Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Пехтерев Сергей Викторович

«Психолого-педагогические основы профессионально обучения осужденных в исправительных учреждениях ФСИН России»

скачать документ

Вернуться назад

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №75Федеральной службы исполнения наказаний(ФКП образовательное учреждение №75)«Психолого-педагогические основы профессионально обучения осужденных в исправительных учреждениях ФСИН России»Преподаватель Пехтерев Сергей Викторович2019 годгород СафоновоВведение.Исправительно-трудовая психология – достаточно молодая отрасль психологии. Появление ее непосредственно связано с гуманизацией Российской исправительно-трудовой и уголовной политики, обусловленной социальными процессами, происходящими в обществе. Известно, что с изменением условий жизни и деятельности людей наступают определенные изменения в их психологическом облике. Так-же происходит и с лицами, осужденными к лишению свобода и направленными в исправительные колонии. Некоторые проявляют агрессивные действия и используют всякую возможность, для выражения своего несогласия к требованиям режима отбывания наказания. Некоторые, наоборот, добросовестным трудом и примерным поведением пытаются искупить вину и заслужить признание. Многие остаются безучастными к тому, что с ними произошло, равнодушно воспринимают условия, в которых оказались, и т.д. Вместе с тем многие действия, психологические состояния, способы психологической защиты при их многообразии являются типическими для лиц, осужденных к лишению свободы. Потребности практики обусловили необходимость обоснования психической деятельности личности, отбывающей уголовное наказание. Это обстоятельство и вызвало особый вид психологической науки – исправительно-трудовую психологию. Соприкасаясь с различными науками, исправительно-трудовая психология, имеет собственные взгляды и принципы реализации требований на практике, внутреннюю логику развития. Данная наука тесно связана с рядом отраслей юридической науки (уголовным, исправительно-трудовым правом, криминологией) в решении ими теоретических и практических задач исполнения уголовного наказания. Такая же связь исправительно-трудовой психологии имеется с некоторыми не юридическими дисциплинами: исправительно-трудовой педагогикой, организацией труда осужденных к лишению свободы. Важным критерием исправительно-трудовой психологии является логика ее развития как системы научных знаний о закономерностях психической деятельности людей, которые попали в специфические условия, в которых осуществляется процесс исполнения наказания.1. Актуальность данной темы.В соответствии с исправительно-трудовым законодательством России профессиональное обучение осужденных входит в один из основных средств исправления и перевоспитания. Обучение осужденных и приобретение профессий в образовательных учреждениях – не самоцель; оно подчинено задаче их исправления и перевоспитания. В современных реалиях, когда решаются вопросы о проблемах совершенствования системы профессионально-технического образования в стране, необходимо провести работу в образовательных учреждениях ФСИН при ИК (исправительных колониях) в соответствии с новыми задачами, с требованиями научно-технического прогресса. В этой связи перед исправительно-трудовой психологией встает важная задача – изучить психологические аспекты профессионального обучения осужденных, разработать элементы педагогической психологии применительно к исправлению и перевоспитанию осужденных. Образовательные учреждения ФСИН России, должны дать осужденным определенные знания, навыки и умения, способствующие ресоциализации их в обществе после освобождения.2. Особенности профессионального обучения осужденных.Образовательные учреждения ФСИН России занимают важное место в системе исправления и перевоспитания осужденных. Человек, обучаясь, усваивает не только профессиональные и специальные знания, навыки и учения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, активную жизненную позицию, повышает уровень общения и профессиональной подготовки, правовой культуры. Образовательные учреждения ФСИН России должны вооружить обучающихся суммой теоретических и практических знаний об обществе и природе, формировать профессиональные навыки и умения. Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, отраженный в сознании, совокупность сведений, раскрывающих взаимоотношения между предметами реального мира. Они подразделяются на жизненные и научные знания. Жизненные знания лишь констатируют факты, явления и не выходят за пределы конкретного, непосредственного воспринимаемого внешнего мира и его описания. Такие знания часто обуславливают неверное толкование реальной действительности. Научные знания выражаются в понятиях, формулах, научных теориях, объясняют факты, отражают сущность явлений. Личность обладающая достаточными знаниями в области науки, глубже понимает действительность, развитие окружающего мира; она усматривает за случайным закономерное и необходимое, за единичным – общее. На основе системы научных знаний формируются активность жизненной позиции, мировоззрение, потребность, самостоятельно овладеть научной информацией. В современных реалиях, когда объем нужных знаний значительно возрастает, важно привить ему стремление к самостоятельному пополнению знаний, умение ориентироваться в информационной среде. Для этого преподаватель образовательного учреждения должен стимулировать мыслительную деятельность обучающихся, развивать их интерес к познанию поставленных на уроке задач, постоянно формировать умение, навыки самостоятельной работы над усовершенствованием своих знаний. Часто встречаются осужденные, которые неплохо знают теоретический материал по гуманитарным и естественным предметам, могут изложить правовые и моральные нормы, но не редко нарушают дисциплину содержания в исправительном учреждении, а их жизненные нормы поведения не совпадают общественным интересам, имеют индивидуальную собственную направленность. Такое несогласование знаний и поступков – следствие поверхностного усвоения знаний и умений осужденными. В образовательных учреждениях ФСИН России обучение осужденных должно строиться на основе принципа личностного подхода, требующего учитывать индивидуальные психологические различия обучающихся при организации учебного процесса. На качество усвоения осужденным знаний влияют его интересы, мотивы, потребности, уровень развития мышления и памяти. Так, у лиц, обучающихся престижным профессиям в образовательном учреждении, приобретение знаний сочетается с профессиональным интересом, это повышает их активность в учебном процессе. Процесс, начинающийся с первоначального ознакомления с учебным материалом, его осмысливания, запоминания – есть усвоение знаний. В результате усвоения обучающийся может объяснить учебный материал, связать его с прошлым и применить на практике. Усвоение знаний у обучающихся – осужденных имеет свои особенности. Осужденные – люди взрослые, имеют жизненный опыт. Это дает возможность преподавателю сочетать программный материал с их практическими знаниями. Большинство осужденных это люди сформированным типом мышления, навыками умственной деятельности. Если навыки продуктивные, то надо на них опираться в формировании процесса обучения, ну а если нет, то их надо перестраивать.Должны учитывать, что часть осужденных имеет ошибочные, неточные представления, убеждения и понятия, особенно в области правил социального общежития, права, морали. Тогда и организация процесса их обучения должна быть связана с переучиванием и переубеждением. Так как многие осужденные обладают профессиональным опытом, знаниями, это позволяет преподавателям использовать их для организации проблемного обучения. Во время обучения должны быть сформированы следующие мотивы. Мотивы – стимулы, побуждающие к овладению знаниями (интересное преподавание, применение средств наглядности, симпатии к преподавателю и т.п.). Широкие мотивы, связанные с будущей перспективой (продолжение образования после освобождения, интерес к профессии и т.п.). Внутри-учебные мотивы (чувство удовлетворения от процесса умственного труда, чувства удовлетворения от овладения рабочей профессией, в то же время - сомнения, побуждающие к познанию истины). Удачность процесса обучения зависит от умения преподавателя ставить перед обучающимися необходимые познавательные цели, задачи, вопросы, которые ставились бы личными задачами обучающихся. Вместе с тем преподаватель должен уметь организовать познавательную деятельность обучающихся, руководить их восприятием нового материала, закреплением полученных знаний на практике. Особое внимание должно быть обращено на проверку результатов учебной деятельности обучающихся, путем оценивания их знаний по предмету.3. Формирование навыков и умений у обучающихся – осужденных.