Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Курунтяева Елена Вячеславовна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ О РУССКИХ ТРАДИЦИЯХ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

скачать документ

Вернуться назад

Е. В. КурунтяеваГБОУ СОШ им. М.Н. Заводского с. Елховка ДО «Улыбка» ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ О РУССКИХ ТРАДИЦИЯХ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.Актуальность опыта работы:Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о котором мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.Я решила изучить проблему «Формирования представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры». И считаю, нужным донести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях и обратилась к истокам русской народной культуры. Как сформировать представления у дошкольников о русских традициях?Эту проблему можно будет решить, если создать условия и систему работы.Мною были разработаны следующие цель и задачи:Цель: Сформировать представления у дошкольников о русских традициях, посредством народной культуры.Задачи:1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме «Формирование представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры»2. Создать условия и систему работы по формированию представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры.3. Откорректировать перспективное и календарное планирование.4. Провести диагностику результатов деятельности.3. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ3.1. Теоретическая база опытаПроблемой формирования представлений у дошкольников о русских традициях, занимались различные исследователи, педагоги - С. А. Токарева, Терещенко, Ушинский, Князева, Маханева, Усова, Сакулина, Комарова и др.Опыт культуры старшего поколения передается через произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания. Средствами русской народной культуры являются быт, народное искусство, фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к русской культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку.3.2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫВзяв за основу мнение великих педагогов, я убедилась в том, что необходимо, создать условия и спланировать систему работы по формированию представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры.В своей работе использую программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. П. Князева, М. Д. Маханева.) В этой программе четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме, чего нет ни в одной другой программе: обогащение предметно-пространственной среды предметами, носящими национальный характер; знакомство с предметами быта русского народа; использование фольклора во всех его формах; народные праздники и развлечения, традиции; ознакомление с народной декоративной росписью.Работу начала с проведения диагностики с детьми по выявлению представлений о русских традициях и анкетирования родителей.В результате на констатирующем этапе получила следующее:Дети почти не имеют представления об особенностях устройства жилища и быта наших предков, знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Дети называют членов своей семьи, определяют родственные отношения, но не все знают свою родословную. Мало знают о труде своих дедушек и бабушек, и ничего не знают о прадедушках, прабабушках. Как они жили и чем занимались. Дети, практически не знакомы с культурными традициями своего народа. У большинства детей, был отмечен активный интерес к культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам. Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.Единицы детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песню, рассказать потешку, закличку, вспомнить и назвать народные праздники. Дети незнакомы с предметами быта старины, но им интересно узнать о прошлом, о промыслах, традициях русского народа. Не всегда используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.).Выяснилось, что и родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д. Три ребенка имеют представление о русских традициях, знают русские народные праздники, называют предметы быта, игрушки русского народа. Очень большой опыт передают им бабушки.После проведенной диагностики, 2 этапом моей работы стало - создание предметно - развивающей среды, для формирования представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры. Спланировала систему работы по этому направлению и отобрала следующие приоритеты.1. Создание атмосферы национального быта (горница, мини-музей, созданный в ДО, общими силами). Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому, решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям ощутить себя частью великого народа.2. Использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, потешек, загадок и т. д.). В русском фольклоре, как нигде отражены черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастером человеческих рук. Благодаря ему фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.3. Знакомство с традиционными, обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Народная мудрость, сохраненная веками должна быть передана детям.4. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках, посуде, узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.5. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры – это огромный потенциал для физического развития детей.Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей. Детям было интересно увидеть работы наших мастериц – бабушек, прялку, чески в действии, покачать куклу в колыбели, рогачом поднять чугун, макет русской печи помогли изготовить родители. Чтобы интерес детей не иссяк, решили собирать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку русской избы. Так начали оборудовать комнату «Горницу» в мини-музее (специально отведенное помещение, в свободном доступе для детей). Оснастила предметами старины и предметами народных промыслов, которые хранились у местных жителей. Поместила маленького Домовенка, который помогает в проведении мероприятий.Далее, организовала кружок «У Домовенка», 1 раз в месяц в пятницу во второй половине дня дети активно включаются в мир интересной деятельности. Дети «проживали» определенную тематическую, историческую ситуацию. Знакомила детей с прошлым и настоящим той или иной вещи, праздниками, обрядами, традициями русского народа.В образовательных областях применяла следующие формы и методы работы «Познавательное развитие» («История одной вещи» - познавательные беседы о прошлом и настоящем той или иной вещи, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, субботники, совместная деятельность, продуктивная деятельность (труд) – знакомство с вышивкой, вышивание, вязание); «Речевое развитие» («Посиделки», где проходят беседы, знакомство с названием старинных предметов; «Потрещим с Сорокой» - разучиваем потешки, стихи, скороговорки, знакомимся с загадками, пословицами, поговорками, былинами); «Восприятие художественной литературы и фольклора» («Минутка сказки», где детям рассказываю сказку; инсценирование сказок, кукольный театр); «Художественно - эстетическое развитие» («В гостях у Домовенка», знакомлю детей с предметами народных промыслов (росписи, народные игрушки); «Социально-коммуникативное развитие» - (познавательные беседы, словесные и сюжетно-ролевые игры, целевые прогулки, встречи с интересными людьми, рассматривание альбомов); «Музыкальное развитие» (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание песен, хороводов); «Физическое развитие» (подвижные, народные игры, соревнования).Мы стараемся соблюдать русские традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Потешки обыгрываем разными способами – используем театр на столе, пальчиковый театр, кукольный театр. Так дети быстрее запоминают потешки, загадки, сказки. Детей по старше знакомим с пословицами, поговорками. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Благодаря сказкам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.Сказка – творение народа, поэтому она воспитывает любовь к Родине, к родной земле. С удовольствием собираются на «Минутку сказки», чтобы послушать новую сказочку или вспомнить уже знакомую. Сказки подбираю по возрастам, рассказываю их детям во время тихого часа, в любое свободное время во второй половине дня, часто устраиваю «Минутку сказочки» в горнице, при этом постоянно пополняется книгами детская библиотека группы.Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Перед праздниками устраиваем посиделки. На посиделках не только разучиваем песни, игры, затеваем хороводы, но и изготавливаем разные предметы, которые необходимы для праздника.Каждое время года по своему красиво, а календарные праздники незабываемы. Например, каждый год зимой проводим «Рождественские колядки», поем песни - колядки, поздравляем родителей, жителей села с праздником. В массовых праздниках, как «Масленица», принимали участие не только дети, но и родители, бабушки, дедушки. Пели частушки, заклички, зазывали весну, закликали птиц, водили хороводы, играли в русские народные игры «Гори, гори, ясно», «Зажги солнышко», «Истопи печь», «Напеки блинчиков», «Катание Масленицы», «Выметаем зимушку»; лакомились блинами, и по традиции сжигали чучело.Народные праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Так проводили такие праздники, как «Троица» - «завивания» березки, «кумления», участвовали в хороводе «Во поле березка стояла». В летний праздник «Иван Купала», дети играли с народные игры «Крапивушка», «Русалочки», «Ручеек», «Хвосты», «Водяной», «Прыжки через костер», «Сбей струей воды жемчужину», учились плести венки из растений, участвовали в играх хороводах, танцевали с Водяным, Русалкой.Большую радость малышам доставляет ряженье в русские костюмы. Дети любят участвовать в играх-драматизациях, инсценировках знакомых сказок.Так, например, были показаны драматизации таких русских народных сказок, как «Курочка - Ряба», «Репка на новый лад», «Пых», «Гуси - лебеди», «Теремок», «Маша и медведь», «Заяц пляши-гуляй», «Целебная травка», «Мешок яблок», «Муха Цокотуха на осенней ярмарке».На осенних праздниках «Осенние забавы», «Рыжие листочки», «Осенняя сказка», дети не только участвуют в сценариях, но и совместно с родителями делают поделки к выставкам, тоже проходит и на зимних праздниках, не перестаешь удивляться и восхищаться поделкам родителей и детей.Каждый год проводим прогулки и экскурсии по селу, где знакомила детей с природой родного края в разное время года. прошли прогулки - «Рябиновый хоровод»; «В гости к дубу», «Березонька – кудрявая» , «Елочки – сосеночки», «Клен – кленок» на участке детского сада. Дети на этих прогулках отгадывали загадки, знакомились с приметами, легендами, рассказывали стихи, пели русские народные песни («Рябина», «Во поле березка стояла»).