Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Лаврентьева Ирина Алесандровна

Игры и игрушки для детей ЮГРЫ

скачать документ

Вернуться назад

Югорский край  стал для меня родиной. Здесь издревле живут коренные народы ханты и манси. У них свои обычаи, традиции. Мы должны знать традиции местного народа. Ведь  знания традиций  коренного  народа воспитывает любовь к родному краю, чувства   уважения к местному населению. I.1.Роль игры и игрушки в жизни народов Севера.Народы манси и ханты – родственные, живущие в Северной Сибири.Когда-то это были великие народы охотников. Сегодня же, оба этих народапредставлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийскогоокруга. Живут они на родовых угодьях Труд женщины и мужчиныразделен.Издавна женщина занималась ведением хозяйства, изготовляли предметы быта.Мужчина же – промыслами: пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловятрыбу, охотятся на дичь и животных.Игра в жизни хантов и манси считается важным занятием. Даже Земля и люди попредставлениям северных народов появились в процессе игры. Игры и игрушки для мальчиков народов ханты и мансиИгрушками для мальчиков в более ранние времена были косточки из головысредней щуки, косточки-бабки из костей птиц, выструганные игрушки.У мальчишек игры больше связаны с лошадьми, упряжью. Коробка из-под спичекпосле того, как к ней прикручивали с обеих сторон оглобли из берёзового прутика,становятся санями. Футляр от спичечной коробки изображал лошадь. Проколов его ниткой, в отверстие продёргивали двойную нитку - это были гужи. Дугу гнули из того же берёзового прутика. Затем футляр-лошадь впрягали в оглобли, и упряжка была готова.Мастерили их помногу, так что получался целый обоз. В сани грузили разные игрушки, и обоз отправлялся по полу избы в далёкий путь до неведомого города. Там сани разгружали, переносили в мнимые амбары, брали новую поклажу, и обоз возвращался домой.Подрастают дети, прибавляется ещё одна игра: в шапку-бабку. Для игры собиралось от двух до шести ребятишек. Они усаживались в кружок, складывали в шапку бабки (кости), каждый по одной. Затем один из них, на кого выпал жребий, брал шапку, встряхивал в них бабки и переворачивал на бок. Та бабка, которая легла на брюшко, считалась выигранной. Если все бабки оказались на боку, шапка переходила к следующему по кругу. Самым интересным в игре был момент, когда весь выигрыш доставался одному игроку. Это случалось, когда одна из бабок вставала «на попа»- вертикально. Тогда начинался новый кон. В шапку бабку играли осенью и зимой. А с наступлением весны, начинали играть в эти же бабки, но по-другому. Очерчивали круг до 8 м диаметром, в центре рыли неглубокую круглую ямку в виде котла диаметром в 15 – 20 см. Эта игра называлась « в котёл». Каждый играющий должен положить в котёл по одной бабке. Для игры нужна одна квадратная железная гайка длиной до 6 см и толщиной до 1см 5 мм. Эту гайку игрок бросал от границы круга в котёл, стараясь выбить из него хотя бы одну бабку. Если это удавалось, он входил в круги у самого котла бил по оставшимся бабкам. Если он «промазал», уступал место следующему игроку. Каждый старался выбить бабку с кона за черту круга, тогда она становилась его собственностью.Младшие дети играют в прятки. Зимой роют в снеге ходы и прячутся в них, а летом - за окружающие предметы. Ещё прыгают через обласа, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимают участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья. Самой любимой и распространённой игрой была стрельба из лука «Ланкен явэл хэн». В дерево с широкой кроной (сосна) один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу. Прыжки на одной ноге. Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.Прыжки на двух ногах Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч. Игрок, достигший финиша первым, становился победителем.Заячьи следыПроводилась игра летом – на песке, зимой – на снегу. Перед игрой на снегу или на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих. Один из игроков становился в первый «след зайца», принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он, оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам. Часто эту игру усложняли: увеличивали расстояние между следами, запутывали их, изменяя направление.Игра с кольцами – кусанг юхКол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см делал 5-6 колец диаметров 15 см и палку-кол длиной 90 см, толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска. Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком.Борьба «Хон» (Ямгорт)Две команды выбирали самого ловкого и сильного, которого называли хон. Борцы разбивались попарно и становились напротив друг друга. Первыми начинались бороться самые младшие и слабые. Чтобы победить соперника, необходимо было припечатать его спиной к земле. Тот, кто выигрывал поединок, получал одно очко. Далее таким же образом боролись следующие пары, и в самую последнюю очередь – «князья». В конце подсчитывались очки. Во время борьбы запрещалось ставить подножки.«Хон-ики» (Овгортский вариант борьбы)Князь не участвовал, а следил за соблюдением правил борьбы. Самые младшие состязались первыми. Победитель из первой пары боролся затем с победителем из второй пары и т.д. до последнего борца. Если же он проигрывал победителю из второй пары, то в борьбу вступал борец из его же команды, из второй пары, т.е. в этом варианте один борец мог победить всю команду противника.«Кольм» (ваховские ханты)На расстоянии 10 метров чертят две параллельные черты. Играющие делились на две команды. Борцы вставали попарно между этими линиями. По команде судьи соперники сходились и начинали борьбу: каждый старался обхватить своего напарника, поднять и перенести или перетащить за свою черту. Команда, перетянувшая на свою сторону больше игроков – побеждала.Борьба ногами лежа на спине (сургутские, казымские ханты)Соперники ложились рядом на спину головами в разные стороны, захватив друг друга соприкасающимися локтями, сцепляли пальцы рук на груда. Каждый поднимал одну ногу вверх ближайшей к сопернику стороны и выполнялся захват ногами. Вторая нога должна была лежать прямо на земле (на полу). Во время борьбы соперники старались выпрямленной вверх ногой перевернуть друг друга. При этом расцеплять пальцы рук запрещалось.Перетягивание палки «Талты юх».Два игрока садились на пол или землю напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до выявления победителя среди всех его участников.Перетягивание веревки (сургутский вариант)Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног. Каждый из них наматывал на одну руку веревку. По команде они начинали тянуть веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника. Блестящей победой считалось перебросить соперника через себя. С победителем садился состязаться следующий игрок. В другом варианте один игрок состязался сразу с двумя-тремя игроками.«Выдра» (Казым) — перетягивание ремня, надетого на шеюДва соперника вставали друг против друга на четвереньки. Им на шею надевали ремень, и они пытались сдвинуть друг друга с места.Перетягивание пальцами Доска длиной 1,5-2 метра, шириной 35-40 см., толщиной 2-3 см. Два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями выпрямленных ног в доску и сцеплялись большими пальцами рук. По команде они начинали тянуть друг на друга так, что соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не выдерживал и отцеплял палец, он считался побежденным. Затем победитель состязался со следующим из участников игры. (Можно поочередно всеми пальцами).Игрушки и игры для девочек народов СевераС раннего возраста мама старалась занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол. Девочки играли, подражая матери и старшим сёстрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду. У каждой девочки был свой кукольный мешок - с комплектом предметов обихода и игрушечными орудиями труда и охоты, вырезанными отцами или братьями, с постельными принадлежностями и с запасом лоскутков для создания новых и новых кукол. Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Кукла всегда сопровождала ребенка на правах; члена семьи. Куклы ходили в гости вместе со своими обладателями, как и люди, привозили с собой подарки, дарили их родственницам и сами получали подарки. Первая кукла- игрушка у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. В самом периоде детства имеются ограничения на игру: к 10 -11 годам она уже практически прекращается. Существуют разнообразные куклы. Кукла-свёртка сворачивается из платка за несколько минут Она чутьбольше детской ладони. Её дают ребёнку в дорогу, такая кукла сломается, не поранит малыша при тряске. Она играет роль оберега ребёнка.