Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77-85675
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Курносова Елена Геннадьевна

Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

скачать документ

Вернуться назад

Образовательная деятельность- её планирование, структура, отличительные особенности, формы организации.-Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня у нас второе занятие в «Школе наставничества». Тему вы видите на экране. И в начале мы вспомним о том, что изучали в прошлый раз. Тема прошлой школы? Какие виды планирования мы рассмотрели? Все ли сдали домашнюю работу? Занимаясь календарно-тематическим планированием, каждый из вас непосредственно столкнулся с планированием образовательной деятельности. И об этом мы поговорим более подробно сегодня.-Какие формы организации образовательной деятельности существуют в планировании образовательного процесса в ДОУ?Это:* совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:* образовательная деятельность в режимных моментах;* организованная образовательная деятельность;* самостоятельная деятельность детей.Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. -Мы рассмотрим кратко каждую из этих форм и более подробно остановимся на организованной образовательной деятельности (на занятии).Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:В утренние и вечерние часы;На прогулке;При проведении режимных моментов.При проверке ваших планов мною были замечены затруднения у молодых специалистов в планировании этой формы ОД (ОДРМ): либо всего один вид деятельности за вечер либо отсутствие цели, темы и пр. В этом вам поможет наша «шпаргалка». Пользуйтесь с умом.Самостоятельная деятельность детей.По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду, и присмотр и уход за каждым ребенком.Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста. В процессе этого взаимодействия у ребенка происходит развитие способов (средств) действия.Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н. А. Короткова): 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);-Структура образовательной деятельности включает в себя цели, задачи и содержание, которые отражены в ФГОС ДО и образовательной программе ДОУ, включает средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия, обеспечивающие её организацию и результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.-Образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:с одним ребенком (индивидуальная);с подгруппой детей (подгрупповая);с целой группой детей (фронтальная). Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения.Выбор количества детей зависит от:возрастных и индивидуальных особенностей детей;вида деятельности их интереса к данному занятию;сложности материала;-Образовательная деятельность прописана в ФГОС в 5 образовательных областях, представляющие определенные направления развития и образования детей. Каких?Социально-коммуникативное развитие;Познавательное развитие;Речевое развитие;Художественно-эстетическое развитие;Физическое развитие.Чтобы правильно организовать ОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «занятием» и «ООД».Отличительные особенности ООД:-в формах ее организации;-в изменении позиции педагога по отношению к детям;-в обновлении структуры ООД.Подробно об этом вы можете узнать из презентации об отличительных особенностях ОД ФГТ и ФГОС.Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе (по ФГОС ДО) — это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций.Что изменилось в образовательном процессе ДОУ в связи с введением ФГОС ДО? (прочитать, если будет время)В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается.В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.  Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление  определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый  оба являются субъектами взаимодействия,  равными по значимости. Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.В стандарте появляются требования к результатам освоения Программы. При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. Что это? Требования  Стандарта  к  результатам  освоения  Программы  представлены  в  виде  целевых  ориентиров  дошкольного  образования.  Как мы это проверим? Педагоги с помощью мониторинговых исследований на разных этапах фиксируют уровень развития ребёнка, чтобы знать, над чем нужно работать дальше.Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.  Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как  в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит.  Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире.Повышается роль семьи в работе дошкольного учреждения.Документ  ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение  будет обязано:— консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;— информировать   родителей   (законных        представителей), общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в  образовательную  деятельность, о целях  дошкольного  образования; — обеспечить открытость дошкольного образования;— создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;— обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;— создать условия для взрослых по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы,  обсуждать с родителями  (законными  представителями) вопросы, связанные с реализацией Программы.6.Осуществление проектной деятельности в детском саду.В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса:— является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;— повышает качество образовательного процесса;— служит развитию  творческого мышления.— способствует повышению компетентности педагогов.Что ещё регламентирует ОД? Кроме ФГОС, это нормативно-правовая база (смотрим слайд) и Сан ПиН, который утверждает: максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ– п. 12.10; максимально допустимый объём образовательной нагрузки в течение дня – п. 12.9, 12.11, 12.12; продолжительность ООД – п. 12.9, 12.11. В связи с этими нормами мы не можем превышать время проведения занятий.