На прогулках по селу «Деревенька моя», дети знакомились с интересными местами нашего села.Узнали историю происхождения памятника погибшим воинам в Великую Отечественную войну. Каждый год, мы посещаем памятник нашего села и чтим их память. Познакомила детей с улицами села, деревенскими домами современными и домами наших прабабушек и прадедушек. В результате провели фотовыставку и выставку детских рисунков «Дома бывают разные», «Наше любимое», дети выучили песни «Родное село», «Россия».Родители активно помогают нам в работе, принимают участие в различных мероприятий.Каждый год проводим «День Матери», детям и родителям рассказала о истории этого праздника, познакомила с самой почитаемой иконой на Руси – иконой Владимирской Божьей Матери, о бронзовом Памятнике Матери крестьянке Епистимье Федоровне Степановой, потерявшей в годы великой отечественной войны девятерых сыновей.«День семьи», было проведено открытое конкурсное мероприятие «Вся семья вместе – так и душа на месте». Родители выполнили домашнее задание «Моя родословная», где помещены фотографии и записаны традиции каждой семьи. Каждая семья придумала свой девиз, герб, познакомили гостей со своей родословной, традициями, увлечениями семьи. А также стали участниками спортивного народного мероприятия «Банное сражение». Познакомились с церемонией посещения бани. Родители приготовили пословицы и поговорки про баню. Проводили «Сладкий денек», где дети участвовали в приготовлении печенья к тематическому мероприятию «У самовара». На этом чайном мероприятии - дети узнали от Барыни и Федора многое о чае, о его происхождении о чайной церемонии, о чайной посуде, о культуре поведения за столом, разучили пальчиковую игру «Чайничек», отгадывали «Сладкие загадки», пробовали печенье сделанное своими руками.Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью людей.Подготовила презентации по теме «Декоративно – прикладное искусство», познакомила детей с мотивами русского народного творчества – дымковской, городецкой, хохломской росписью; посудой с росписью Гжель; народной вышивкой. Работу по освоению народных промыслов провожу через лепку и рисование, ручной труд.Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки. Особый интерес вызывают матрешки. Малышам рассказывали о красоте и особенностях этой игрушки, а старших детей знакомили с историей ее возникновения.Также знакомлю детей с творчеством русских художников, и их работами. Например, это работы художника – сказочника Васнецова «Три богатыря», «Аленушка».Дети знакомятся с пейзажами, портретами, натюрмортами разных художников, что позволяет развивать у детей эстетический вкус и любовь к народному искусству.Большое значение уделяется народным подвижным играм, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у детей большой интерес.Игры всегда образны и сопровождаются забавными потешками, запевками. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.В результате проделанной работы провела повторную диагностику с детьми, где получила следующее: дети многое узнали о жизни близких им людей, убедились, как важно ценить историю, гордиться своими предками, почитать и уважать старших. Правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения, рассказывают о традициях семьи. Совместно с родителями изготовили альбом «Семейные традиции». Ведь знания народных обычаев укрепляют родовые и семейные связи, что помогает отрегулировать взаимоотношения между разными поколениями. Дети стали проявлять устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, ручном труде). Дети постоянные участники выступлений на мероприятиях в сельском Доме Культуры, поют и танцуют. Дети самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.). Пополнилась методическая копилка презентациями, видеороликами на разные тематические недели.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЫТАВ будущем буду продолжать знакомить детей с русскими традициями.Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАпполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. – 20011. – № 4. – С. 33-37.Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67-73.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" / Г. Н. Данилина. – [3-е изд., испр. и доп.]. – М.: АРКТИ, 2005. – 181 с.Евстратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.Измайлов А.Б. Рождественские "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. – С. 130-133.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 300 с.Круглова И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 15-17.Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И. Батурина. –2.-е изд. – М.: Школьная пресса, 2001. – 144 с.Кутасова М. "Прости меня, земля-матушка": "Народная культура" в детском саду / М. Кутасова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 35-40.Писарева А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Научно-практическая конференция "Патриотическое воспитание дошкольников" (реализация государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы) [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. – М.: Политиздат, 2009. – 216 с.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 2004.          

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X