Навыком называется действие, доведенное до автоматизма в процессе его упражнения и выполняемое не только правильно, но и быстро, легко, экономно, качественно. Техника, основанная на последних достижениях науки, стала более сложной, что требует от работника производства необходимых в достаточном объеме знаний, особой точности, четкости, быстроты и разнообразия навыков и действий при выполнении заданной работы. Бывают сенсорные, моторные и умственные компоненты навыка. Примером сенсорных навыков является наблюдение за показаниями приборов, определение высоты и ширины сварного шва, прослушивание работы двигателя. Примером умственных навыков – производство сложных расчетов в уме, принятие необходимого решения. Моторных – регулирование приборов на необходимые заданные величины манипуляция с рычагами управления автомобиля и т.п. Современная техника чаще всего требует навыков смешанных: сенсорно-двигательных, умственно-сенсорно-моторных и т.п. В зависимости от того, какие навыки формируются, выделяют основные типы обучения: сенсорное, в процессе которого у обучаемых формируются необходимые умения; умственное, в процессе которого формируются умственные действия и интеллектуальные операции, развивается логическое мышление; моторное, в процессе которого обучаемый усваивает способы манипуляции над механизмами и пультами управления. В связи с этим навыки формируются только с помощью одних и тех же упражнений, то есть многократного повторения с оцениванием каждого результата, стремлением его улучшить в постепенно усложняющихся условиях. На первой ступени обучения новой специальности, обучающиеся теоретически знакомятся с действиями, которыми им необходимо овладеть. В связи с этим в профессиональной подготовке теоретическое обучение часто предшествует производственному обучению. Обучаемые получают необходимую подробную инструкцию о целях и способах выполнения практических действий, типичных ошибках и способах их устранения. На второй ступени обучающиеся-осужденные приступают к практическим действиям, которые пока выполняются, не всегда правильно, с ошибками и большим напряжением. На этой ступени отрабатываются отдельные элементы каждого навыка. Важно не допустить закрепления в сознании неправильных, ошибочных способов выполнения действий, которые в дальнейшем могут тормозить рост мастерства рабочего. Часто осужденные пребывают в исправительную колонию с профессиональными навыками, которые не находят применения в работе на производстве ИК. Поэтому возникает необходимость их переучивать необходимым навыкам. Здесь преподавателю нужно учитывать возможность взаимодействия нового формируемого навыка со старым, который может быть отрицательным и положительным. Прежние, имеющиеся навыки могут оказывать положительное влияние на процесс формирования новых навыков. На третьей ступени достигается полная автоматизация навыка. Обучаемые все более качественно выполняют действия. На этой ступени осужденный может быть включен в состав рабочей бригады учеником. Руководство дальнейшим формированием профессиональных навыков может осуществлять мастер производственного обучения или закрепленный наставник. В этом случае эффективному формированию навыка, способствует усвоение лучших приемов труда членов бригады. На четвертой ступени навык становится настолько высокоавтоматизированным, действия настолько отработанными, что могут выполняться с высокими показателями. Достижение в короткие сроки высокой степени автоматизации возможно в случае, когда отсутствуют попытки перескочить через ступени формирования навыков. Нужно учитывать особенности каждой ступени и в соответствии с ними ставить посильные задачи обучающимся и подбирать им соответствующие практические задания. Не нужно требовать скорости выполнения действий на первой и второй ступени, пока не отработана правильность выполнения действий. Переход к отработке скорости действий можно только на третьей ступени, уменьшая каждый раз время выполнения действия. Пятая ступень формирования навыка, на которой обучающиеся сочетаются с многочисленными умениями, со способностью овладеть смежными профессиями, в результате чего осужденный становиться мастером своего дела. Формирование умений.