Floating Link
ДипломПедагога
Международный информационно - образовательный центр развития

Возникают вопросы? Пишите!
info@diplom-pedagogu.ru



СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 87227
Лицензия: Выписка

Вас ждут награды:

Подать заявку

Автор публикации: Афанасьева Наталья Михайловна

Сказкотерапия в работе с родителями, как способ решения проблем взаимодействия с ребенком

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 394 г. Челябинска»Сказкотерапия в работе с родителями,как способ решения проблем взаимодействияс ребенкомРазработчик:Педагог-психолог высшей кв. категорииАфанасьева Наталья МихайловнаЧелябинск, 2019 г.Все дети любят сказки. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами». В. Сухомлинский». В чём отличие сказки и сказкотерапии?Многие задумаются, разве сказка и сказкотеропия не одно и то же?! Не совсем.  Сказки, которые мы слушаем перед сном, отличаются от сказки в терапевтических целях тем, что сказкатеропия  - это способ решения конкретной проблемы, определённого ребёнка. В практической психологии довольно часто используется этот метод, который стал актуальным в наше время. Дети мыслят образно, поэтому с помощью сказкотерапии мы можем достигнуть больших результатов, чем просто беседуя на какие-то темы. Детям до 10 лет проще донести серьёзную информацию, используя при этом фантастические и невероятные примеры, которые в сказках преувеличены, что даёт детям лучше осознать то, что ему хотят рассказать.- В чем же секрет? И что же такое сказкотерапия? Зачем она нужна? И могут ли сами родители, а не только педагоги, использовать ее приемы в развитии и воспитании своих детей?Сказкотерапия – означает «лечение сказкой». Сказки воспитывают, развивают способность детей отличать хорошее от плохого, формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. Сказка способна излечить от эмоциональных нарушений поведения, таких как агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт. Сказка заставляет ребенка сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Малыш, который слышит историю с вымышленными персонажами воспринимает всё реально. В сказках используются метафоры, гиперболы – способы завлечь ребёнка тем, о чём повествуется. И дети сопереживают, радуются вместе с героями. Но если ребёнок чем-то обеспокоен, он сказу же «примеряет» ситуацию из сказки на себя, что помогает ему решить, как нужно поступить. Дети сразу же проникаются к доброму персонажу, поэтому сказкотерапия таким образом способствует ребёнку перенять на себя позитивную сторону персонажа, который, на его взгляд, прав.Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенно в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Сказкотерапия с дошкольниками проводится с учетом трех основных правил:Уместность. Нужно обязательно выбрать время, когда с ребенком уместно прослушать сказку. Искренность. Обеспечить уверенность в себе и быть искренним с ребенком.Дозированность. Сказкотерапия для дошкольников должна быть дозирована и время от времени надо повторять те сказки, которые больше всего нравятся, вызывают больше эмоций и отклика.Почему именно сегодня можно говорить об актуальности сказкотерапии в работе с родителями? - Потому что сказкотерапия, в первую очередь, выступает как метод психологической помощи, как способ воспитания (сказки служили моральным и нравственным законом, учили детей жизни: правильному поведению, исправлению ситуации, умению принимать решение, находить выход из затруднительных положений, преодолевать собственную неуверенность, различные страхи и др.), как средство развития эмоционального интеллекта (ребенок идет к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства). Во-вторых, сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией. И это важно донести до родителей. В этом смысле можно говорить о лечении сказкой. Когда оно необходимо? - если у ребенка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: например, агрессивность, капризность, застенчивость, жадность, робость, неумение адекватно выражать свои эмоции, наличие страха. Именно сказка позволяет ребенку увидеть подобные своим проблемы и узнать пути их решения.В чем же заключается практическая значимость сказкотерапии в работе с родителями?