Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Сотова Екатерина Владимировна

«Методические рекомендации по организации конструирования в младшей группе. Картотека тем и занятий по конструированию»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75»г. Ярославль. Октябрь 2019г.Методическая разработка «Методические рекомендации по организации конструирования в младшей группе. Картотека тем и занятий по конструированию»Подготовила: ВоспитательСотова Екатерина ВладимировнаКонструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Во второй младшей группе эта деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.Задачи обучения конструированию, актуальные для второй младшей группыПродолжать учить различать и называть основные строительные элементы (кубики и кирпичики, пластины и цилиндры).Формировать умение сочетать в постройках детали разных цветов.Учить располагать строительный материал (кирпичики и пластины) вертикально разными способами: в один ряд, по периметру четырёхугольника, по кругу.Побуждать создавать конструкции из разных деталей: столбики чередовать с кубиками, украшать столбики ворот трёхгранными призмами.Учить изменять постройки разными способами: заменой деталей или же их надстраиванием в длину или высоту (у поезда добавить вагончики, башню сделать более высокой).Подводить малышей к анализу созданных построек.Побуждать дошкольников создавать постройки по замыслу (самостоятельный выбор темы, отбор материала), учиться их обыгрывать, объединять в сюжетную игру (дорожка и домики — это улица, столик, стульчик и диван — кукольная мебель).Вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать элементы в коробочку после окончания занятия или игры.Учить малышей преобразовывать бумажные заготовки в объёмные формы различными способами: сгибанием, разрыванием, сминанием, скручиванием.Виды конструирования в младшей группеПри работе с воспитанниками второй младшей группы используются 2 вида конструирования:Техническое (или модельное) — конструирование из строительных материалов (деталей различной геометрической формы: кубики, кирпичики, бруски, пластины, цилиндры, арки) и конструктора «Лего». Таким способом ребята моделируют простейшие реальные объекты, стараясь добиваться структурного и функционального сходства (дом с крышей, ворота с плоским перекрытием или аркой, диван со спинкой и подлокотниками и т. д.). По мере накапливания опыта конструкции усложняются путём добавления новых элементов. Детали наборов представляют собой правильные геометрические тела, что позволяет с наименьшими трудностями получить постройку с пропорциональным и симметричным расположением частей.Художественное — это конструирование из бумаги и природного материала (в младшей группе это создание на участке построек из снега и песка). Такая деятельность уже не предполагает точных геометрических форм, поделки могут лишь отдалённо напоминать реальные предметы и объекты. Однако более ценна их эстетическая ценность: ребёнку предоставляется больше возможности для импровизации и украшения. Такие поделки не всегда имеют функциональное предназначение: к примеру, с бумажным сердечком не всегда можно поиграть, зато его можно подарить маме или повесить дома на стену, чтобы малыш мог любоваться своим творением. Создавая образ в художественном конструировании, дошкольники выражают своё отношение к нему, легко нарушая пропорции, цвет и форму (так, тело и голова птички или животного — это просто 2 круга разного размера).Конструирование из природного материала в младшей группе практикуется не на занятиях, а во время прогулки. Из песка малыши лепят дорожки, горки, мосты, используя формочки и ведёрки, готовят куличики и пирожки. Зимой из снега получаются замечательные горки, снеговики, фигуры животных, крепости. Таким образом, конструирование органично вписывается в игровой процесс. Здесь же дети незаметно знакомятся со свойствами материалов: понимают, что песок бывает сыпучий и сырой, но постройки делать можно только лишь из последнего. Снег также не всегда пригоден для лепки: когда на улице слишком холодно, он рассыпается в руках, а для создания построек подходит только липкий.Размеры поделок, предварительное изготовление деталейПостройки из строительного материала обычно соотносятся с какой-либо игрушкой (например, ворота или гараж для машинки, мебель для куклы, загон для игрушечной лошадки). В соответствии с этим и определяется размер конструкции.Художественные поделки из бумаги обычно не бывают большими. Пусть птичка, сердечко или солнышко не превышает по размеру детскую ладошку. Что касается построек из природных материалов — снега и песка, то они могут быть достаточно объёмными. Малыши очень любят большие снежные постройки, которые можно обхватить руками. Также им нравится сравнивать по размеру песочные куличики, пусть они даже будут сделаны с помощью большого детского ведра.Что касается подготовки материала к занятию, то у детей должно быть в наличии большее количество деталей, чем это необходимо. Например, при постройке ворот пусть малыши поразмышляют, сами выберут нужные элементы из множества.Очень удобно, когда материал предоставляется каждому ребёнку в отдельном контейнере или коробке: это организует дошкольника, приучает его к порядку и аккуратности.