Кукла обских угров, у которой голова сделана из клюва водоплавающей птицы, с прилегающей к ней шкуркой. На неё нашивались вертикальные цветные полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, такая, как у взрослых. Существует много вариантов таких кукол. Голова из клюва лебедя обозначает шамана, большого гуся – мужчину, маленького гуся – «главную женщину», маму, уточки – невесту, тёмный с наростом – бабушку. Есть куклы, изготавливаемые из перьев куличка. Хвостовое оперение отрезалось вместе с кусочком гузки, получалось как бы лицо. Вот и готов мужик. Осталось малицу сшить да пояс подвязать. А его сестричку делали из крылышка - навязывали косы, сах зашивали. Со временем появилась ткань, головку куклы стали сворачивать из тряпочек.Традиционная кукла ханты «Акань» стариннаякукла ханты, сшитая из ткани и очень проста по пошиву. Голова делается из жгутика однотонной светлой ткани. Вокруг жгутика натягиваются полоски цветных лоскутков (красных, белых, синих, желтых). Платье вышивается полосками из ткани. Из бисера делается ожерелье в одну, две нити. Традиционные куклы «Паки». Голову куклы «Паки» изготавливают из двух длинных полосок: красного и белого цвета, скрученных вместе по часовой стрелке, что символизирует жизнь, бесконечность. Белый цвет символизирует чистоту, красный цвет символизирует жизнь, тепло, уют. Платье куклы вышивали полосками из ткани или нитками. В наше время оформляют бисером. Мужскую одежду особо не украшали, делали к ней миниатюрные лук и стрелы. У кукол-девочек было обязательно две косы, связанные на концах бусами. С одной косой и распущенными волосами ходили у ханты сироты. И даже с красивой прической кукла, по обычаю, как и женщины в быту, должна была голову покрывать платком. Свернутое из лоскутка туловище нисколько не напоминало человеческой8 фигуры. Строго определялись размеры: создание детского воображения должно было быть ростом в ладонь играющего. Кукла лесная женщина Порнэ была запретная. Куклы были выражением всех чувств ребенка, в том числе и не самых хороших. Делали кукол-страшилок. Не из ткани, не из перьев, а из кривых корешков, мха, сухой травы. Некоторые - из полосок меха. Намотаешь все это кое-как, чтобы во все стороны топорщилось - да и подбросишь обидчику. В верованиях ханты непонятные узелки, сплетения грозят бедой тому, кто их нашел. Поэтому взрослые серьезно относились к таким проделкам, выясняли, кто сделал такую «страшную» куклу, и почему. Пугали такими куклами и младших братьев и сестер, «чтобы слушались». С куклой обращались также заботливо, как с будущим ребенком. На ночь ее укладывали спать обутой, так как верили, что она ночью ходит по дому и даже посещает домашних животных. Кукла всегда сопровождала ребенка на правах члена семьи. У каждой девочки количество тряпичных Акань в игрушечной семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка. Акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. Считается, что кукла оберегает жилище. Среди девочек хантов распространена игра «Очаг» («Рат хар»), направленная на овладение ими навыками ведения домашнего хозяйства. Играли в неё в летнее время возле реки на песке. Для игры использовались палочки, веточки, шишки, песок. Каждая девочка изготавливала и устанавливала рогатки для своего «костра», перекладину из веточек. «Котёл» или «чайник» делали иэ сосновых шишек, дужку для «котла» - из тонкой веточки рябины, берёзы или багульника. Девочки «варили» в «котле» «мясо», «чай». При приезде «гостей» они изображали, накрывают на стол, достают пищу, угощают приезжих. Любимая игра девочек «Игра в куклы» («Пакилэли Анки-Ати»). Играли в неё в любое время года. Из коры осины делали игрушечные люльки, строили небольшие чумы из жердей, использовали для покрытия старые халаты (саки). Внутри чума ставили постели, на которые укладывали «детей» (кукол), ставили «очаг», делали лепёшки из песка, ходили друг к другу в гости, разыгрывали семейные сценки. Игрушками девочек были всевозможные флакончики, разноцветные осколки разбитой посуды и уже ненужная в хозяйстве посуда. Ступа и пест, которые служат для толчения «порсы»(муки, сделанной из мелкой сушеной рыбешки),деревянная колотушку для расколачивания оленьих сухожилий при изготовлении из них ниток, берестяные кузовки, служащие детям одновременно в качестве игрушек и сосудов для сбора ягод и хранения рыбьего жира. Игрушки и игры подготавливают девочку к роли будущей хозяйки.Нейтральные игрушки и игры.