Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Абдрахманова Надежда Александровна

Профессиональные умения педагога, необходимые для работы по развитию звуковой культуры речи обучающихся

скачать документ

Вернуться назад

«Профессиональные умения педагога, необходимые для работы по развитию звуковой культуры речи обучающихся»Автор статьи: Абдрахманова Надежда Александровна, старший воспитатель МКДОУ «Рябинка»ВведениеВ соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие ребенка включает владение речью в качестве средством общения и культуры. Звуковая культура речи - это достаточно понятие широкое, которое включает орфоэпическую и фонетическую правильность речи, а также выразительность ее и четкую дикцию. Значимость формирования звуковой культуры речи в дошкольном возрасте было рассмотрена и доказана многими исследованиями и на настоящий момент не вызывает сомнений. Процесс развития звуковой культуры предполагает: формирование у ребенка правильного звукопроизношения и словопроизношения, орфоэпически правильной речи, ее выразительности; правильной дикции; культуры речевого общения; восприятия речи. Дошкольники овладевают преимущественно звукопроизношением, однако в фонетическом отношении их речь еще несовершенна. Современная ситуация, сложившаяся в системе дошкольного воспитания и обучения детей показывает, что число дошкольников, которые имеют некоторые отклонения в речевом развитии, постепенно растет. Данные дети составляют базовую группу риска по неуспеваемости в школе, особенно при овладении навыками письма и чтения. В связи с этим дошкольном возрасте следует проводить в ДОУ целенаправленную систематическую работу по осуществлению воспитания звуковой культуры речи, так как культура речи - это умение ребенка правильно, то есть в соответствие с содержанием излагаемого ребенком, непосредственно с учетом условий речевого общения, а также цели высказывания, правильно использовать все языковые средства.Важным является тот факт, что звуковая культура речи выступает в качестве составной части речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею непосредственно в процессе общения с окружающими людьми. При этом достаточно большое влияние на формирование звуковой культуры речи детей оказывает именно педагог. Профессиональные умения и навыки, которыми обладает педагог, в большей степени влияют на воспитание звуковой культуры речи детей.1 Педагог как субъект педагогической деятельности В современном мире, в постиндустриальное время, к уровню образованности педагога предъявляют все более высокие требования. Главным требованием в данное время является четкость социальной и профессиональной позиций ее обладателя. Именно в ней педагог выражает себя как субъекта педагогической деятельности. Позиция педагога – это система волевых, интеллектуальных, эмоционально-оценочных отношений к миру, а также существенных педагогических действий, которые являются источником его активности. Важно отметить, что позиция педагога определяется двумя сторонами: требованиями и ожиданиями со стороны общества и со стороны личных источников активности самого педагога [3]. Важно отметить, что в позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Социальная позиция педагога формируется на основе системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые формируются в учебно-образовательном процессе. Во время прохождения профессиональной подготовки, происходит становление мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии, к ее целям, задачам и средствам. В дальнейшем мотивационно-ценностное отношение проявляется в педагогической деятельности и выражает ее профессиональную направленность [2]. Важно отметить, что на выбор профессиональной позиции влияют различные факторы. Например, одними из них могут быть профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент, характер. Ительсон И.Б. дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:– информатора, педагог ограничивается сообщением требований, норм; – друга, педагог стремится проникнуть в душу ребенка, войти в доверие; – диктатора, педагог внедряет нормы и ценностные ориентации в сознании воспитанников; – советчика, педагог использует осторожное уговаривание, дает советы; – просителя, педагог уговаривает или просит воспитанника быть таким, «каким надо»; – вдохновителя, педагог стремится увлечь, заинтересовать воспитанника различными целями, задачами. Каждая из данных позиций может дать как положительный, так и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Например, установлено, что несправедливость и произвол дают отрицательные результаты, а играть ребенку превращает его в маленького диктатора или кумира. Важно отметить, что в учебных мероприятиях необходимо действовать объективно и поощрять инициативу детей.