Умение означает возможность личности практически применять свои знания и навыки с наибольшей отдачей. Умелый человек обладает глубокими знаниями, прочными и гибкими навыками по своей профессии. Приобретаемые осужденными умения по содержанию делятся на учебные (уметь считать, планировать свою работу, анализировать), производственно-трудовые (организационные, технологические) и личностные. Умения при своем формировании проходят так же ряд ступеней: первоначальное умение, отдельные общие умения, высокоразвитое умение, мастерство. Умение прочно связано с творческим мышлением, опирается не только на навык, но и на знания, поэтому прогрессирует вместе с увеличением объема знаний человека, повышением его культурного уровня.4. Формирование отношения осужденных к обучению в образовательных учреждениях ФСИН России.Успешность обучения в образовательных учреждениях ФСИН России во многом зависит от отношения осужденных к приобретению профессиональных знаний, навыков и умений, от проявления ими интереса к получению профессии. Многие осужденные имеют желание обучаться в образовательном учреждении. Они связывают учебу с жизненными планами после освобождения. Часть осужденных идет обучаться, чтобы быстрее проходило время, или потому что заставляют, или чтобы быть активнее, или чтобы получить какие-то льготы и т.п. Некоторая часть осужденных уклоняются от учебы в образовательном учреждении, в связи с негативным отношением к получению образования. На формирование безразличного и негативного отношения к учебе влияют многие факторы. Так, большинство осужденных до лишения свободы за совершенное преступление имели значительный перерыв в учебе, не отличались прилежанием к учебе в подростковом возрасте и поэтому утратили навыки и привычки учебной деятельности. Часть осужденных не видит смысла в освоении профессии, так как не связывает приобретение профессиональных навыков и знаний с жизненными перспективами и планами. Осужденные, имеющие престижные специальности с высокими заработками полагают, что знания, полученные в образовательных учреждениях ИК, сами по себе не имеют значения для их материального благополучия, в связи с чем, негативно относятся к учебе. Обучение в образовательном учреждении требует перестройки психологии личности осужденных (готовность и желание учиться, приобретение навыков и привычек к учебной деятельности) способность адаптироваться к условиям обучения. Решение данных задач возможно в процессе предварительной психологической и практической подготовки осужденных к обучению. Они должны начинаться заранее. Изначально, важно понять отношение осужденных к обучению. Исходя из полученных данных осужденные, подлежащие обучению, классифицируются на четыре группы: первая группа это лица, которые имеют желание повышать профессиональный уровень, проявляют непосредственный интерес к обучению, связывают обучение с будущими планами. Вторая группа это осужденные, которые желают обучаться, но не связывают обучение с планами на будущее, так как не уверены, смогут ли они справиться с учебной нагрузкой. Третья группа это лица, которые желают попробовать свои силы в учебе. Четвертая группа это осужденные не желающие обучаться категорически.При работе с первой группой нужно выяснить уровень ранее полученного осужденными образования, их планы на жизнь, к каким предметам учебного процесса проявляют интерес, исходя из этого, активизировать учебные навыки. При работе со второй группой важное внимание уделяется на формирование жизненных планов и связь их с обучением, внушение уверенности в преодолении трудностей учебной деятельности. Для осужденных третьей и четвертой групп рекомендуется проводить занятия по программе, включающей в себя элементы воспитательного характера. Исходя из этого, формирование у них добросовестного отношения к обучению достигается путем: убедительных доводов о роли квалифицированных рабочих современных индустрий; проведение целенаправленных занятий по разъяснению осужденным значения важности обучения и приобретенных знаний, профессиональных умений и навыков, в формировании жизненных перспектив и целей; организация целенаправленной работы по формированию у осужденных трудовых навыков, восприятия учебного материала, привитие самостоятельной работы, использованию знаний на практике.5. Психология воспитывающего обучения.Обучение должно быть воспитывающим, так говорят когда предполагают постановку воспитательных целей каждого проведенного занятия, формирования мировозрения личности. Межпредметная связь в ходе обучения имеет важнейшее значение в организации перевоспитания и исправления осужденных. Межпредметная связь, предполагает наиболее качественное восприятие учебного материала, создает благоприятные условия для проведения обширной воспитательной работы с осужденными на убедительных материалах, дает возможность соединить теоретические знания с жизнью, с практикой.