Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Личаченко Валерий Иванович

Мастер класс: «Разрезание металла при ручной обработке с помощью слесарного инструмента»

скачать документ

Вернуться назад

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №75 Федеральной службы исполнения наказанийФКП образовательное учреждение №75Мастер – класспрофессия «Слесарь-ремонтник»Учебная дисциплина «Технология слесарных, слесарно-сборочных и ремонтных работ»Раздел программы: «Слесарное дело»Тема урока: «Разрезание металла при ручной обработке с помощью слесарного инструмента» Разработал: Личаченко Валерий Иванович – преподавательг. Сафоново 2018г.Пояснительная запискаПрофессия слесаря является одной из наиболее распространенных профессий, и ее значение с ростом механизации и автоматизации производственных процессов возрастает, так как в значительной мере качество и бесперебойная работа автоматических линий зависят от слесарей-сборщиков, слесарей — ремонтников и наладчиков, обслуживающих эти автоматические линии. С развитием механизации и усовершенствованием способов обработки металлов, ручные приемы заменяются более производительными и менее утомительными — механизированными. Однако во всех отраслях промышленности, а особенно в мелкосерийном производстве, до сих пор еще применяются ручные способы обработки металлов. Требования к квалификации слесаря очень высоки. Слесарь должен владеть основными слесарными приемами и уметь выполнять слесарные работы 1—3-го разряда в соответствии с установленными техническими требованиями и нормой выработки, производить разметку, рубку, резку, опиливание, сверление, развертывание, нарезание резьбы и другие операции.Для выполнения слесарных операций необходимо знать устройство различных инструментов и уметь пользоваться ими. Слесарь должен также хорошо знать технологию изготовления деталей и технику их измерения.Кроме того, слесарю необходимо знать свойства и особенности обрабатываемых металлов и сплавов.Слесарь должен уметь пользоваться механизмами, с помощью которых ручной труд на трудоемких работах заменяется механизированным.Тема программы: «Слесарное дело».Тема урока: «Разрезание металла при ручной обработке с помощью слесарного инструмента».Цели:Учебная: научить обучающихся выполнять резку пластин из листового металла слесарными ножницами и ножовочным полотном.Воспитательная: воспитание творческого отношения к труду, формирование эстетического наслаждения от выполненной учебной работы.Развивающая: развитие навыков самоконтроля, развитие познавательных навыков и умений.Тип урока: комбинированный.Методы производственного обучения: наглядно - демонстрационные, развитие практических приемов работы.Форма проведения: групповая.Материально-техническое обеспечение: верстаки, тиски, разметочный инструмент, плакат, слесарный инструмент (ножовка слесарная, ножницы ручные по металлу прямые, изогнутые и для фасонной резки, силовые ножницы для разрезания металла), приспособления (ручные настольные рычажные ножницы, труборезы, винтовой прижим для закрепления труб).Наглядные пособия: Инструкционные карты, образцы резки пластин, таблицы, сводная ведомость, раздаточный материал.Оборудование и оформление:На столе мастера производственного обучения:Карточки – задания, инструкционные карты, раздаточный материал.На столах обучающихся – чистые листы бумаги для ответов, ручки.На доске – тема урока, чертеж.Объект работы: пластины металлические.Планируемый результат: обучающиеся должны:- Знать, инструменты для разрезания металла, технологию резки различными инструментами, дефекты, которые могут возникнуть при разрезании, способы их устранения;- Уметь принимать решение при выборе инструмента, приспособлений, сравнивать, анализировать, делать выводы;- Отстаивать свою точку зрения и свои позиции.Ход урокаI Организационная часть – 5 мин.Мастер приветствует обучающихся, проверяет наличие обучающихся, сообщает тему урока: «Разрезание металла при ручной обработке с помощью слесарного инструмента».II Вводный инструктажПри проведении вводного инструктажа – на этапе «Проверка знаний» используем комбинированный метод проверки знаний. Сюда входят вопросы для повторения пройденного материала, блиц – опросы, и вопросы по технике безопасности.