Из данной информации и вытекают особенности профессионально-обусловленных требовании к деятельности педагога. Профессиональная готовность и педагогическая деятельность определяют профессионально-обусловленные требования. В профессиональную готовность входят психологическая, психофизиологическая и физическая готовности. А в педагогической деятельности необходимо учитывать научно-теоретические и практические знания, умения, навыки. Это все определяет основу профессионализма педагога [1]. В настоящее время выделяют три основных требования к педагогической деятельности – это общегражданские качества, качества, определяющие специфику профессии педагога, специальные знания, умения и навыки. Щербаков А.И. относит дидактические, перцептивные, коммуникативные, конструктивные, экспрессивные, организаторские способности к числу одних из главных. Они определяют качество педагогической деятельности. Также он отмечает, что в психологическую структуру личности педагога должны входить общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки [4]. К практическим умениям и навыкам относит общепедагогические: информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные; общетрудовые: конструктивные, организаторские, исследовательские; коммуникативные: умение общаться с людьми разных возрастных категорий; самообразовательные: систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации. Педагог – это не только профессия, это миссия и призвание. В этой связи цель педагогического образования – это непрерывное общее и профессиональное развитие, которое характеризуется следующими пунктами: –любовь к детям, подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать в коллективе; – высокий профессионализм, инновационный стиль в профессиональной деятельности, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; – потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; – физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность, стрессоустойчивость. В структуре личности педагога главную роль занимает профессионально-педагогическая направленность. Она включает в себя интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Процесс формирования личности педагога как субъекта педагогической деятельности обусловлено следующими условиями: - изучение проблем педагогического образования на основе связи раз личных методологических подходов; - ориентация содержания педагогического образования на методологи чески значимые, знания, обеспечивающие обнаружение связей между различными явлениями и сторонами педагогической действительности; - обобщенное и адекватное отражение в проектируемых педагогических дисциплинах идей, логики и структуры процесса формирования личности педагога как субъекта педагогической деятельности; обеспечение преемственности и взаимодополняемости учебно-познавательной, имитационно-моделирующей и профессионально-педагогической деятельности; - определение содержания и сложности предлагаемых заданий для детей; опора на «зон1у акту1ального педа1гогического разв1ития»; обеспече1ние сотр1удничества в1сех субъект1ов професс1ионального об1разования, их пра1ва на со1бственную позиц1ию; - использование педагогических средств в целях актуализации в образовательном процессе поведенческой, эмоционально-нравственной, интеллектуально-духовной сферы личности педагога, представления теоретических и практических задач, раскрывается механизм перевода нормативной педагогической деятельности в творческую, индивидуальную. [7]Педагог решает установленные задачи, поддерживает инициативу детей, организует диалогическую связь, корректирует свои планы, адаптированные к реальным условиям.Таким образом, современный педагог должен хорошо ориентироваться в различных областях науки, иметь высокий профессионализм, любить детей и желание работать. Он должен также быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, выделять ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.2 Система работы по развитию звуковой культуры речи у дошкольниковПолноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения в школе. Поэтому работе по исправлению дефектов речи следует уделять большое внимание. Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Для осуществления этой задачи необходимо, чтобы все воспитатели детских садов включились в речевую работу в борьбе за чистую правильную речь детей. Такая работа должна проводиться как на занятиях, так и индивидуально, в повседневной жизни.Прежде чем приступить к занятиям, по развитию правильного произношения, необходимо предварительно обследовать детей. С этой целью воспитатель с начала каждого учебного года должен в течение 2-3 недель изучить речь детей.Для обследования речи детей дошкольного возраста необходимо использовать предметные картинки, в названии которых нужный звук есть в начале, середине и конце слова. После обследования речи детей следует провести систематизацию индивидуальных карточек обследования, а именно, объединить в группы с похожими звуками для индивидуальной работы. Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов:1 Обследование речи и произношения ребенка.2 Развитие правильной артикуляции.3 Закрепление правильного произношения в повседневной жизни.4 Развитие фонематического восприятия.5 Навыки звукового анализа предложения и слова.