Конструирование из бумаги требует предварительного изготовления исходных деталей. В младшей группе этим полностью занимается воспитатель. Он вырезает заготовки разной формы, если нужно — делает сгибы и надрезы. Задача же маленьких конструкторов — сложить и склеить элементы. Если поделки предполагают украшение аппликативными деталями, то их также предоставляет педагог.Вспомогательные техники при создании поделки (элементы рисования, аппликация)Воспитатель может предложить детям украсить готовую поделку архитектурными элементами. Это не повлияет на её функциональное назначение, но сделает более ценной эстетически. Например, заборчик из цилиндров можно украсить конусами.Бумажное конструирование тесно связано с такими видами деятельности, как рисование, аппликация и лепка. Аппликативные детали придадут поделке выразительность. Например, ёлочку можно украсить разноцветными пластилиновыми шариками и гирляндами, а бабочке таким же способом сделать пятнышки. Животным и птицам, сделанным из бумаги, можно нарисовать глазки, усики, пятнышки карандашом или фломастером (носик же хорошо смотрится из пластилина).Что касается построек из снега на участке, то детям очень нравится их раскрашивать (конечно, это делается вместе с воспитателем). Для этих целей лучше всего использовать гуашь.Индивидуальный подход на занятииВо второй младшей группе дошкольники ещё очень различаются по своим способностям. Ведь кто-то из них посещал ясельную группу, а кто-то только недавно пришёл в детский сад. И педагог обязательно должен учитывать этот момент при организации конструктивной деятельности. Некоторым малышам нужно уделять особое внимание, направлять их (например, ещё раз продемонстрировать последовательность действий при сооружении мостика, ворот, забора и пр.).Детям же, которые быстро справляются с заданием, нужно усложнять его или давать дополнительное (например, построить ещё одни ворота для более высокой машины или соорудить более широкий диванчик, чтобы на нём разместились не 2, а 3 куклы, украсить заборчик из цилиндров конусами). Это же касается и бумажной поделки: быстро успевающие дошкольники могут украсить её аппликативными деталями или сделать ещё одну, но другого размера или цвета.Приёмы работы на занятии по конструированиюОбучая воспитанников младшей группы конструированию, педагог использует различные методы и приёмы.Воспитатель демонстрирует детям последовательность создания конструкции. В этом возрасте уже можно начинать использовать простейшие схемы, подробно объясняя их дошкольниками.Педагог закрепляет навыки, приобретённые в ясельной группе, и одновременно вырабатывает новые, более сложные. Так, ребята уже умеют располагать кирпичики и пластины горизонтально (в один ряд — дорога) и вертикально (на некотором расстоянии или плотно друг к другу — забор для домика, вольер для животных). Но теперь задание усложняется: детям предлагается подумать, как сделать так, чтобы по дороге проехала большая машина (уложить детали в 2 или 3 ряда либо разместить их поперёк, рядом друг с другом).При работе с малышами 3–4 лет большое внимание уделяется предварительному обследованию образца, выделению его составных частей. Так, домик складывается из стен и крыши, а ворота — из цилиндров (кирпичиков) и перекрытия.Педагог не должен давать дошкольникам готовых решений, а подталкивать их к самостоятельному разрешению конструктивной задачи. Например, большая машина не может проехать в эти ворота, нужно подумать, как же их перестроить. Или загон для коров высокий и большой, а телята меньше их по размеру. Какой же загон построить для них?Чтобы вызвать у дошкольников интерес к постройкам, воспитатель показывает, как с ними можно играть, предоставляет ребятам подходящие игрушки, помогает придать игре новое содержание, направить её сюжет.Чтобы конструктивная деятельность ещё больше увлекала детей, в занятие следует включать стихотворения, песенки, сказки, физкульминутки соответствующей тематики. Например, когда ребята строят широкую дорогу для грузовиков, которые повезут фрукты и овощи, можно спеть им куплет из песни «Урожайная» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной):Едем, едем мы домойНа машине грузовой.Ворота отворяй,Едет с поля урожай.Ой, да, отворяй,Едет с поля урожай!При конструировании башни можно рассказать коротенькую сказочную историю про принцессу, которую злой колдун заточил в высокой башне.При создании построек из снега педагог направляет действия дошкольников — обучает их приёмам работы лопатой. Так, чтобы сделать горку, сугроб сначала утрамбовывается, а затем формируется спуск: нужно несколько раз провести лопаткой от вершины горки к её подножию.Картотека тем и занятий по конструированиюВо второй младшей группе перечень тем для конструирования не очень велик. В основном это простые формы из небольшого числа деталей.Модельное конструирование«Мебель для куклы» (стол, стулья, диван, кроватка), «Кроватки трёх медведей», «Стульчики трёх медведей» (создание одинаковых построек разных размеров).«Длинные и короткие дорожки».«Домик для куклы», «Теремок для матрёшки», «Будка для собачки», «Гараж для машинки».«Горка с лесенкой».«Низкие и высокие ворота».«Заборчик» (высокий и низкий), «Загон для лошадки», «Вольеры для животных в зоопарке» (огораживание пространства по периметру).«Красивая башня с флажком».