- Она не требует от родителей каких-то специальных, глубоких знаний самого метода, не отнимает много времени. Именно чтение сказки, обсуждение содержания, оценка действий героев помогает не только увидеть, но и решить какие-либо трудности. Надо донести до родителей главную задачу сказкотерапии - гармонизация внутреннего мира человека, достижение которой возможно через постоянное ее применение. Необходимо научить родителей использовать приемы сказкотерапии в домашних условиях: Чтение и обсуждение содержания сказки (оценка действий героев, ответы на вопросы по содержанию).Рисование после прочтения сказки.Обыгрывание сказочной ситуации.Продолжение сказки (например, изменение концовки, а как могло бы быть по другому…).Сочинение собственных сказок.Изготовление кукол.Использование пластилина.Эти приемы могут быть использованы последовательно друг за другом или выборочно. Анализ сказок проходит по следующей формуле: Что и почему происходит (события сказки)? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.;Что было бы, если…? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.;Что в этой сказке похоже на нашу жизнь? (интеграция).Формулирование и проговаривание вывода после прочтения сказки (итог, мораль, урок сказки).Возрастные особенности восприятия сказок:От 3 до 5 лет – простой сюжет, сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.С 5 лет – идентификация с реальными людьми: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории и сказки о людях, потому что в них содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5 - 6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.С 6 лет можно отметить заинтересованность сказками – страшилками. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.Еще один важный момент: достаточно часто дети предпочитают слушать одни и те же сказки. Об этом также важно сказать родителям. Сказка становится любимой, если ребенку близки проблемы главного героя. Проживая одну и ту же ситуацию, ребенок решает свои внутренние задачи, учится на ошибках персонажей, освобождается от психоэмоционального напряжения. Поэтому если ребенок просит прочитать несколько раз одну и ту же сказку, необходимо удовлетворить у него эту потребность.Одна и та же сказка может решать несколько поведенческих проблем и трудностей во взаимоотношениях с окружающими. Кроме известных русских народных и авторских сказок существуют специальные, психокоррекционные сказки для решения определенных трудностей в общении:Направленность (проблема): Конфликты с младшей сестрой (братом). Ревность или обида, вызванная рождением второго (младшего) ребенка.Ключевая фраза: «Мама и папа больше меня не любят». Возраст: 5-8 лет. Сказка «Мальчик Сережа»Далеко-далеко, за горами, за лесами, в одном очень красивом маленьком городке жил-был мальчик Сережа. Он был таким же, как другие мальчики, и чем-то похож на тебя. Жил он с мамой, папой и маленькой сестренкой Ксюшей.Раньше, когда Ксюши еще не было на свете, все игрушки в доме принадлежали только ему, ему одному улыбалась мама, с ним одним папа ходил кататься на велосипеде и только с ним папа и мама смотрели по телевизору футбол и мультики.А теперь мама чаще возилась с Ксюшей и улыбалась Сереже уже не так часто, как раньше, и у нее совсем не оставалось времени, что бы с ним поиграть. Но хуже всего было, когда она просила Сережу погулять с Ксюшей. Гулять с Ксюшей было очень скучно, потому что тогда он уже не мог ни поиграть в футбол, ни побегать с друзьями, ни залезть на дерево. Но мама просила защищать Ксюшу и быть настоящим мужчиной, таким же сильным, как папа.Сереже казалось, что мама и папа больше не любят его так, как раньше, что ругают его незаслуженно, а хвалят редко. Тогда он мечтал, чтобы Ксюша исчезла и все было как раньше. А иногда Сереже очень хотелось заболеть какой-нибудь страшной болезнью, чтобы мама и папа наконец обратили на него внимание, но было бы уже поздно и он бы все равно умер. И вот тогда они бы поняли, как мало его любили.Но вот однажды Сережа пришел из школы домой. Уже в дверях он услышал незнакомый голос. Мама тихо разговаривала с какой-то тетей в белом халате. По маминому лицу Сережа сразу догадался, что случилось что-то плохое.Когда доктор ушла, Сережа подошел к маме, прижался к ней и тихо спросил: "Что-то случилось с Ксюшей?". Мама обняла его нежно, поцеловала и сказала, что Ксюша заболела, у нее очень высокая температура и, может быть, ее заберут в больницу.