Урок начинается с контроля качества усвоения ранее изученного материала с использованием вопросов, которые выбираются по усмотрению мастера производственного обучения.Повторение материалаОбъяснение нового материала следует начать с разбора сущности операции резания металла и ее разновидностей (резание ножовкой, ножницами и труборезами).При рассмотрении операции резания металла слесарной ножовкой следует подробно остановиться на конструкции этого инструмента (цельная и раздвижная ножовки), подробно рассмотрев их конструктивные особенности, преимущества и недостатки и указав требования, предъявляемые к ножовочному полотну при его закреплении в станке ножовки.После рассмотрения конструкций ножовочных станков переходят к рассмотрению типов ножовочных полотен, подробно объясняя их характеристики (материал ножовочного полотна, геометрические параметры зубьев, их взаимосвязь и влияние на процесс резания; типы разводки зубьев ножовочных полотен и их влияние на процесс резания).Рассмотрев конструкции ножовочных станков и полотен, следует ознакомить учащихся с правилами резания металла слесарной ножовкой и дополнительными мерами безопасности при выполнении этих работ.Резания металла при помощи ручных и настольных ножниц.После изучения процесса резания металла слесарной ножовкой переходят к рассмотрению операции резания металла при помощи ножниц (ручных и настольных). Первоначально следует рассмотреть конструкции ручных ножниц (прямых правых и левых, изогнутых и для вырезания фасонных профилей). При рассмотрении конструкций ручных ножниц следует указать критерии, по которым выбирают тот или иной тип ножниц. Поскольку ручные ножницы предназначены для разрезания листового материала небольшой толщины (до 0,7 мм — сталь, до 1,5 мм — цветные металлы), необходимо познакомить обучающихся с конструкциями ручных силовых и стуловых ножниц, которые позволяют разрезать заготовки из стального листа толщиной до 2,5 мм. В процессе ознакомления с конструкциями ручных ножниц представляется целесообразным одновременно продемонстрировать приемы разрезания листового материала ножницами различной конструкции. Далее следует рассмотреть геометрические параметры рабочей части лезвий ножниц и их влияние на процесс резания.В заключение необходимо ознакомить обучающихся с основными правилами разрезания материала ручными ножницами и дополнительными мерами безопасности при выполнении этой работы.После изучения работ, выполняемых при помощи ручных ножниц, переходят к изучению конструкции, назначения и правил применения настольных рычажных ножниц, обратив особое внимание на дополнительные меры безопасности при выполнении работ с применением ручных настольных рычажных ножниц.Следующим этапом при изучении операции резания металла является изучение инструментов и приемов, применяемых при резании труб. Трубы могут быть разрезаны при помощи ручной слесарной ножовки или с применением специальных инструментов — труборезов. Поэтому целесообразно ознакомить обучающихся с конструкциями труборезов (роликового, цепного хомутикового и резцового), их назначением и правилами пользования ими, обратив особое внимание на способы закрепления разрезаемой трубы (в тисках с использованием профильных прокладок или при помощи трубного прижима) и дополнительные меры безопасности.Блиц-опрос.Технология резки ножницами по металлу:1. При разрезании листовых заготовок лист подаем левой рукой, слегка отгибая его вверх, а ножницы раскрываем:- не очень сильно, чтобы они захватывая лист, не выталкивали его;- очень сильно, чтобы они выталкивали лист вперед.2. Ножницы бывают:- с прямыми и кривыми режущими кромками;- с круглыми и прямоугольными режущими кромками.3. При разрезании материалов ножовкой для уменьшения трения и охлаждения полотна делают следующее:- ножовочное полотно обливают водой;- ножовочное полотно смазывают бензином;- ножовочное полотно смазывают машинным маслом.4. При работе с ножовкой- в работе участвует средняя часть ножовочного полотна;- в работе участвует все полотно;- в работе участвует передняя часть ножовочного полотна.5. Трубы разрезают:- ручной ножовкой;- труборезом;- ножницами.