Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Южакова Светлана Владимировна

Конспект урока по литературе по теме"Обличение социальных пороков в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"(7 класс)

скачать документ

Вернуться назад

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени Героя Советского Союза П.И. Викулова   городского округа Сызрань Самарской областиУчитель русского языка и литературыЮжакова Светлана ВладимировнаКвалификация: cоответствие занимаемой должностиТема: "Обличение социальных пороков в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"(7 класс)Интегрированный урок - одно из средств пробуждения интереса учащихся к учебным предметам.Цели урока:дидактическая – освоить художественное содержание сатирической сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», раскрывая новаторские приёмы писателя-сатирика; определить роль его произведений в истории русской литературы.развивающая- развивать культуру читательского восприятия художественного текста, образное и аналитическое мышление учащихся.воспитательная- воспитывать у учащихся неприятие таких социальных и нравственных пороков, как: неравенство, рабство, лень, тунеядство, глупость и др.; показать на примере сказки позитивную роль сатиры и юмора в жизни человека и общества.Ход урока.1. Организационный момент.Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Я, в свою очередь, желаю нам продуктивной работы. Садитесь.2. Слово учителя. - Начать урок мне хотелось бы с небольшой загадки. Дополните, пожалуйста, высказывание известного государственного деятеля Анатолия Васильевича Луначарского одним словом. "Они (пауза) могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым совершенством." О чем идет речь? Ответы учащихся.- Я хочу вам дать подсказку. Это жанр устного народного творчества, который был предметом нашего обсуждения на прошлом уроке. Ответы учащихся.- Итак, мы вновь попадаем в сказочный мир Михаила Евграфовича Салтыкова -Щедрина, и его сказок "для детей изрядного возраста от 7 до 70 лет". Как вы это понимаете? Ответы учащихся.(Сказки интересны и детям, и взрослым)- Надеюсь, что урок действительно окажется не только интересным, но и полезным для всех. Ведь сказка- ложь, да в ней намек....- И сегодня мы продолжим знакомство с "...трагичными по своему ехидству и совершенными в своим языковым богатством" сказками.- Но ведь сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных. Какие особенности художественного своеобразия приемы можем в них найти? Ответы учащихся.- Вспомним, что они обозначают. На ваших столах лежат инструктивные карты. Прочтите, пожалуйста, задание и выполните его. (Работа ведется в парах)Инструктивная карта №1.Соотнесите литературный термин с его определением.Сарказмчрезмерное преувеличениеИронияедкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и обществаГротескхудожественная речь, основанная на вынужденном иносказании.Гиперболаизображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастическогоСатирапредельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобияЭзопов языкосмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположноеСатира - изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.Ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное.Сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;Гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия"Эзопов язык" - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.Гипербола - чрезмерное преувеличение.- Пожалуйста, зачитайте определения, которые у вас получились.-Молодцы. Вы правильно сумели соотнести понятие и его определение. Эта информация нам пригодится при выполнении следующих заданий.- А как называется сказка, которую вы прочитали к уроку? Ответы учащихся.("Дикий помещик")- Не правда ли странное и вместе с этим интересное название?Попробуем его объяснить, оттолкнувшись от лексического значения слов, входящих в словосочетание.- Дикий. Что значит это слово? Ответы учащихся.Дикий-1. Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некультивируемый (о растениях), неприрученный, неодомашненный (о животных). 2. перен. Грубый, необузданный. Д. нрав. 3. перен. Нелепый, странный (разг.). Дикая выходка. Дикая мысль. 4. перен. Чуждающийся людей, застенчивый. Д. ребёнок.5. полн. ф. Необычайный, очень сильный (разг.). Дико (нареч.) удивился. Д. восторг.6. полн. ф. Не связанный ни с какими организациями, действующий самостоятельно (разг.). Дикая артель. Отдыхать диким способом (не по путёвке).- Посмотрите ребята, как дается значение слова в Толковом словаре Ожегова.- Второе наше слово - это помещик. Для выяснения значения слова "помещик" попробуем подобрать к нему однокоренные слова. Ответы учащихся (место, поместье). - Значит, помещик - это тот, у кого есть место, участок земли.- А какое значение имеет суффикс -щик в слове. Ответы учащихся.(Суффикс- щик, образует существительные со значением лица по роду его деятельности). - Правильно. Отсюда и произошло слово "помещик" - это человек, который владеет местом или поместьем.- А как вы думаете, может ли владелец поместья, дворянин быть диким? Ответы учащихся (Нет)- Значит лексически не сочетаемые слова объединяются в названии сказки Салтыкова- Щедрина "Дикий помещик"? Что же хочет таким образом сказать нам автор? Каким был его замысел? Почему он дал произведению такое название? На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце урока.- Кто же является главным героем сказки? Ответы учащихся.( Урус Кучум-Кильдибаев)- Какие ассоциации в связи с ней у вас возникли?(Скорее всего, он - татарский князь).- Правильно, ребята. Эта фамилия напоминает нам о монголо-татарском иге, татарских ханах, чужеземных захватчиках.- Теперь поработаем с текстом и найдем каким мы видим помещика в начале. Ответы учащихся.