Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Связаться с нами:
info@diplom-pedagogu.ru


Мы находимcя:
г. Москва

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Крохалева Алёна Анатольевна

Формирование в образовательной организации развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком

скачать документ

Вернуться назад

Формирование в образовательной организации развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языкомВ Федеральном Государственном Образовательном Стандарте выделена область «Речевое развитие». Данная область выделяет основную функцию речи – как средство культуры и общения, обогащения словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте и знакомство с книжной культурой. На сегодняшний день – у детей дошкольного возраста речь малоразвита, очень мало присутствует в речи ребенка слов – синонимов. Для того чтобы решить эту проблему необходимо заботиться обактуальном своевременном формировании речи детей, о ее чистоте, красоте и правильности, предотвращая, корректирования и исправляя и различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых и применяемых форм русского          языка.Хорошо развитая речь – очень важное условие общего всестороннего развития детей. Чем богаче у ребенка словарный запас и правильно поставлена речь, тем легче ему будет высказать свои мысли, желания, идеи, размышления, тем шире будут его возможности в освоении, овладении и познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее будет его общение с окружающими его сверстниками и взрослыми.Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно происходит в условиях обогащённой предметной развивающей среды, которая предполагает дискурс социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта.Речевая развивающая среда создаёт необходимые благоприятные условия для формирования речевых знаний, умений и навыков детей не только в специально подготовленном, сконструированном и организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной речевой деятельности ребенка. Правильное создание речевой развивающей среды способствует развитию целостных коммуникативных навыков,  монологической и диалогической речи и  помогает адаптироваться и акклиматизироваться ребенку в окружающем мире.Речевая развивающая среда (в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом) – это естественная комфортабельная и уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными чувствительными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.Наиболее продуктивное развитие речи происходит именно в дошкольном возрасте. ... Развитие речи ребенка протекает более успешно в благоприятной, подходящей ему речевой среде.Речевая среда - это родная семья, любимый детский сад, взрослые и сверстники, с которыми ребенок общается на протяжении всего дня. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих, не знающих букв детей, особенно в их самостоятельной деятельности.Развивающая речевая среда – это не только предметы, которые находятся в окружение ребенка, но и роль взрослого (педагога, наставника, родителя) в организации влияния и воздействия собственной речи на формирования разных сторон речи дошкольника.  Развивающая речевая среда, созданная в определённой возрастной группе, это показатель интенсифицирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую речевую среду, важно учитывать уровень речевого развития и сформированности ребенка, интересы каждого воспитанника и конечно же возрастные особенности каждого ребенка.Исходя из выше сказанного можно выделить следующие задачи построения развивающей речевой среды:1). Обеспечение возможности восприятия правильной речи.2). Обеспечение возможностей самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка.3). Обеспечение возможности для исследования, опытничества, испытания и экспериментирования в русской языковой системе.На основе анализа психолого-педагогических исследований и наблюдений в качестве основных составляющих речевой развивающей среды ДОУ можно выделить следующие:1). Речь педагога ДОУ должна быть грамматически правильно построена с ясным, отчетливым произнесением всех звуков родного языка и конечно же речь педагога должна быть понятна ребенку;2). Методы и приёмы развития разных сторон речи детей дошкольного возраста;3). Специальное оборудование для каждой возрастной группы и отдельно особенностей каждого воспитанника.Речь педагога – это отражение внутреннего мира, особенностей умственного и духовного развития его личности, важная часть своей профессиональной всесторонности. Педагог должен владеть нормами речи, т.е. правилами произношения, словоупотребления. Речь педагога должна отвечать следующим свойствам:1). Четкость; т.е. соответствие всем языковым нормам2). Лаконизм; точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.3). Последовательность и логичность; наличие в высказывании трех смысловых компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. 4). Чистота; т.е. отсутствие в речи чуждых элементов, непринятых в литературном языке (слова паразиты, слова сорняки).5). Красочность – это особенность речи, захватывающая сосредоточенность, внимательность и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания, сострадания и сочувствия.6). Богатство речи – напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью. Это качество свидетельствует об определенном уровне речевого умения, искусства, таланта и мастерства и об осознанном желании и тяги разнообразить свою речь. Методы и приёмы руководства речевым развитием детей напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, концепция направленная на развитие важнейших приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. Необходимо  учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, уровень речевого развития каждого ребенка, интересы, энтузиазма и способности детей.Теперь рассмотрим требования к организации речевой развивающей среды в ДОУ: - в каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, познавательной, изобразительной, трудовой, продуктивной, театральной, коммуникативной, музыкальной);- организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям;- подвижность, транспортируемость и энергичность среды;- функциональность предметов развивающей среды;- среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек, «зоне ближайшего развития»;- во всех возрастных группах должно быть комфортабельное место для отдыха детей.В заключении хотелось бы сказать, что одним из оптимальных путей решения названной проблемы сегодня признана организация речевой развивающей среды в каждой возрастной группе детского сада. В теории и в практике дошкольного образования отмечается, что творческое развитие ребенка дошкольника наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной, доступной предметно – развивающей среды, которая предлагает совместное единство природных и социальных средств, которые обеспечивают разнообразие деятельности ребенка и обогащение его речевого опыта. Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала и будет важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.Речевая среда создает благоприятные и комфортные условия для формирования речевых знаний, умений и навыков детей не только в специально созданном организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности. Она функционирует разные виды детской деятельности, не только речевую, но и умственную, физическую, игровую, познавательную, коммуникативную т.е. становится опорой для самостоятельной речевой активности и деятельности, условием, которого являются своеобразные формы «лингвистического самообразования» каждого ребенка.Организация речевой  среды в ДОУ несёт результативность, эффективность, продуктивность воспитательного воздействия, которое направленно на формирование у детей активного, целеустремленного познавательного, гносеологического, обучающего, информативного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым у них важнейшее фундаментальное осознание явлений родного языка и речи.Таким образом, грамотно организованная развивающая речевая среда в ДОУ создаст благоприятные условия для формирования речевых знаний, умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в свойственной обстановке живой разговорной речи.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X