Волка.«Тоже мне проблема, – усмехнулся страж порядка, – выбирай любое дупло и живи сколько хочешь». «И много свободных?» – осторожно поинтересовался кот. «Да как деревьев в лесу», – ответил Волк. Только теперь понял Белобок коварство Лисы. Воспользовалась Лисонька его наивностью, незнанием жизни леса и его обитателей. Да, трудно будет ему, новичку, в лесном царстве. Но делать нечего, нужно искать жилплощадь, да и запали ему в душу слова Волка о собственном деле. «Что это такое? Эх, без Лисы тут не обойтись», – подумал кот. А Лиса Рыжий хвост как почувствовала сомнения кота. «Пригожусь я тебе, Белобок, еще как пригожусь», – пообещала она.Свободное дупло нашлось почти сразу же: невысоко над землей, просторное, теплое – живи, не горюй. Воспрянул духом кот. Жизнь-то налаживается.После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими критериями оценивания.Высокий уровень (13–15 баллов): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.Средний уровень (9–12 баллов): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.Низкий уровень (8 и менее баллов): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.Уровень экономических знаний ребенка определяется с учетом успешности выполнения всех заданий. Успешность выполнения заданий оценивается по трехбалльной шкале:3 балла – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с заданиями.2 балла – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с помощью педагога.1 балл – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется. Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе(Приложение № 4).Уровни финансовых представлений ребенка в соответствии с полученными в ходе диагностики баллами:13–15 баллов – высокий уровень9–12 баллов – средний уровень8 и менее баллов – низкий уровень.Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних показателей по каждому разделу (категории). Средние показатели уровня финансовых представлений по разделам высчитываются путем сложения баллов, полученных каждым ребенком (от 1 до 3 баллов) по отдельной категории («Потребности», «Труд», «Товар», «Деньги», «Семейный бюджет») и деления этой суммы на количество детей. Таким образом, получается средний балл по каждому разделу.Приложения 2Познавательная викторина по финансовой грамотности для старших дошкольников Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений; развитие экономического мышления; закрепление основных экономических понятий.Вид викторины: «Вопрос – ответ»Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)1. Доскажите словечко:Ответ: 2. Вот загадка, дай ответ, знаешь слово или нет? А) Копилка Б) КошелёкВ) Банк Г) Сумка 3. Что можно купить за деньги? А) Месяц Б) РадугаВ) Мяч Г) Солнце4. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?А) Сто долларов Б) Сто евроВ) Сто друзей Г) Сто мячей5. Как вы считаете, как называется сделка, когда папа Карло меняет свою куртку на азбуку для Буратино? А) Приход Б) УслугаВ) Бартер Г) Баланс4453890222250006. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт... А) Менеджер Б) КассирВ) Банкир Г) Продавец7. Назовите любимый детьми продукт, о котором экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? А) Картофель - фри Б) Кириешки В) Чипсы Г) Крекеры8. Продолжите пословицу: А) Бережёт Б) КрадётБ) Раздаёт Г) Куёт9. Организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их в долг, называется: А) Ломбард Б) ХранилищеВ) Музей Г) Банк 10. Как называется денежная единица США? А) Доллар Б) Фунт стерлинговВ) Франк Г) Рубль40062152590800012. Её дают и предлагают, точней всего на рынке знают.А) Плата Б) СкидкаВ) Цена Г) Такса13. Вставьте словечко в стихотворение Н. Кнушевицкой. А) Остаток Б) СдачуВ) Долг Г) Чек14. Монеток набери сто штук, что получилось милый друг?35109155016500А) Копейка Б) Банкнота В) Рубль Г) Монета Тратьте деньги с умом! Приложения 3Анкета для родителей«Экономическое воспитание»Уважаемые родители!В нашем детском саду проводится анкетирование с целью определения, заинтересованности родителей в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков экономического воспитания. Просим Вас откровенно ответить на следующие вопросы:1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?ДаНет2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?ДаНет3. Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку?ПоложительноОтрицательно4. Должны ли иметь карманные деньги дети дошкольники?ДаНет5. Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе?ДаНет6. Как ребенок относится к труду?Охотно принимается за делоНеохотно берется за дело7. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?ДаНет8. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?Да Нет9. Знают ли дети профессии родителейДаНетСПРАВКАС целью выявления возможности начать педагогическую работу воспитателей по финансовой грамотности детей дошкольного возраста (от 5 до7 лет) было проведено анонимное анкетирование среди родителей воспитанников старшей и подготовительных к школе групп МБДОУ детский сад №7 «Сказка».В анкетировании приняли участие 58 родителей (списочный состав групп 66 человек) Результаты показали следующее:1. На вопрос – «Нужно ли детям рассказывать о деньгах?» - 52 человек –положительно- 6 – отрицательно2. Как Вы думаете, нужно ли детей знакомить с экономикой?- 43 родителей ответели в «да»- 15 – «нет»3. Как вы относитесь к желанию ребёнка иметь копилку?- 49 – положительно- 9 – отрицательно4. Должны ли дети старшего дошкольного возраста иметь карманные деньги?- 11человек ответили – да- 47 – нет5. Замечаете ли Вы у ребёнка интерес к домашней работе?- 35 – ответили «да»- 23 – «нет»6. Как Ваш ребёнок относится к труду?- 39 человека ответили «охотно принимается за дело»-19 – ответили «неохотно берётся за дело»7. Имеет ли ребёнок постоянные обязанности дома?- 37 – ответили «да»- 21 – «нет»9. Участвует ли ребёнок в процессе планирования предстоящих покупок?- 12 – ответили «да»- 46 – «нет»10. Знают ли дети профессии родителей?- 51 – ответили «да»- 7 – «нет»Вывод: из 100 % опрошенных родителей, 74 %, считают, что надо знакомить детей дошкольного возраста с экономикой, 26% - считают, что не надо.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X