Общие правила по ТБ при выполнении слесарных работ.1. Надлежащая производственная одежда: фартук, нарукавники, головной убор, рукавицы. У одежды не должно быть свисающих и болтающихся частей.2. Крышка верстака и пол на рабочем месте должно быть чистым.3. Инструмент, требуемые для работы материалы и приспособления аккуратно разложить на верстаке.4. Работать только исправным инструментом, прочно закрепленным на гладких без заусенец и трещин ручках.5. Нельзя насаживать деревянные ручки, ударяя их торцом по загрязненному опилками и стружками верстаку, так как стружка вонзится в торец ручки и при работе ранит ладонь.6. Внимательно выслушать указания мастера производственного обучения о предстоящей работе.При разрезании:1) Ножовочное полотно должно быть правильно закреплено в станке: слабо закрепленное может выскочить, а туго натянутое – лопнуть и поранить руку.2) В конце резания нужно поддержать отрезаемую часть, чтобы она не упала на ноги.3) Разрезать листовой материал следует в рукавицах.4) Запрещается на ходу регулировать механическую ножовку.III Текущий инструктаж, самостоятельная работа.Мастер производственного обучения подводит итоги этапа «Проверка знаний».Затем мастер производственного обучения проводит инструктаж по практической работе.Начинать инструктаж можно с краткого напоминания обучающимся уже знакомых им правил техники безопасности при резке металлов.Прежде, чем обучающиеся приступят к практической работе, мастеру производственного обучения следует обратить внимание обучающихся на чертеж, который прикреплен к доске. Такой же чертеж должен быть на инструкционных картах, которые раздаются обучающимся.Следует обратить внимание обучающихся на порядок выполнения практической работы, а также на памятку по технике безопасности. Мастеру производственного обучения рекомендуется напомнить обучающимся, как производить разметку пластин и подготовку металла под резку (проводится личный показ мастера производственного обучения техники резки металла ножовочным полотном).Обучающиеся выполняют самостоятельную работу:1 Разметка металлических пластин, подготовка металла под резку.2. Разрезание металла при ручной обработке с помощью ручных ножниц или ножовки.1 обход: Проверить все ли обучающиеся приступили к выполнению задания и организацию рабочего места.2 обход: Проверка правильность трудовых приемов. Соблюдаются ли правила техники безопасности.3 обход: Проверка правильности ведения самоконтроля. Мастер производственного обучения проверяет правильно ли выполняется работа.4 обход: Проверка правильности соблюдения технических условий. Контроль за выполнением работы.5 обход: Проверка правильности ведения промежуточного (межоперационного) контроля. Умение пользоваться оборудованием.IV Заключительный инструктажПодвести итоги за день. Разбираются типичные ошибки, допущенные обучающимися при выполнении операций по разрезанию металла, выборе инструмента и разъяснению тех последствий, к которым ошибки могут привести. Особое внимание необходимо обратить на ошибки в соблюдении правил техники безопасности при выполнении учебных заданий. При рассмотрении этих вопросов следует максимально привлекать обучающихся. Самоанализ работ обучающихся. В заключение следует сообщить обучающимся оценки за выполненную работу. Уборка рабочих мест. Подготовка материально- технической базы к следующему уроку. Выдача заданий для выполнения самостоятельной работы: (подготовить инструкционные карты по выполнению работ, связанных с разрезанием металлической трубы.)Используемая литература:В.Ю. Новиков Слесарь-ремонтник: учебник М.ИЦ «Академия» 2014г.Б.С. Покровский Методика обучения профессии «Слесарь»: метод. пособие для преподавателей М. ИЦ «Академия» 2014г.Б.С. Покровский Ремонт промышленного оборудования: учебное пособие М. ИЦ Академия 2016г.С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов Допуски и технические измерения в машиностроении: учебник 13-е изд. М.ИЦ. Академия 2017г.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X