Вечером, когда Сережа лег спать, он долго не мог уснуть, а когда заснул, ему приснился сон: он куда-то идет по красивой извилистой дороге, и вдруг перед ним появляется гора, а там - источник с целебной водой. Набрал он этой воды, чистой как слеза, и побежал, чтобы напоить ею свою маленькую сестренку. Он совсем не хотел, чтобы ее забирали в больницу...Утром за окном ярко светило солнце, был теплый весенний день. Сережа, проснувшись, сразу побежал в комнату, где была Ксюша, и увидел, что она уже не спит, а всем улыбается: и маме, и папе, и ему."Значит, помогло и все страшное позади",- подумал Сережа. Он поцеловал сестренку в макушку. Мама улыбнулась ему и сказала: "Я только что поняла, какой ты уже взрослый. Настоящий мужчина".Вопросы для обсуждения:- Почему Сережа думал, что мама и папа его больше не любят?- Почему мальчик расстроился, когда узнал про то, что его сестра заболела?- Почему Сереже приснился такой сон?- Почему мама сказала Сереже о том, что он уже взрослый?Направленность (проблема): Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Тревожность и боязливость.Ключевая фраза: «Я боюсь, у меня не выйдет».Возраст: 5-8 лет. «right000Сказка о Вороненке»Когда-то давно в одном небольшом городке на большом тополе жила Ворона. Однажды она снесла яйцо и села его высиживать. Гнездо было без крыши, поэтому маму Ворону морозили ветра, засыпал снег, но она все терпеливо переносила и очень ждала своего малыша.В один прекрасный день птенец застучал внутри яйца своим клювиком, и мама помогла выбраться своему Вороненку из скорлупы. Он вылупился нескладным, с голеньким беспомощным тельцем и с большим-большим клювом; он не умел ни летать, ни каркать. А для мамы он был самый красивый, самый умный и самый любимый, она кормила сына, согревала его, защищала и рассказывала сказки.Когда Вороненок подрос, у него выросли очень красивые перышки, он много всего узнал из маминых рассказов, но он по-прежнему не умел ни летать, ни каркать.Наступила весна, и пришло время учиться быть настоящим вороном. Мама посадила вороненка на край гнезда и сказала:- Сейчас ты должен смело прыгнуть вниз, взмахнуть крыльями - и ты полетишь.В первый день Вороненок уполз в глубину гнезда и тихо плакал там. Мама, конечно, огорчилась, но ругать сына не стала. Прошло некоторое время, и уже все молоденькие воронята вокруг научились летать и каркать, а нашего Вороненка мама по-прежнему кормила, оберегала и долго-долго уговаривала перестать бояться и попробовать научиться летать.Как-то этот разговор услышала Старая Мудрая Ворона и сказала молодой неопытной маме:- Так больше продолжаться не может, не будешь же ты всю жизнь бегать за ним, как за маленьким. Я помогу тебе научить твоего сына и летать, и каркать.И когда Вороненок на следующий день сел на краю гнезда подышать свежим воздухом и посмотреть на мир, Старая Ворона тихо подлетела к нему и столкнула вниз. От страха Вороненок забыл все, чему так долго учила его мама, и стал камнем падать на землю. От испуга, что он сейчас разобьется, он открыл свой большой клюв и... каркнул. Услышав самого себя, и от радости, что, наконец, научился каркать, он взмахнул крыльями раз, другой - и понял, что летит... И тут он увидел рядом с собой маму; они полетали вместе, а потом дружно вернулись в гнездо и от всей души поблагодарили Старую Мудрую Ворону.Так в один день Вороненок научился и летать, и каркать. А на следующий день в честь своего сына, который стал совсем взрослым и самостоятельным, мама Ворона устроила большой праздник, на который пригласила всех птиц, бабочек, стрекоз и многих-многих других, а на почетном месте важно восседала Старая Мудрая Ворона, которая помогла не только маленькому Вороненку, но и его маме.Вопросы для обсуждения:- Что почувствовал Вороненок, когда мама сказала, что емупора летать?- Как ты думаешь, Вороненок хотел летать? Чего он боялся?- Почему Вороненок все-таки полетел?Направленность (проблема): Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.Ключевая фраза: «Я плохой. Со мной никто не будет дружить!3111500-6858000».Возраст: 4-8 лет. Сказка про Ежика      В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.- Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты?- говорила Вите лиса.- Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,- бурчал медведь.- Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,- пищал зайка.