Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Связаться с нами:
info@diplom-pedagogu.ru


Мы находимcя:
г. Москва

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Сотова Екатерина Владимировна

"Если в семье есть старший ребенок"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 75» г. Ярославль ноябрь 2019г КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕСЛИ  В  СЕМЬЕ  ЕСТЬ  СТАРШИЙ  РЕБЕНОК»Разработала и провела:Воспитатель МДОУ «Детский сад 75»Сотова Екатерина Владимировна Дата проведения:         Большинство детей испытывают сильное чувство ревности при появлении в семье новорожденного. Особенно остро реагируют на эту ситуацию дети до 5 лет, ибо они еще очень зависимы от родителей и их интересы связаны в основном с семейным кругом. После 6 лет ребенок, как правило, несколько отдаляется от родителей, для него становится важным и расположение сверстников. Его жизненное пространство расширяется, начинает выходить за рамки семейного круга. Поэтому ему легче смириться  с тем, что взрослые большую часть времени уделяют новому члену семьи. Однако родители должны иметь в виду, что даже подростки, при их обостренной тяге к самостоятельности, могут, не отдавая себе в этом отчета, ревновать мать к малышу.          С появлением в семье нового ребенка чувство заброшенности, покинутости, ненужности особенно остро переживают первенцы, которые привыкли быть в центре внимания родителей и не делить ни с кем  их любовь. В многодетной семье каждый ребенок гораздо спокойнее воспринимает появление нового малыша, ведь и другие дети оказываются в том же положении.        Детская ревность проявляется в самых различных формах. Многие дети при появлении в доме новорожденного всячески демонстрируют родителям желание стать таким же маленьким, как он.       Что же делать родителям в таких случаях? Разумнее всего отнестись к подобному поведению ребенка с юмором. Если он настаивает дайте ему соску или бутылочку с молоком  побаюкайте. По-видимому ваш малыш думает, что быть младенцем необыкновенно приятно, а то, что мать проделывает с новорожденным, должно доставлять ему огромное удовольствие. Когда он увидит, что вы не отказываете ему в таком же уходе, а молоко из бутылочки не так уж приятно, он скорее успокоится и ревность не будет его тревожить.      Нередко ревность выражается в агрессии. Старший ребенок старается обидеть малыша, сердится, когда тот плачет, ругает его. Иногда свое недовольство новорожденным он переносит на мать. Он может назло матери разбрасывать игрушки пачкать ковер и тд. Некоторые дети целыми днями могут ходить за матерью, досаждая ей нытьем.      Иногда ревность принимает такую форму, что ее трудно распознать. Так старший ребенок все внимание переключает на малыша, все время беспокоится, спрашивает о нем. Такая фиксация старшего ребенка на всем том, что связано с младшим, свидетельствует о глубоко спрятанной ревности, в которой ребенок  боится признаться самому себе.     Как же помочь старшему ребенку справиться со сложной жизненной ситуацией? Главное вы должны дать ему почувствовать себя более взрослым и выступить в роли вашего помощника.   Объясните ему, что взрослые люди склонны больше заботиться о младших, потому что они еще беспомощны, но это не означает, что ваше отношение к нему изменилось — вы его по-прежнему любите и будете любить всегда. Ведь когда ваш ребенок был новорожденным, за ним ухаживали точно так же.   Расскажите ребенку, каким он был в младенчестве. Напомните, как он рос, какие знания и умения постепенно приобретал. Скажите, что теперь он уже большой и вы считаете его сильным, умелым и ловким. Он многое умеет делать самостоятельно, а вам так трудно с малышом, который еще совсем мал и беспомощен. Скоро вы обнаружите, что старший ребенок становится незаменимым помощником, с энтузиазмом выполняющим свои новые обязанности. Непременно хвалите его за все старания. Всячески подчеркивайте какой он хороший помощник, как вы цените его помощь.      Ребенок должен постоянно чувствовать, что вы по-прежнему любите его.  Найдите время, свободное от других забот, и уделите внимание ему одному.   К появлению нового члена семьи ребенка лучше готовить заранее. Ему полезно знать, что скоро у него родится брат или сестра. Помните, что рождение младенца должно как можно меньше изменить жизнь старшего ребенка, особенно, если он был единственным в семье. Если старшего ребенка нужно переселить в другую комнату или вы решили отдать его в детский сад, сделайте это заранее, чтобы изменения в своей жизни он не связывал с появлением новорожденного, считая, что от него просто избавились.         Имейте в виду, что ребенок, который провел  несколько дней в разлуке с матерью, будет разочарован и даже травмирован, если мать, вернувшись их родильного дома с новорожденным, в суматохе не обратит на него внимания.        В первые несколько недель лучше не выказывать особой любви к новорожденному и восторга по его поводу в присутствии старшего ребенка.           