Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Галина Темирбековна Алисултанова

Детско-родительский проект по сенсорному развитию детей 1 младшей группы: «Удивительный мир сенсорики»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад “Елочка” города Надыма»Детско-родительский проект по сенсорному развитию детей 1 младшей группы: «Удивительный мир сенсорики»Составила: воспитатель Алисултанова Галина ТемирбековнаТип: практико – ориентированный, детско – родительский.Вид: творческий.Срок реализации: сентябрь – майАктуальностьРанний возраст это совершенно особый период становления всех органов и систем. Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитие сенсорных способностей ребёнка составляет не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического, физического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положение в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Таким образом, сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и кинестетического и других видов ощущений и восприятий. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требует для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребёнка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которой является восприятие. ПроблемаПроанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, мы сделали вывод, что на всех этапах её развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Наблюдения за детьми и анализ уровня их сенсорного развития показал следующие результаты: низкий уровень – 12 детей (80%), средний уровень – 5 детей (33%), высокий уровень – нет. Поэтому был разработан данный проект.ГипотезаМы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды и учебно-воспитательного процесса с активным привлечением родителей поможет значительно содействовать развитию сенсорных способностей детей.Цель: Сенсорное развитие детей 2-3 лет средствами нестандартного математического материала.Задачи с детьми: Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве).Развивать речь, мышление, мелкую моторику рук.Формировать умение слушать и понимать то, что говорит педагог.Задачи с родителями: Расширить знания родителей о сенсорном развитии детей.Ожидаемые результаты: Сформируются умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве) у 20% детей.Повысится уровень развития речи, мышления, мелкой моторики рук у детей на 25%.Сформируются умения слушать и понимать то, что говорит педагог у 15% детей.Расширятся знания у 40% родителей о сенсорном развитии детей.Содержание проектаЭтапы реализации проекта1 этап: Организационный (сентябрь– октябрь)Изучение информационных источников по теме проекта.Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.Подбор задания и проведение диагностики.По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений.Анкетирование родителей по выявлению знаний в области сенсорного развития детей раннего возраста.Определение объёма материала, который будет адресован детям.Составление перспективного плана по сенсорному развитию (цвет, форма, величина).Подготовка игр и пособий на развитие сенсорных навыков, изготовление нестандартного материала для развития сенсорных способностей детей.Оборудование сенсорного стола.2 этап: основной (ноябрь– апрель)Оформление информационного материала для родителей по теме проекта.Составление тематических занятий с детьми.Совместные мероприятия с детьми и родителями по плану.Публикация материала в средствах массовой информации.3 этап: заключительный (май)Диагностика уровня усвоения программа в области сенсорного развития.Выявление мнения родителей о реализации проекта.Анализ результатов и презентация проекта.Перспективное планирование занятий с детьмиМесяц, неделяЗанятиеЗадачи СентябрьДиагностика сенсорного развития детейВыявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.Октябрь1 неделя«Назови геометрическую фигуру».Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.2 неделя«Пересыпание ложкой».Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.3неделя«Прыг – скок по дорожке».Учить детей различать цвета: красный, желтый, синий, зеленый.4 неделя«Ниточки для шариков».Учить детей различать цвета по принципу «такой - не такой», знакомить с названием цветов.Ноябрь1 неделя«Найди предмет такой же формы».Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры2 неделя«Угости маленького и большого зайца морковкой».Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.3неделя«Шумящие коробочки».Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.4 неделя«Цветочные клубочки».Соотносить предметы по цвету; закреплять свойства предмета: мягкие, пушистые; развивать мелкую моторику рук.Декабрь1 неделя«Бусы для куклы».Учить детей называть форму предметов, действовать с предметами в определённой последовательности.2 неделя«Построим дом для зайчика»Продолжать учить детей называть геометрические формы, упражнять в строительстве дома.3неделя «Подбери по форме».Закрепить знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.4 неделя«Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)».