Развитие правильной артикуляции звуков.Для выработки правильного произношения звуков, нужно уметь наглядно показать ребенку артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Звуки преподносятся детям в виде разных песенок, которые поет веселый язычок. Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией дается в форме сказок о Веселом язычке. В этих сказка полость рта называется домиком язычка, кончик языка - хвостиком, твердое небо - потолком, Нижние зубы- крылечком,верхние зубы - дверкой, а выдыхательная струя - ветерком. Положительная, эмоциональная окраска каждого урока и использование игровой формы во время занятий являются основными требованиями к речевым классам. [6]Закрепление правильного произношения.Процесс закрепления правильного произношения требует длительной тренировки. Процесс фиксации правильного произношения нового звука в разговорной речи начинается с произношения звука в слогах и начале слова. Сложные упражнения должны быть даны детям в виде чистоговорок. Затем мы переходим к произношению звука в словах и предложениях. Дидактический материал - это изображения со словами на этом звуке. Воспитатель следит, чтобы ребенок говорил медленно, четко и громко, правильно артикулируя звуки.Для закрепления звуков в речи даются рассказы, которые составлены так, что в них входит много слов на данный звук.Большое значение имеет и проговаривание, т. е. повторение за воспитателем слов и предложений.Для закрепления звуков в речи можно использовать и речевые игры. Во время речевых занятий важно следить за тем, чтобы дети говорили четко и грамотно.Развитие фонематического восприятияРабота по развитию фонематического восприятия проводятся в следующей последовательности:Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).Различие изолированных звуков, связанных с конкретным образом.Узнавание звука в слове.Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине слова).Различие на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции.Придумывание слов на определенный звук. [8]При проведении фронтальной работы необходимо, ориентироваться на речь большинства детей данной группы. Проработке тех звуков, которые большинство детей произносят правильно, можно уделить меньше времени. С ребенком, который неправильно произносит звук, надо проводить индивидуальные занятия.В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:• развитие слухового внимания•формирование правильного звукопроизношения•выработка правильного речевого дыхания,•умелое использование компонентов интонационной выразительности.Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи. [11]Развитие слухового восприятия Правильное воспроизведение речи обеспечивается за счет наличия физического слуха.Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и правильно передавать все стороны звучащей речи.Речевой слух включает следующие компоненты:•фонематический слух•восприятие темпа речи и голоса,•ритмический слух.Фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы, различать слова близкие по звучанию.Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей производить звуковой анализ и синтез слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.Восприятие темпа речи и громкости голоса — способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.Ритмический слух — способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.Воспитатель учит внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, различать звуки речи в словах; отличать одни звуки от других, улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.); правильно пользоваться интонацией, сравнивать свою речь с речью окружающих; контролировать собственное речевое высказывание.Правильное звукопроизношение. Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи.Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей. Учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.Речевое дыхание. Речевое дыхание - это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. В процессе речи выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.Неправильное речевое дыхание нередко является причиной позднего или неправильного усвоения звуков. Задача воспитателя - научить пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития, в младших группах детского сада, необходимо проводить подготовительную работу. Учить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая точной силы выдох.Интонационная выразительность речи. Интонация - является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям.Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.•Мелодика - движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз;•Темп - скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.• Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.•Пауза - временная остановка в речи. •Сила голоса - изменить громкость речи в зависимости от содержания инструкции.•Логическое и фразовое ударение - выделение голосом отдельных слов (группы слов).