Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Хакимуллаева Наиля Нагимовна

Авторская дидактическая игра «Расшифруй слова» как дополнительное средство в предупреждении нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Авторская дидактическая игра «Расшифруй слова» как дополнительное средство в предупреждении нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Хакимуллаева Наиля Нагимовна, учитель-логопед МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» городского округа ТольяттиОдним из приоритетных направлений развития образовательной системы на современном этапе является создание равных стартовых условий для образования будущих школьников.В последние годы заметно увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе, но одной из самых частых проблем является нарушение письма и чтения. В большей части это объясняется упущениями в дошкольном возрасте, особенно это актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи.На становление речи человеку отводится короткий промежуток времени - дошкольный возраст, но именно в это время создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого, языкового и общего развития ребёнка.Но формирование только речевых компонентов недостаточно. Коррекционно-развивающая деятельность направлена еще и на развитие внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т. е. тех функций и качеств, без которых невозможны полноценные речевое поведение и речемыслительная деятельность, а также переход на новый качественный уровень речевого и интеллектуального развития - овладение письменной речью. Таким образом, решением проблем дисграфии и дислексии у детей является профилактика. Все направления работы по предупреждению предпосылок дисграфии и дислексии необходимо включать в повседневные занятия с дошкольниками старшего дошкольного возраста. Но не всегда коррекционно-развивающая работа бывает эффективной. Становится очевидной необходимостью поиск новых путей, форм и средств логопедического воздействия, позволяющей оптимизировать процесс коррекции и расширить спектр традиционных подходов к устранению недостатков речи.Нами предпринята попытка разработки и представления игры «Расшифруй слова».Внимание – это одна из важнейших психических функций, без которой результативное обучение ребёнка практически невозможно! Используя игры и упражнения на развитие переключаемости и концентрации внимания в работе с детьми, мы закладываем фундамент для успешного усвоения ими любого материала. Ребенку очень важно научиться переключать внимание с одного объекта на другой. Это поможет избежать в дальнейшем ошибок при выполнении различных заданий на уроках в школе. Цель: разработка дидактической игры для закрепления навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи через развитие концентрации и переключаемости внимания, памяти, словесно-логического мышления.Задачи: - формировать умение расшифровывать слова, где буквы кодированы значками;-развивать умение переключаться с одного объекта на другой;- закреплять знание букв русского языка;-способствовать развитию фонематического восприятия и звуко-слогового анализа слов;-совершенствовать навык чтения и печатания слов;Практическая значимость игры в том, что она является дополнительным материалом для развития и закрепления навыков чтения и письма в образовательной и свободной деятельности детей. Стоит подчеркнуть, что практическую ценность подтверждает апробация представленной разработки на базе МАОУ детского саду 210 «Ладушки» городского округа Тольятти и показала ее эффективность.НовизнаВ логопедической практике используются различные похожие пособия, но они достаточно разрознены, задания не на все буквы или задания даны без наглядного материала. Поэтому мы попытались разработать свою версию игры: составили задания со словами на все буквы алфавита(кроме йотированных Я, Е, Ё, Ю и Ь,Ъ), усложнили добавочными заданиями по развитию фонематического восприятия, звукового и слогового анализа.Развивающая настольная игра «Расшифруй слова» поможет вашему ребенку читать и печатать слова весело и непринужденно. С помощью игры можно помочь освоить буквы русского алфавита; научить складывать буквы в слова, логически и ассоциативно мыслить. Задания послужат отличным тренингом в развитии памяти, произвольного внимания - залога успеваемости в школе Вашего ребенка, а также гарантировать, что игра станет отличной базой грамотности будущего ученика. Увлекательные занятия в домашней обстановке будут необременительны для ребенка. Кому адресована игра Игра подходит для совместных занятий детей 6 - 8 лет и взрослых (педагогов и родителей). На первых этапах знакомства с игрой и в случаях, когда дети ещё в недостаточной степени владеют грамотой, участие взрослых необходимо. Более взрослые или продвинутые дети могут играть самостоятельно.Правила игрыВместе с ребенком рассмотрите игровое пространство. На одном листе задания с определенной изучаемой буквой. Вначале идет название темы - подсказка для взрослых («Шифровка» А - все слова подобраны с буквой А и т.д.) ниже дана инструкция, потом идут картинки-подсказки, далее таблички - в верхних клеточках значки, а под ними пустые клеточки для вписывания расшифрованных букв слова. В нижней части страницы идет таблица – ключ с зашифрованными буквами алфавита.Попросите ребенка вписать в пустые клеточки буквы в соответствии со значками, изображенными в таблице - подсказке в нижней части листа. Далее ребенок прочитывает расшифрованное слово, соединяет картинку с соответствующим словом. После расшифровки всех четырех слов, ребенок называет общий звук во всех словах и определяет место этого звука и количество слогов. Этот материал может использоваться с творческим продолжением: дети сами могут зашифровывать слова, а далее и предложения.Достоинства данной игры: отгадывая зашифрованные вами слова и самостоятельно записывая буквы, ребенок тренирует навыки письма и совершенствует грамотность. Следите, чтобы ребенок правильно выбирал буквы на игровом поле и безошибочно их записывал.Ожидаемые результаты: ребенок может соотнести значки и назначенные им буквы и прочитать зашифрованные слова, выполнить звуко-слоговой анализ.Пример.«Шифровка» ОЗамени значки буквами и прочти слово. Соедини линией картинку со словом. Какой одинаковый звук встречается во всех словах? Определи место звука и количество слогов в слове. АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ◯Список литературы 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2000. 2. Андреева Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР (III-IV ур.) // Шк. логопед. – 2008. – № 1. 3. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: "Российское психологическое общество", 1998. 4. Ахутина Т.В. Письмо и чтение трудности обучения и коррекции. –М.: Воронеж , 2001. 5. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. – М.: ВЛАДОС, 2003. 6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977. 7.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2004 8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. 9. Жинкин Н. Механизмы речи. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958 . 10. Земляченко М. В., Кутергина Т. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч.конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. 63 11.Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод, пособие / А. Н. Корнев. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 128 с.— (Библиотека логопеда-практика).12.Корнев А.Н. Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии / А.Н. Корнев. – М.: Просвещение, 1997. 13. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). – СПб.: Изд-во «МиМ»; 1997. 14. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод.пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 15. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. И.Н. Садовникова /– М., 2003.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X