«Машина» (с использованием цилиндров для колёс).«Поезд».Лего-конструирование«Башенка».«Мост».«Мебель».«Печка».«Грузовая машина».«Кораблик».«Робот».«Забор», «Клетка для животного».«Лесенка».«Дерево», «Ёлочка».«Собачка».«Гараж», «Собачья будка».«Колодец».Бумажное конструирование«Зайчик» и другие животные простейшей формы из широких бумажных полосок.«Разноцветный листопад», «Снег идёт» (обрывание бумаги маленькими кусочками).«Зонтик» (круглая бумажная основа складывается пополам, дорисовываются или наклеиваются дополнительные детали).«Платочек» (складывание бумажного квадрата пополам и декорирование его с помощью рисования либо аппликации).«Ёлочка» (складывание зелёных квадратов с различной диагональю и составление из них дерева).«Домик» (картонный прямоугольник складывается пополам, вверху к сгибу приклеивается крыша-треугольник).«Птичка» (складывание картонного круга пополам и дополнение его готовыми деталями — крыльями, круглой головкой, хвостиком, можно дорисовать глазки).«Месяц» (складывание жёлтой заготовки в форме круга пополам и дополнение деталями).«Очки» (наклеивание двух картонных кружков на концы узкого картонного прямоугольника).«Солнышко» (приклеивание к круглой основе тонких бумажных петелек).«Сердечко» (складывание полоски бумаги в виде сердца).«Книжка» (складывание прямоугольной заготовки пополам и украшение её деталями).Занятие по конструированию во второй младшей группеЗанятие по конструированию в ДОУ имеет определённую структуру:Вводный этап — игровое начало занятия (3–5 минут).Основной этап — непосредственная деятельность по конструированию с пояснениями педагога и самостоятельной работой дошкольников (до 10 минут).Заключительный этап — выставка готовых работ, подведение итогов (до 5 минут).Это важно. НОД по конструированию во второй младшей группе не превышает 15 минут.Примерные конспектов занятий по конструированию во второй младшей группе Игра «Построим забор»Дидактическая задача. Учить детей анализировать постройку, использовать в ней детали разных цветов; закреплять умение располагать строительный материал (пластины) вертикально и плотно друг к другу; учить соизмерять высоту и ширину ворот с размерами игрушки.Игровая задача. Построить забор и воротца для МимимишекИгровые правила. Соорудить постройки так, чтобы Мимимишка мог проехать в воротца на машине.Ход игрыВоспитатель показывает на построенный им из кубиков домик и говорит детям, что Пятачок построил новый дом и решил сделать вокруг него забор, чтобы было красиво. Во дворе он посадит сад, и все, кто будет приезжать в гости к Пятачку, будут радоваться яблоням и грушам. Домик у Пятачка красного цвета с зеленой крышей, поэтому Пятачок хочет, чтобы забор был двух цветов — красного и зеленого. Кроме того, в гости к Пятачку обязательно приедет Винни Пух, и надо, чтобы он смог свободно проехать в ворота.Воспитатель предлагает детям подумать, как сделать такие ворота, в которые проедет такой большой медвежонок (показывает игрушку и сажает ее в грузовик). Дети должны примерить, какой высоты и ширины должны быть ворота.План игры:• воспитатель дает игровую задачу построить забор и ворота;• дети анализируют рисунок;• дети отбирают строительный материал для ворот;• дети начинают строить ворота, используя знакомые способы сравнения величин предметов (накладывание, приложение и приставление);• дети проверяют готовность ворот (провозят мишку на грузовике под воротами);• дети выбирают для забора материал (пластины) красного и зеленого цветов;• дети строят забор, плотно укладывая пластины, чередуя цвета.Игра «Построим сарай для цыплят»Дидактическая задача. Учить возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу.Игровая задача. Построить сарай для цыплят и вольер для курочки.Игровые правила. Построить так, чтобы дополнительные материалы (деревья и цветы, скамейки и т.д.) украсили постройку; объяснить, для чего они нужны.Ход игрыВоспитатель приносит желтеньких цыплят (настольные игрушки). Цыплята пищат.Воспитатель.Комочки желтые не спят,Комочки желтые пишат.Они родились лишь вчера,А нынче бегают с утра.Цыплятам холодно, надо бы их пустить в сарай, но сарая нет.Воспитатель побуждает детей построить цыплятам сарай, но сначала дети рассматривают постройку-образец (сарай), которую сделал воспитатель. Потом они выбирают материал (из кубиков, пластин, цилиндров), называют его и объясняют, для чего он нужен (на стены, на крышу) и как его укладывать (горизонтально, вертикально). Затем возводят постройку. Сарай построен. Цыплятки довольны и просят поиграть: взлетают на крышу, прячутся за сарай. Дети ищут цыплят и называют, где они сидят.Вот мама курочка (игрушка) решила заглянуть к цыплятам и удивилась, почему возле сарая не устроено место для прогулок. Что делать? Дети предлагают сделать открытый вольер и сооружают забор. Курочка напоминает детям, что она хочет, чтобы в вольере было красиво. Дети по-своему украшают в вольер — сажают цветы, деревья. Курочка квохчет, зовет цыплят играть.Курочка. Ко-ко-ко, квох-квох, цыплятки, ко мне!Цыплята (дети машут крылышками, прыгают). Пи-пи-пи! Мама, мы здесь.Воспитатель при помощи игрушек показывает детям, как курочка-мама ждет в вольере своих цыплят, как цыплята пробегают к ней в воротца, как бегают по вольеру.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X