Развивать у детей мелкую моторику рук.Январь2 неделя«Кто скорее соберет игрушки»Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.3 неделя«Башни из кубиков».Учить детей находить однородные предметы по величине (3 величины), подбирать их в определённой последовательности.4 неделя«Золушка».Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.Февраль1 неделя«Воздушные шары».Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.2 неделя« Найди игрушку»Развивать у детей мелкую моторику рук.3неделя «Чудесный мешочек».Учить подбирать форму и величину по принципу «такой – не такой»; находить предметы по образцу.4 неделя«Поможем зайке разложить игрушки».Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.Март1 неделя«Ткани».Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.2 неделя«Найди окошко для фигурки».Учить детей соотносить форму детали с формой отверстия.3неделя«Что лежит в мешочке? ».Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.Апрель1 неделя«Сделаем куклам бусы».Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.2 неделя«Почини одежду зайчатам».Закрепить умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник), развивать мелкую моторику рук.3неделя«Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу».Развивать у детей мелкую моторику рук.4 неделя«Полянка».Учить детей группировать предметы по цвету, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет, такой, не такой, разные».Май1 неделяДиагностика сенсорного развития детейВыявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.План мероприятий с родителямиМесяцМероприятие, темаРезультатСентябрьАнкетированиеВыявили мнение родителей о сенсорном развитии детейОктябрьРодительское собрание: «Развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет»Повысилась педагогическая компетентность родителей по данному вопросу НоябрьМастер-класс «Я учусь играть с предметами»Повысилась педагогическая компетентность родителей ДекабрьКонсультация в информационный стенд для родителей «Игры, развивающие движение кисти – пальчиковая гимнастика»Повысилась педагогическая компетенция родителейЯнварь Мастер-класс «Игрушка своими руками»- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс- Изготовление игрушек родителями по сенсорному развитию детей из различных материаловФевральВыставка игр по сенсорному развитиюПовысился интерес родителей по использованию игр для сенсорного развития ребёнка. МартКонсультация «Сенсорное развитие детей с нарушением речи»Повысилась педагогическая компетентность АпрельСовместное развлечение с родителями «Разноцветные шары»Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процессМай- Анкетирование- Круглый стол «Анализ результатов проекта»- Выявили мнение родителей о том, как повысилось сенсорное развитие детей.- Информирование родителей о результатах реализации проекта.Критерии оценки эффективности реализации проектаДля отслеживания динамики сенсорного развития детей проводится мониторинг (сентябрь, апрель) по следующим критериям: Умение различать и называть некоторые цвета спектра – красный, зелёный, синий, жёлтый.Учить детей различать и называть некоторые геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, шар, куб).Учить детей использовать сенсорные эталоны (цыплёнок жёлтый как солнышко).Учить детей различать качество предметов на ощупь и их называть.Учить детей слушать и различать звуки в окружающей обстановке.Умение группировать, сравнивать, и обобщать предметы по этим признакам.Методы оценки и диагностикиДиагностику сенсорного развития детей 1 младшей группы проводим по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство», В.И. Логиновой. По каждому параметру выделяются уровни развития коммуникативных навыков: высокий, средний, низкий.Компетентность родителей по сенсорному развитию детей отслеживается через анкетирование, совместные мероприятия с родителями, их рефлексию.Формы диагностического исследованияНаблюдение, игры, игровые и проблемные ситуации, анкетирование родителей.Формы подведения итогов реализации программыПроведение совместных детско-родительских мероприятий.Презентация детских работ родителям, сотрудникам, малышам дошкольного образовательного учреждения.Систематизация методического материала.Представление результатов проекта на методических мероприятиях различного уровня, профессиональных конкурсах.Используемая литература:Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). / М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. / Т.В.Высокова. – Волгоград:Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич: Изд. 3-е переработанное. – 244 с. –СПб.: Детство-Пресс, 2001.Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.Лямина Г.М., Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. / И.А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.Методическое пособие: Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. - М., 2012.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X