-У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте - и те поют лучше тебя,- курлыкал ему прямо в ухо соловей.Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. "Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?"- плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что, чуть было, не заболел.Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и, чуть было, не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. "Охотник такой большой, а я та кой маленький",- подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.- Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг,- сказала лиса.С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка, и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.Ведь настоящий друг - это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг - это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.Вопросы для обсуждения:- За что было обидно ежику, почему он плакал?- Что изменило жизнь ежика?- Кто такой настоящий друг по мнению ежика? А как считаешь ты?Направленность (проблема): Страх темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость. Ключевая фраза: «Мне страшно!».Возраст: 5-8 лет. Сказка «Мышонок и темнота». 3854450-18478500На опушке большого красивого леса живет Маленький Мышонок с мамой и папой. Он очень любит цветы, растущие рядом с их домиком, зайчат, прибегающих на полянку, птиц, что каждое утро будят мышиную семью своим звонким пением. Мышонок радуется солнцу и ветерку, очень любит смотреть на облака, по ночам любуется звездами со своим другом Светлячком.А раньше Маленького Мышонка очень пугала темнота, ночь, когда вокруг ничего не видно и только слышны таинственные шорохи, наводящие ужас.В один из дней Маленький Мышонок очень долго гулял, бегал и забрел так далеко, что возвращаться пришлось в темноте; ночь была безлунной, а совсем рядом что-то все время шуршало, вздрагивало и шевелилось. И хотя это был просто ветер, гуляющий в ветвях деревьев, Мышонку все равно было страшно. Ему хотелось поскорее попасть домой, но страх сковывал его, он замирал, и слезы набегали на глаза. Вдруг он услышал вдалеке шум, ему представилось, что это злые чудовища клацают зубами, сердце его замерло, и он притаился. Но это оказался всего лишь писк, и Мышонок подумал, что, может быть, это кричит такой же, как он, маленький и испуганный малыш...Оглядываясь и вздрагивая от каждого шороха, Мышонок медленно шел на голос и вышел к небольшому кусту, меж веток которого была натянута паутина, а в паутине запутался Светлячок. Мышонок освободил его и спросил:- Ты так кричал потому, что тебе страшно в темноте?- Нет,- ответил Светлячок,- в темноте совсем не страшно, как тебе кажется, а кричал я потому, что запутался в паутине и не мог сам выбраться. Меня ждут друзья... А ты куда идешь?- спросил Светлячок.И Мышонок рассказал ему, что идет домой и что ему страшно.- Я яркий и свечусь, я помогу тебе добраться до дома,- сказал Светлячок.По дороге они встретили друзей Светлячка. Все благодарили Мышонка за то, что он спас Светлячка. И все светлячки так ярко и красиво светились, что это было похоже на праздничный фейерверк. И тут Мышонок увидел, что в темноте совсем не страшно, потому что ночью все такое же, как и днем,- есть и красивые цветы, и птицы. И даже такие необыкновенные красавцы, как Светлячки.Они проводили Мышонка до дома, поблагодарили его родителей зато, что они вырастили замечательного храброго сына. Мама Мышонка сказала: "Я всегда верила в тебя, малыш, ты ложись спать, а завтра мы устроим большой праздник. Все звери узнают, что ты теперь ничего не боишься и всегда готов помочь оказавшимся в беде".И был большой праздник. Все лесные звери узнали о том, что случилось с Маленьким Мышонком, как он спас Светлячка. А ночью, когда праздник еще продолжался, вся опушка этого большого леса засветилась, потому что собрались все светлячки и стало светло, как днем, и еще долго-долго продолжалось веселье и поздравления Маленького Мышонка и его родителей.Вопросы для обсуждения:- Чего боялся Мышонок? - Тебе бывает так же страшно?387350012192000- Что помогло Мышонку не бояться? - Что Мышонок узнал про темноту?Направленность (проблема): Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.Ключевая фраза: «Мама меня совсем не любит! Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать».Возраст: 4-9 лет.Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму.В уютном домике на лесной опушке жил Зайчик. Как-то раз захотелось ему поиграть с друзьями на солнечной поляне.- Мама, можно я пойду погулять с друзьями?- спросил он.- Конечно, можно,- сказала мама,- только не опоздай к обеду. Когда кукушка прокукует три раза, возвращайся домой, а то я буду волноваться.- Я обязательно приду вовремя,- сказал Зайчик и побежал гулять.На лесной поляне ярко светило солнышко, и зверята весело играли то в прятки, то в салочки, то в чехарду... Кукушка прокуковала и три раза, и четыре, и пять раз. Но Зайчик так увлекся игрой, что и не услышал ее. И только когда наступил вечер и зверята стали расходиться по домам, Зайчик тоже весело побежал домой к маме.Но мама его была очень сердита на него за то, что он опоздал. Она отругала Зайчика и в наказание запретила ему выходить из дома. Зайчик обиделся на маму: он ведь не хотел ее огорчать, просто заигрался с друзьями и совсем забыл о времени, а его так несправедливо наказали. "Мама меня совсем не любит,- подумал Зайчик.- Если бы она меня любила, то не стала бы наказывать".И Зайчик убежал из дому в лес, нашел норку и решил остаться там жить. Ночью пошел дождь, стало холодно и неуютно. Зайчик чувствовал себя очень одиноким, ему хотелось домой к маме, но он не мог простить ее за то, что она его наказала.Утром Зайчика разбудила болтовня сорок, которые сидели на соседнем дереве. "Бедная Зайчиха,- говорила одна сорока другой.- Вчера ее Зайчонок убежал из дома, она всю ночь искала его в лесу под дождем, а теперь она тяжело заболела от огорчения и беспокойства".Услышав эти слова, Зайчик подумал: "Раз мама волнуется из-за меня, значит, она меня, наверное, любит. Она заболела, потому что я убежал, и ей теперь очень плохо. Я должен простить её и вернуться домой, ведь я тоже ее люблю". И Зайчик помчался домой.Как только мама увидела его, она сразу выздоровела, встала с кровати и ласково обняла своего Зайчонка.- Как я рада, что ты вернулся, мой хороший,- сказала мама.- Мне было очень плохо без тебя, ведь я так сильно тебя люблю.- Я тоже тебя люблю, мамочка,- сказал Зайчик.С тех пор Зайчик и его мама жили дружно и не обижались друг на друга. Зайчик понял, что мама его любит и будет любить всегда, что бы ни случилось.Вопросы для обсуждения: - За что Зайчик обиделся на маму? Обиделся бы ты на его месте?- Почему Зайчик вернулся к маме?- Что понял Зайчик из этой истории?Таким образом,  сказкотерапия способствует эмоциональному сближению ребенка и родителя, формированию позитивных детско-родительских отношений, раскрытию внутреннего мира каждого участника.Если родители смогут правильно использовать все возможности, то окажут своим детям неоценимую помощь.Поэтому дерзайте, любите сказку, уходите в неё, когда тяжело наяву, учите детей не расставаться со сказкой не только в ребячьей, но и потом во взрослой жизни!Список литературы терапевтических сказок: Лабиринт дущи: Терапевтические сказки". Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.  Юрченко О.П. «Сказки от капризов».Мария Кутовая «Сказки от слез».Оксана Ишанина «Волшебные сказки».Анна Крылышкина Терапевтические сказки. Панфилова Марина Александровна Сказки о школе «Лесная школа».Сказки для адаптации детей к детскому саду.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете найти ответы в разделе Вопрос-ответ. Если же Вы, к сожалению, не нашли ответ , то можете свзаться с нами, отправив нам письмо на электронную почту info@diplom-pedagogu.ru

Материалы, опубликованные участниками конкурсов, на нашем ресурсе, предоставляются только с целью ознакомления. Авторское право представленных работ, принадлежат их авторам. И поэтому использовать опубликованные работы, можно только после получения одобрения со стороны редакции сайта! Точка зрения Администрации сайта, может разниться с взглядами пользователей, относительно опубликованных ими трудов.


Пользователи, опубликовавшие конкурсные материалы, несут полную ответственность за их содержание. Администрация нашего сайта, готова оказать всяческую помощь в решении проблемных вопросов, относящихся к функционированию и наполнению данного ресурса. В случае обнаружения вами в процессе изучения сайта, незаконно используемого контента, просьба незамедлительно уведомить о данном нарушении администрацию, путем заполнения специальной формы.

X