•Тембр - эмоционально-экспрессивная окраска речи; с ее помощью можно выражать чувства радости, досады, печали и т. п. [4]Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр - все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия. [13]Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.3 Профессиональные умения педагога, необходимые для работы по развитию звуковой культуры речиСущность педагогического мастерства педагога заключается в качествах личности самого педагога, его позиции, способности управлять деятельностью на высоком профессиональном уровне. Однако несмотря на высокий уровень психолого-педагогических знаний и методическое мастерство, достичь больших успехов в учебно-воспитательной работе можно при условии владения культурой речи, которая является одним из важнейших компонентов педагогического мастерства.К профессиональным умениям педагога относятся следующие компоненты: педагогическая культура; педагогические умения и способности; профессиональная компетентность педагога; речевая культура преподавателя; педагогическое взаимодействие, умение управлять собой; педагогическое общение и этика; психолого-педагогические знания. «Словосочетание «культура речи» (синоним речевая культура) применяется в настоящее время в русскоязычной литературе в трех значениях: 1) культура речи – это, прежде всего, такие признаки и свойства, совокупность и система которых говорят о коммуникативном совершенстве речи; 2) совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения; 3) область лингвистических знаний о культуре речи как совокупности и системе ее коммуникативных качеств [1, с. 8]. В Педагогическом энциклопедическом словаре культура речи определяется как «владение нормами устного и письменного литературного языка – правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи [3, с. 130]. В настоящее время бесспорным является признание профессиональной деятельности педагога как сферы повышенной речевой ответственности. Современному педагогу необходимо владеть речевой культурой и формировать у обучающихся образцовое речевое поведение. В связи с этим речь педагога должна быть эталоном, так как именно через воздействующее слово педагог приобщает детей к богатствам духовной культуры человечества, развивает историческую память народа. Культура речи – это часть общей культуры человека, а педагог является носителем знаний и культуры общества, следовательно, владение речевыми средствами воздействия – это его важнейшее профессиональное качество. Речевая деятельность в учебно-воспитательном процессе создает условия для стимулирования и проявления речевой активности воспитанников. Подготовка детей к школе во многом определяется степенью их речевого развития. Лишь овладев необходимым уровнем речевой подготовки, понимания речи, можно полноценно усвоить знания, развить необходимые для конкретной специальности умения и навыки. Еще Л.С. Выготский считал речевую деятельность фундаментальной и видел в ней огромные возможности развития личности, сознания и всех познавательных процессов. Культура речи – широкое и многокомпонентное понятие, составляющими которого являются правильность соблюдения норм литературного языка (грамматики, ударения); простота и ясность изложения; выразительность речи. Рассмотрим подробнее компоненты речевой культуры с целью выяснения их роли в воспитательном процессе ДОУ. Для совершенствования культуры речи, решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Выделяют следующие разновидности норм в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: - орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; - орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; - лексические (словоупотребление), словообразовательные и синтаксические – нормы грамматические, проявляющиеся в устной и письменной речи [2].Грамотность построения фраз дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность и логическую последовательность, которая проявляется в смысловом сцеплении единиц языка и речи в соответствии с законами логики и мышления. В культуре речи выделяются две стороны: правильность речи и речевое мастерство. Правильность речи является одним из главных ее коммуникативных качеств, так как именно она обеспечивает ее понятность, отражает уровень знания языка и образованности в целом. О правильности мы говорим при овладении литературной речью и ее нормами, где речь оценивается, с точки зрения, как правильная (норма) или неправильная (ошибка). Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя считать культурной. Однако правильность – это лишь первая ступень речевой культуры, так как можно говорить правильно, но однообразно и монотонно. Подлинная речевая культура непременно характеризуется выразительностью. Правильность речи является, в сущности, предметом школьного обучения, где происходит привитие навыков правильной речи. Речевое мастерство – это умение выбирать из возможных вариантов наиболее подходящий для выражения своей мысли, соблюдая при этом языковые нормы. Только владеющий речевым мастерством педагог может просто, ясно, доступно и точно донести до учащихся новую информацию [15].