-Что происходит с помещиком потом? Найдите и прочитайте в тексте его описание, а также скажите:"Какой художественный прием использует при этом автор?" Ответы учащихся.- На кого же стал похож помещик? Ответы учащихся .(Животное)- Почему это произошло? Ответы учащихся (У него нет духовной составляющей, нет цели в жизни, нет любимого занятия. Жизнь за счет других превратила его в паразита.)- Да. Весь смысл его существования – «понежить свое тело белое, рыхлое рассыпчатое». Живет за счет своих Сенек, презирает их, ненавидит, боится, не выносит «холопьего духа, с радостью принимает звериное существование.- А теперь поработаем в парах. Мы с вами уже использовали в своей работе прием "Кольца Венна". А сейчас вам надо заполнить область, которая относится к характеристике помещика. Впишите туда на ваш взгляд подходящие слова. Ответы учащихся.- Ребята, предлагаю вам провести "минутку" отдыха. Я буду зачитывать вам утверждение, а вы , если согласны с ним, то сидите на месте, если нет - встаете.1. Уже в 10 лет Салтыков-Щедрин поступил Царскосельский лицей. (нет - сидят. В 12 лет)-А что же вы не встаете?2. Фамилией писателя была «Салтыков», а приставку «Щедрин» он добавил в качестве псевдонима. (да - встают)3. В лицее у Михаила было прозвище «умник». (да - встают)4. Вошедшее в словари слово «мягкотелость» изобрёл и ввёл в обиход именно Салтыков -Щедрин.(да - встают)5. За вольнодумство писатель был сослан в Сибирь. Там он провёл на службе целых 7 лет.(нет - сидят, в город Вятку(сейчас Киров).- Спасибо, вы были очень внимательны.- Продолжаем нашу работу над произведением.- А есть ли в сказке еще главные герои, кроме помещика? Ответы учащихся.- Правильно, ребята. Другим главным героем сказки является народ.- А каким мы его видим? Ответы учащихся. (Рой мужиков)-Какой прием здесь использовал автор?(Гротеск) (В сказке народ рисуется в виде роя: когда они садятся на городскую площадь, их, как пчел, собирают в корзину и отсылают помещику, жизнь в поместье сразу возвращается в свою колею.)- Скажите, пожалуйста, в чем смысл сравнения крестьян с роем? Ответы учащихся. - Мужики действительно, как пчелы, трудятся всю жизнь, как стадо живут общиной, и поэтому вот такое пришло сравнение у Салтыкова - Щедрина..-Какой прием использует автор. Ответы учащихся.(Гротеск)-Поработаем снова в парах, возвращаемся к "Кольцам Венна". Вам надо заполнить область, которая относится к характеристике народа. Выберите подходящие слова для этого Ответы учащихся.-А как вы думаете, может ли помещик существовать без народа, а народ - без помещика? Ответы учащихся.- Почему? Ответы учащихся. Без мужика не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры. Отсюда вывод: русский мужик кормилец и поилец, мужиком живет Россия, его трудом и заботами. Но , в свою очередь, мужик не способен победить в себе раба, робко подчиняется правящему классу).- Значит у этих героев есть что-то общее? Какая общая черта их объединяет? Ответы учащихся. (отсутствие самостоятельности или несостоятельность).- Закончим заполнять "Кольца Венна"и запишем эту общую черту .- Ответы учащихся.-А как вы думаете, что оказывается виной всему этому? Ответы учащихся. (Общественный строй, крепостное право).-Согласны ли вы, что отсутствие самостоятельности, нежелание самому отстаивать свои права и заботиться о себе - это и есть дикость. Ответы учащихся.- Обратимся теперь к вопросу, поставленному в начале нашего обсуждения.-Почему Салтыков - Щедрин назвал сказку "Дикий помещик"?- Ответить на это нам поможет прием ПОПС - Формула, с которой вы уже знакомы.П-ПОЗИЦИЯЯ считаю, что автор дал необычное название_____________________________________О-ОБЪЯСНЕНИЕЯ так думаю, потому что слова__________________________________________________________________________________________________________П-ПРИМЕРЯ могу доказать на примере значения слова__________________________________________________________________________________________________________________________________________С-СЛЕДСТВИЕЯ делаю вывод о том, что человек___________________________________________________________________________________________________________________________________________________- Чему же научил нас писатель Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин своей сказкой? В чем ее идейное содержание? Ответы учащихся. (Быть трудолюбивым, добрым, доброжелательным, помогать другим, не уподобляться помещику).- А напоследок еще раз вспомним, что говорил о сказках другой наш замечательный писатель А.С.Пушкин." Сказка ложь, да в ней намек,....(хором) добрым молодцам урок. Желаю и вам не забывать об этом и учиться мудрости жизни, читая книги.- Урок окончен. До свидания.Рабочий лист по сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина "Дикий помещик"7 класс1. Соотнесите литературный термин с его определением.Сарказмчрезмерное преувеличениеИронияедкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и обществаГротескхудожественная речь, основанная на вынужденном иносказанииГиперболаизображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастическогоСатирапредельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобияЭзопов языкосмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное2. Сравните героев.Заполните диаграмму Венна и сделайте вывод, что общего есть у героев.3. Порассуждайте над проблемным вопросом с помощью ПОПС - формулы.П - ПОЗИЦИЯЯ считаю, что автор дал необычное название____________________________________О - ОБЪЯСНЕНИЕЯ так думаю, потому что слова_________________________________________________________________________________________________________П - ПРИМЕРЯ могу доказать на примере значения слов___________________________________________________________________________________________________________________________________________С - СЛЕДСТВИЕЯ делаю вывод о том, что человек___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X