Развитию чувства ревности может способствовать неправильное поведение отца и других родственников. Хорошо, если отец, возвращаясь с работы, не спрашивает с порога:» Ну, как там наш малыш?», а общается со старшим ребенком и только позже, когда тот займется игрой, идет посмотреть на младшего.       Помните, что вы ни в коем случае не должны отталкивать от себя старшего ребенка: не прогоняйте его из комнаты, когда занимаетесь с младшим, не стыдите за капризы и проявления ревности, не сравнивайте с малышом, оценивая его выше, чем старшего, не отказывайте ему в ласке под предлогом того, что он уже большой. Поймите, что для любого ребенка появление в семье еще одного малыша – серьезное испытание, справиться с которым ему помогут ваша поддержка и любовь.И не забывайте, что, хотя младший ребенок и отнимает у вас много внимания, не стоит обделять им старшего, необходимо в течение дня выделять время, посвященное только старшему ребенку, — почитать, поговорить, поиграть. Причём в моменты такого общения, хотя бы 2-3 раза в день, внимание и любовь мамы должны быть безраздельными (без присутствия младенца). Планируя следующий день, маме следует распределить время таким образом, чтобы побыть наедине со старшим ребенком. Конечно, это трудно, но возможно. Попробуйте — и вы убедитесь в этом сами. Кроме того, вы получите удовольствие от общения с вдруг повзрослевшим сыном .   Бывает, что на помощь молодым мамам спешат бабушки и дедушки. Отлично! Общение с ними — спокойное и доброжелательное — поможет ребенку почувствовать свою значимость и любовь близких. Но такое общение полностью не компенсирует невнимание родителей. Более того, если добрые дедушка и бабушка, стремясь облегчить всем жизнь, забирают к себе старшего внука или внучку, ребенок, с одной стороны, «купается» во внимании окружающих, а с другой — чувствует оторванность от семьи, ненужность и брошенность. Если возможно, пусть лучше бабушка и дедушка побудут с младенцем, а мама погуляет со старшим ребенком, почитает ему книгу, порисует, просто посидит рядом. Если же бабушка и дедушка пока еще не готовы прийти на помощь, мама и папа, когда младенец спит, занимаясь домашними делами, могут привлекать к ним старшего ребенка, разговаривая с ним как можно больше. Главное для него — знать, что он любим и нужен родителям.Напоследок обязательно учтите следующие советы:Дайте ребенку возможность рассказывать близким родственникам о том, как развивается малыш, что умеет делать, чем ему «помог» он, старший.Примите как должное ревность, и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того как малыш родился, хотят «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции — рисовать, мять тесто, играть в игрушки, с песком и водой.Помогите старшему усвоить такие речевые обороты: «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда маленький заснет?», «Ты не сможешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?Рекомендации, если ребенок ревнует к другим детям: 1.     Одобряйте малейшее проявление дружелюбия и терпимости «ревнивца».2.      Не критикуйте ребенка, не поддразнивайте его.3.      Не стыдите малыша.4.      Заостряйте внимание на «взрослых» поступках ребенка.5.      Уделяйте безраздельное внимание малышу.6.      Не отдавайте ребенка надолго бабушкам и дедушкам.Рекомендации по взаимодействию с обидчивым ребенкомПоощряйте ребенка на выражение своих эмоций. Помогайте выразить вербально то, что он чувствует.Установите близкий контакт. Возможно, вы не понимаете, что он желает выразить, однако покажите ему, что вы стараетесь: кивайте, присядьте, чтобы было можно смотреть ему в глаза, поглаживайте, задавайте наводящие вопросы.Не подавляйте его экспрессивность. Иногда необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившиеся негативные эмоции. Не заставляйте замолчать и не стыдите, просто помогите найти место для «взрыва», подождите, пока он успокоится, и только потом обговорите с ним произошедшее. Такое поведение не позволит обидам накапливаться.Внимательно слушайте. Очень часто, ему необходимо чтобы его просто выслушали. Не спешите с назиданиями и советами. Просто скажите, что вы его понимаете.Старайтесь посмотреть на ситуацию его глазами. Пусть вам, с высоты своего возраста кажется, что причина обиды несущественна, для него то все иначе.Сначала проникнитесь проблемой, а потом объясняйте. Эмпатия представляет собой великий дар, которому, к сожалению, научить нельзя. Но любящие родители стараются «прочувствовать» внутренний мир ребенка. Этот подход ценен и для малышей и для деток постарше. Прежде чем объяснять, что обижаться не стоит, ребенок должен знать, что вы понимаете и принимаете его точку зрения, даже если и не согласны с ней.Не повредит также знать следующее : Рекомендации родителям по воспитанию вспыльчивого ребёнка1. Родители должны очень чётко обозначить рамки дозволенного для ребёнка, и ни при каких обстоятельствах не снижать свои требования, а, наоборот, иногда в силу необходимости и усиливать их, используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты. Степень реакции и сила голоса взрослого должна быть пропорциональна отрицательному поведению ребёнка. 2. Чем старше ребёнок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше - физические ограничения и преграды. 