Распространены у народов Севера и нейтральные игрушки, которыми играют какдевочки, так и мальчики. Щепной олень С оленями и собаками из щепок играли как девочки, так и мальчики. Обращаться с ними нужно очень осторожно. Эти игрушки очень хрупкие. Жужжалка очень проста в использовании. На двойную жилу (нить) в центре закрепляется небольшая деревянная палочка, концы жил берутся в руки, несколько раз закручиваются и затем растягиваются в разные стороны. Палочка начинает вращаться и издавать звуки. Считалось, что эти звуки вызывают ветер. Детям не разрешалось баловаться такой игрушкой, но летом, когда гнус одолевал оленей, и ветер являлся в какой-то мере спасением, детская игра приобретала особый смысл.«Нумасты юнтупсэт» (для думания игрушки). У каждой хантыйской семьи было несколько избушек: весенняя, летняя, зимняя, осенняя. Переезжая к местам промысла, ханты вынуждены были на длительный срок оставлять свои постройки. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, приходилось запирать избушки и лабазы. Но тзаводских замков в те времена не было, поэтому мужчины придумывали свои приспособления. Позже макеты таких замков стали делать специально для развлечений и называть «нумасты юнтупсэт» - «для думания игрушки». Хитрая лисичка – головоломка.Задача состоит в том, чтобы снять кольцо, надетое на стержень.«Щул вус юх пул» -палочка для пуговичной петли. Эта головоломка, как и многие другие, ведет свое происхождение от чисто практических вещей. Каждый мужчина носил на поясе приспособление для развязывания узлов, сделанное из небольшой кости. Оно крепилось к поясу на веревочке хитрым способом. В минуты отдыха дети пытались снять с пояса эту «иголочку». Забава настолько полюбилась, что в дальнейшем «иголочку» стали делать из дерева или кости и крепить к пуговичной петле. Отсюда она и получила название - «Щул вус юх пул» - палочка для пуговичной петли. На первый взгляд задачка проста: снять палочку с петли, не развязывая узелка. Но тем, кто первый раз знакомится с этой головоломкой, придется поломать голову не один час, а то и день.«Вет лов тынуп юх» (стоимостью пяти лошадей палочка) –головоломка. Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому купцу, который приехал менять свои товары на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился сделать это в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей. С тех пор эта головоломка так и называется «стоимостью пяти лошадей палочка». Задача состоит в том, чтобы, не развязывая узлов, переместить обе косточки на одну из веревочек.Игрушки Ларынщуп» — «Юла», «Тухлан ларынщуп» —«Летающая вертушка» сделаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия промысла народа ханты, только в уменьшенном виде, как и все игрушки Северных детей. Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребёнок развивал мышцы пальцев, смекалку, навыки традиционного промысла. Игра в «Юлу» проводилась на ровной поверхности – на столе или на полу. Количество игроков – произвольное. Задача игры – вращая, перемещать юлу вдоль лежащей иглы – туда и обратно – или двигаться зигзагом. Выигрывал тот, кто двигался больше всех. Была распространена среди детей хантов игра «Рыбья вязка» ( Худь вязка»), связанная с рыбным промыслом. Играли в неё в летнее время на берегу реки девочки и мальчики. В процессе этой игры дети изображали различные эпизоды процесса обработки взрослыми пойманной рыбы. Дети заменяли рыбу древесными гнилушками, «ловили» её, связывали в связки, развешивали для сушки и т. д.Игра в палочки «Щёл»Для игры в щёл из дерева изготавливаются палочки длиной 15-20 см, диаметром до 0,5 - 0,7 см. Набор палочек может быть достаточно большим: 20-30 штук. Игра рассчитана на людей разного возраста. Впервые познакомившись с палочками, маленькие дети (от 1,5 – 2 лет) начинают строить из них палочный домик - щёл хот. Палочки укладываются как бревнышки, при этом сохраняется традиционная форма лесной избушки. Чем старше становится ребенок, тем аккуратнее получается его домик. Дети в возрасте 3-4 лет могут играть в «лебедя» - «хутанг». Водящий (кто-то из взрослых или старший ребенок) из палочек выкладывает фигуру «лебедя»: две палочки - голова, одна - шея, три - туловище, по четыре - крылья, пять - хвост. Дети должны запомнить эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время водящий убирает одну из палочек, оставляя другие на своих местах. Развернувшись к фигуре, дети должны увидеть, какой из палочек нет на месте, и назвать эту часть тела птицы. Когда кто-то из детей угадывает правильно, палочка возвращается на место.Игра в «щёл» на ловкость. Количество игроков в данной игре не ограничено, минимальный возраст игроков от 4-5 лет. В эту игру также могут играть взрослые.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X