Учебная программа профессионального обучения осужденных построена таким образом, что каждая преподаваемая дисциплина не только непосредственно связана с производственным обучением обучающихся, но и с их деятельностью на производстве ИК, а также с возможностью использовать накопленные знания и навыки после освобождения из исправительного учреждения. Важное значение в воспитательной и учебной работе имеет поддержание тесных контактов преподавателей образовательного учреждения с начальниками отрядов и руководителями производства. Во внеурочное время осужденные занимаются на добровольных началах, исходя из своих изготовлением учебно-наглядных пособий, по оформлению учебных кабинетов и учебных мастерских, конструированию и изготовлению макетов, образцов и т.п. С целью мотивации осужденных в образовательном учреждении проводятся конкурсы профессионального мастерства, что дает возможность максимально использовать их свободное время, увлечь их и предотвратить нарушение дисциплины, повысить эффективность профессионального обучения.6. Ознакомление осужденных с условиями обучения.Обучение в образовательном учреждении требует серьезной перестройки психологии личности осужденного (готовности и желания учиться, умение поддерживать необходимые психические состояния и внимания на занятиях и т.п.), способности адаптироваться к условиям обучения (коллективу группы, требованиям преподавателя и мастера производственного обучения, к ритму и темпу учения и т.п.). Решение этих задач возможно в процессе необходимой психологической и практической подготовки осужденных к обучению и руководства ими в процессе привыкания к условиям профессионального обучения в образовательном учреждении системы ФСИН. Практическая подготовка обучающегося-осужденного к обучению в образовательном учреждении должна начинаться задолго до первого звонка на урок и завершаться в основном еще до начала учебного года, этим должны заниматься сотрудники воспитательного и производственного отдела ИК в тесном сотрудничестве с образовательным учреждением. В результате проводимой работы осужденный должен привыкнуть к мысли о целесообразности обучения и приобретении профессии, заранее знать трудности, с которыми он может встретиться. Для достижения данной цели необходимо проводить лекции, групповые беседы, встречи с мастерами производственного обучения и обучающимися, на которых постоянно пропагандируется полезность и необходимость обучения, получения профессии. При практической подготовке к учебе в образовательном учреждении необходим конкретный индивидуальный подход к каждому осужденному. Учитывая индивидуальные особенности личности осужденного, необходимо провести индивидуальную беседу, доказать ему, что выбранная им профессия на данный момент востребована на рабочем рынке труда, Получение рабочей профессии способствует ресоциализации его в обществе после отбывания срока наказания в ИК. Но убеждение в важности обучиться и совершенствоваться, овладевая рабочей профессией, не является лишь результатом словесного воздействия, примера других людей, выразительности наглядной агитации. Ведь сама жизнь, а это постоянное совершенствование человека, техники, совершенствования технологий производства, в том числе и в колонии, рост требований к квалификации рабочих, занятых на производстве, отношение администрации ИК к профессиональному обучению – должна формировать положительное отношение осужденных к обучению и готовность обучаться. Обучаться в любом возрасте и в любых условиях под силу каждому человеку. Подготовке к обучению в образовательном учреждении способствуют также формирование в коллективе осужденных мнения, положительно оценивающего обучение в образовательном учреждении, своевременное поощрение за хорошую успеваемость и посещаемость учебных занятий, овладение профессией. Администрация образовательного учреждения должна заботиться о создании сплоченного педагогического коллектива, повышении педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, способных вовлечь осужденных в учебу и подготовить квалифицированных специалистов. 7. Литература.1. Исправительно-трудовая психология. К.К. Платонов Рязань МВД СССР2. Исправительно-трудовая психология. А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков Москва академия МВД СССР

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X