3. Чем активнее родители с самого начала устанавливали рамки дозволенного, тем меньше им придётся потом бороться с отрицательными формами поведения ребёнка для коррекции его характера. 4. Родитель должен удерживать ситуации под контролем и использовать каждую из них как возможность обучения ребёнка, ходя это довольно трудно и требует больших затрат усилий и энергии. 5. Часто дети не воспринимают речь взрослых из-за затруднений в переработке слуховых стимулов. Они обнаруживают, что проще понять самого себя, нежели другого. Им необходима тренировка в двусторонней коммуникации через жесты, поведение, а затем через идеи и речь. 6. В возрасте 2,5 года ребёнок учится конструктивным образом выражать свои чувства с помощью словесных выражений и, понемногу, начинает справляться с приливами злости. 7. Частая ошибка, которую допускают родители ребёнка-это его «изоляция» с требованиями «замолчать» и «сидеть тихо». Наоборот, необходимо вовлекать малыша в разговор, спрашивать, что чувствует и как думает. Надо помочь ему выразить свои чувства, такие как злость, разочарование, избыток чувств, более абстрактным способом - через речь и идеи. 8. Необходимо сглаживать агрессивность ребёнка и использовать альтернативные пути для удовлетворения его нужд. 9. У ребёнка должно быть чёткое представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления, предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять свои потребности.Рекомендации «если ребенок проявляет агрессивные действия»:Если ребенок проявляет агрессивные действия, вследствие чего детей наказывают за них, то, скорее всего в дальнейшем они не будут вести себя подобным образом, по крайней мере, в присутствии того, кто может их за это наказать. Однако они могут направить свои агрессивные чувства (например, ударять других) и действия по другим каналам(перекладывая вину на других и другое)Однако совсем отказываться от наказаний не стоит. Нельзя бить ребенка, кричать, обзывать его обидными словами, но можно использовать приемы так называемой поведенческой терапии: справедливое и уместное применение системы поощрений и наказаний помогает добиться в воспитании неплохих результатов. Можно, например, запретить ребенку смотреть мультфильм или играть на компьютере, отменить чтение книжки или покупку мороженого. Если же ребенку удалось успешно справиться с каким-то трудным для него делом, его обязательно нужно похвалить, отметить это достижение. Не в коем случае нельзя вспоминать прежнее проступки.Рекомендации «Чувство вины». В процессе развития и воспитания у ребенка складывается определенное представление о добре и зле и чувство ответственности — все это принято называть совестью. Именно совесть останавливает человека, когда он порывается действовать под влиянием сильных чувств. Однако, если ребенок проигнорирует «советы» своей совести, у него возникает чувство вины, которое заставляет помнить о совершенных ошибках и стремиться не повторять их в будущем. Но слишком сильное чувство вины может, наоборот, спровоцировать асоциальное поведение ребенка. В таком случае это чувство, как и страх наказания, только усиливает агрессивность ребенка.Часто дети открыто проявляют непослушание родителям, а потом долго переживают свой поступок, чувствуя себя виноватыми. Собственная агрессия вызывает у них боязнь утратить любовь и заботу родителей. Эта боязнь, в свою очередь, тоже может развивать агрессивность, и возникает порочный круг — ребенок подавлен не только родительским отношением, но также собственными чувствами вины и страха. В таком случае агрессия ребенка направляется на другие объекты.Получается, что от агрессивности больше всего страдает сам ребенок. Он ссорится с родителями, теряет друзей, использует лишь минимальную часть своих интеллектуальных возможностей и живет в постоянном раздражении из-за мучительного гнета злобы и чувства вины.Важно! Родителям не стоит «загонять ребенка в угол» постоянными упреками и напоминаниями о том, что он провинился. Совершив проступок, ребенок должен получить возможность загладить свою вину и заслужить прощение. Чаще всего достаточно просто объяснить малышу, почему окружающие не одобряют то или иное его действие, сделав это кратко и спокойно. Кроме того, надо как можно чаще хвалить ребенка за хорошие поступки, заостряя внимание именно на них.Никогда не говорите ребенку, что вы его больше не любите и вообще «отдадите вон той тете».  Что бы ни случилось, ребенок должен быть уверен в любви своих родителей. Иначе в приступе отчаяния он решит, что раз его все равно не любят, то и вести себя можно как угодно.Ребенок в гневе. Проявление чувства гнева -обычно является результатом незащищенности, тревоги или обиды.Психологи говорят, что научиться управлять отрицательными эмоциями не значит, никогда их не испытывать.  Детям необходимо смириться, например, с чувством гнева как с неотъемлемой частью себя. А родители должны помочь им научиться перенаправлять свои эмоциональные реакции. Выплескивать их приемлемым образом, не нанося вред другим.Желаем вам удачи!

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X