Следовательно, вторая составляющая культуры речи педагога – простота и ясность изложения. Ее критерием является доходчивость и доступность. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания воспитанниками форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что воспитанники не сумеют понять мысль, высказанную педагогом или усвоить новый учебный материал. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым излагаемый материал основывается на образности, ясности мышления педагога, его умении привести для пояснения жизненные примеры. Для простоты и ясности изложения воспитателю необходимо также помнить и о таких качествах речи, как точность и чистота. Критерий точности речи – ее соответствие мыслям говорящего, правильный отбор для адекватного выражения содержания высказывания. Критерий чистоты речи – отсутствие чуждых литературному языку элементов, например, диалектных слов, просторечной лексики, жаргонных и узкопрофессиональных слов, а также уместность использования в речи определенных языковых средств в ситуации речевого общения. Помимо правильности вторым условием культурной речи является владение выразительными средствами и умение использовать их в зависимости от ситуации общения. Выразительность речи помогает поддерживать внимание и интерес педагога и воспитанников, способна передать огромное количество оттенков мысли. Она достигается как уместным и умелым употреблением лексики разных стилей, подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи – интонации, тона, темпа, пауз, динамики звучания голоса и дикции [6].Интонация – повышение или понижение тона – придает эмоциональную окраску словам и фразам, вследствие чего воздействует не только на чувства учащихся, но и на их сознание. В зависимости от ситуации воспитатель должен использовать все разнообразие тональности, которая может быть радостной, торжественной, задушевной, грустной, гневной и т.п. Учителю следует помнить о том, что невыразительная интонация не только делает речь сухой и монотонной, но и затрудняет общение. Тон речи педагога должен быть уверенным и спокойным. Однако это возможно, если сам педагог соблюдает спокойствие и убежден в правильности своих действий и распоряжений. Воспитателю необходимо уметь менять тон голоса – то повышать, то понижать. Неожиданное повышение или понижение тона голоса выделяет на общем фоне слово или фразу. Следует избегать менторского и поучительно – назидательного тона в голосе, так как он лишает детей возможности самоутверждения, признания себя личностью и ведет к нарушению демократического стиля общения. Выразительность определяется также темпом речи. Неуместна как слишком быстрая речь, мешающая учащимся сосредоточиться на предъявляемой им информации и воспринять ее в полном объеме, так и очень медленная, действующая на одних воспитанников как убаюкивание, а на других – как возможность отвлекаться на занятии. Выступая перед большой аудиторией или при объяснении нового материала в процессе ведения урока, наиболее приемлемо использовать средний темп. Однако следует помнить, что смена темпа речи меняет и скорость восприятия, не давая детям отвлекаться, и даёт возможность изучить весь запланированный на данное занятие учебный материал. В понятие темпа входят интервалы и длительность пауз. Они полезны и желательны как для воспитателя, так и для детей. Например, для педагога – возможность подумать, к какой мысли следует перейти дальше; как один из способов более ярко подчеркнуть самую важную информацию; для вдыхания нового запаса воздуха. Для воспитанников паузы необходимы для того, чтобы глубже осознать полученную информацию, сконцентрировать внимание, в интересах ясности и выразительности. Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произнесенных слов и фраз. Также паузой можно заинтриговать дошкольников, привлечь их внимание и вызвать интерес. Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является голос и динамика его звучания. Голос – важнейший элемент техники речи, который для педагога является основным средством труда. Ученые выделяют 5 элементов голоса: звучность; темп; высоту; тембр; артикуляция (вместе с произношением). Именно эти элементы определяют выразительности речи. К голосу педагога предъявляется ряд требований, которые определяются решаемыми в профессиональной деятельности задачами: 1 Голос должен быть звучным, энергичным и привлекать внимание слушателей. Он не должен раздражать и вызывать неприятные ощущения у дошкольников. Именно звучность голоса позволяет донести речь до всей аудитории или группы. Психологической основой полноты звука и необходимым условием хорошей речи является подъем и уверенность в себе. 2 Педагогу необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Голос может быть громким, тихим и средней громкости, так же, как и темп может быть быстрый, медленный и средний. 3 Педагог должен уметь управлять своим голосом в общении с дошкольниками, направлять его не на себя, а на детей [10].