-Как мы готовимся к занятию? На просторах интернета нашла классическую схему подготовки и авторскую. Классическая предполагает 3 этапа: планирование, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию. Что включает в себя каждый этап? И авторская схема (подходит для объяснения родителям)-это тоже 3 этапа: подготовка воспитателя, родители и дети, дети. 1) Взяв в руки перспективный план, воспитатель находит литературу по теме занятия, ознакомившись с содержанием занятия, начинает подбирать материал. Подбор материала занимает очень много времени. Если это познание:  иллюстрации по теме, стихи, загадки, игрушки. Если таковых нет, воспитатель бегает по группам, и к старшему воспитателю к коллегам, и спрашивает материал у всех, а если не находит, то несёт игрушки из дома или изменяет героев занятия, а затем и само занятие (чтобы была логика, по крайней мере так происходит в нашем саду). Если это рисование: подготовить картинки, иллюстрации, игрушки (вы уже знаете, каким способом их находит воспитатель), готовит листы на каждого ребёнка. Если это необходимо по возрасту, то ещё и делает наброски рисунка, стихи, загадки по теме. Если это лепка: воспитатель лепит изделие по теме, готовит игрушки, картинки, пластилин на каждого ребёнка (разного цвета), салфетки, стеки, доски для лепки. И так далее...2) По дороге домой вы с ребёнком беседуете... не так ли? В это самое время, чтобы не терять его (время) попусту, совместно с ребёнком вспоминаете пройденный день в детском саду. Для того, чтобы зафиксировать какие-то моменты, задавайте наводящие вопросы. Например: «У вас сегодня в садике рисование было! Что ты нарисовал?». И ребёнок начнёт вспоминать, но не только, что нарисовал, а ещё и как, какими способами — возможно он не скажет вам способы рисования, но они отлично закрепятся у него в памяти. Придя домой, дайте ребёнку отдохнуть, ведь он как и вы — целый день на работе... Вы устаёте от своей работы? Пусть дитё полежит на кроватке, диване или на полу — не важно, но отдых в горизонтальном положении однозначно нужен.За 1 час до сна уделите 15 минут ребёнку на подготовку к завтрашнему занятию, и обязательно сделайте то, что просила воспитательница. Если вы это сделаете, вы колоссально поможете своему ребёнку усвоить новый материал. 3) Дети- цветы жизни. Они очень хитрые и знают все ваши слабости, это самые тонкие психологи... не идите у них на поводу. А сделайте задание в игровой форме или примерьте на себя любую роль героя мультфильма и сделайте домашнее задание. Вы затратили совсем немного своего времени, но сколько плюсов в этом — общение со своим «чадом», игра, положительные эмоции, оба под впечатлением, и ещё на следующий день все дети в группе будут знать, что вчера ребёнок играл в такую интересную игру со своими родителями.-С чего начинаем планирование занятий? В соответствии с календарно-тематическим планированием воспитатель определяет темы ООД, например, «Наш детский сад»,  «Семья». Единая тема отражается во всех формах организации ОД. Берутся они из Программы, утвержденной ДОУ. Возможны внесения изменений в программу. Чаще всего это происходит из событий, окружающих детей. Например: «Пасха». В программе этой темы нет, но она очень благодатная для планирования по всем образовательным областям и мотивирует детей на предстоящую деятельность.Теперь подходим к рассмотрению непосредственно конспекта занятия.Скажите, зачем нам нужно написание конспекта занятия, да ещё и в прямой речи? Давайте подумаем вместе.Сама структура написания конспекта изложена в памятке (мы вам их раздали), эта структура утверждена ДОУ и принята аттестационной комиссией. Также есть памятка по целям, правильной формулировке (по ФГОС). Вы это посмотрите дома. Вам они понадобятся при составлении конспекта. Это и будет ваше домашнее задание. Сроком 2 недели.Итак, схема составления плана- конспекта ООД:Раньше это было 3 части: вводная, основная, заключительная. Сейчас их 5:Организационный момент. Мотивационно-ориентировочный этап. -Скажите, чем отличается 1 этап от второго?Мотивация бывает разная - практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом, то после чего дети захотят «этим» заниматься.Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения).«Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»)Мотивация должна быть:• с учётом возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию)• мотивация должна быть экономной (2-3 мин, не должна доминировать)• завершённость ситуации.Используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра.Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемоесодействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.Младший возраст- вы сообщаете детям, что у каких- то игровых персонажей что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации.Средняя группа – можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Старшая группа- главное не персонажи, а сюжеты (самого персонажа нет, а есть письмо, СМС, звонок). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе ОД может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.В подготовительной группе - потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это спланированное, специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра- соревнование с установкой на выигрыш. Дать возможность каждому ребенку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.Поисковый - проектирование решений проблемных ситуаций.Практический этап- выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путем исследований, поиска, открытий.Рефлексивно-оценочный этап. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов. Ответы детей не оцениваются –принимаются любые. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь, чтобы ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять: «что именно не так, можно на помощь отправить более смышленого ребенка.Прежде всего, последний этап характеризует «открытый конец»; каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: то есть что хотел сделать –что получилось.Не спрашивайте у детей: понравилось или нет? Надо спросить: «Зачем вы это делали?» Чтобы понять осознал ли ребенок цель. Или «А для чего вам это нужно было?» «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы. Оценка должна быть дифференцирована.При организации ООД профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы. Нужно заранее подумать, как обсуждать детские версии, не в жестко – оценочной форме.  

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X