Следует говорить громко, отчетливо, выразительно, не повышать голоса без особой необходимости. Исходя из перечисленных требований, можно сказать, что развитие профессиональных качеств голоса педагога представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса. Целенаправленно развивая речевой аппарат, можно «поставить» и откорректировать свой голос. Экспериментально доказано, что низкие голоса легче воспринимаются слушателями, чем высокие, и оказывают более сильное впечатление, а также информация лучше запоминается. Особенно важен для педагога еще один элемент техники речи – дикция, то есть четкое и ясное произнесение слов, слогов и звуков, поскольку его речь является образцом. Нечеткая артикуляция затрудняет понимание детей педагога, препятствует нормальной коммуникации. Выработать хорошую дикцию педагогу могут помочь как изучение артикуляционных характеристик звуков, так и тренировочные упражнения. Следует помнить, что для детей речь педагога часто является единственным образцом литературной нормы. В силу этого следует обратить особое внимание на форму педагогической речи, сделать ее доступной не только для восприятия, но и для подражания. Как известно, речь – это показатель уровня образованности человека, его духовного и интеллектуального развития. И чем богаче внутренняя культура человека, тем более яркой, образной и выразительной является его речь. Таким образом, владение профессионально грамотной и культурной речью является условием эффективности обучения и воспитания детей. В то же время оно обеспечивает выполнение педагогом такой важной социальной функции, как сохранение и развитие языка.ЗаключениеЗвуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Нормальное функционирование рече - двигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.В настоящее время бесспорным является признание профессиональной деятельности педагога как сферы повышенной речевой ответственности. Воспитание звуковой культуры выступает в качестве одной из важнейших задач развития речи в дошкольном учреждении. Это напрямую связно с тем, что именно дошкольный возраст характеризуется как наиболее сенситивным для ее решения. Современному педагогу необходимо владеть речевой культурой, формировать у обучающихся образцовое речевое поведение и эффективно развивать звуковую культуру детей.К профессиональным умениям педагога относятся следующие компоненты: педагогическая культура; педагогические умения и способности; профессиональная компетентность педагога; речевая культура преподавателя; педагогическое взаимодействие, умение управлять собой; педагогическое общение и этика; психолого-педагогические знания. Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.Речь - один из основных факторов, влияющих на формирование успешной работы педагога. Существуют особые требования к качеству речи педагога (ряд технических требований, непосредственно, к голосу, правильности, последовательности, релевантность, эмоциональность и т. д.). В современном мире существует ряд дисциплин, призванных помочь педагогу в профессиональном развитии, среди которые выделяются такие как педагогическая риторика, академическое красноречие и педагогическая этика. Владение педагогом профессионально грамотной и культурной речью является условием эффективности обучения и воспитания детей.Список литературы1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 400 с.2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Кн. для воспит. детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 312 с.3. Бабина Г. В. Образные языковые средства // Дошкольное воспитание. -2008. - №6. - С. 16 - 18.4. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. – Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 2001. – 94 с.5. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет / под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 192 с. 6. Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. Речевое развитие в детском саду (новые подходы): метод. рекомендации. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. - 87 с. 7. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. - С. 154 - 159.8. Наумова Т.В., Рыбакова А.В., Тихомирова О.Б. Об особенностях речевой культуры современного педагога // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(38). – Новосибирск: СибАК, 2014. – 121 с.9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Рос. газ.2013. 27 нояб.- № 265. - C.6-7.10. Программы воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд, испр. и доп. – М., 2009.11. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: «Академия», 2008. -322 с.12. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с. 13. Ушакова О.С., Струнина Е.М.. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. - метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.14. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева. – М.: Академия, 2008. – 256

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X